- Промокоды
- Тир-лист персонажей
- Баннеры 1.2
- Тир-лист банбу
- Инспектор Мяучело
- Памятные монеты АИК
- Пропавшие мини-грузовики
- Все скрытые квесты
- Все достижения
- Все арты c6 персонажей
- Как повысить уровень доверия агентов?
- Клякса: как приручить?
- Видеопрокат и все видеокассеты
- Отдыхающая домохозяйка: фильм
- Ностальгирующая девушка: фильм
- Влюбленная девушка: фильм
- Квест Клуб загадочников 1 и 2
- Квест Отмотай назад, детектив
- Квест Заметание секретов
- Квест Пропавшая картина
- Квест Бескрайняя бездна
- Квест Пророчество
- Квест Лимб банбу
- Все гайды
- Испытания Мерлина
- Хранилища сокровищ
- Луны мистера Муна
- Хитроумные ключи
- Головоломки Иродианы
- Квест «Призрак нашей любви»
- Квест «Колодец, колодец»
- Квест «Сокровища из проклятой гробницы»
- Квест «Гиппогриф вам укажет путь»
- Квест «Словно по звонку»
- Непростительные заклинания
- Все легендарные сундуки
- Все животные и твари
- Все метлы
- Все концовки
- Все гайды
- Башня Рамазита и колдовской погреб
- Вызов Шар — все испытания и Копье Ночи
- Логово Ансура — все чертоги и дракон
- Литейная стальной стражи — как спасти гондийцев
- Обыскать подвал — как открыть Некромантию Тхая
- Разрушенная башня — как запустить лифт
- Адамантиновая кузня — все формы и мифриловая руда
- Завершить оружейный шедевр — кора суссура
- Тетушка Этель — как спасти Майрину
- Яйцо гитьянки — как украсть и можно ли вырастить
- Мистический Падальщик — где найти слугу
- Найти клоуна Каплю — все части тела
- Как победить Геррингот Торм?
- Где найти Кровь Латандера?
- Где найти Песню Ночи?
- Все гайды
- Промокоды Honkai Star Rail
- Все сундуки Золотого мига в Honkai Star Rail
- Похвала высокой морали в Honkai Star Rail
- Все сундуки в Лофу Сяньчжоу из Honkai Star Rail
- Первооткрыватель в Honkai Star Rail
- Все сундуки Сада безмятежности в Honkai Star Rail
- Беглецы в Доме кандалов
- Заказ прокси
- Дом кандалов: сундуки и робоптахи
- Гексанексус: Remake в ХСР
Обзор Black Book: из Перми с любовью
Или как колдунья и демонический кот в поход за любимым ходили.
Давно дело было, еще до революции. На дворе вторая половина XIX века, перед нами бескрайние леса Пермской губернии. Красные комиссары остаются чем-то из области фантастики, зато в объективной реальности существуют черти, суседки и прочие суеверия.
Где-то в Чердынском уезде дед Егор воспитывает сиротку Василису, обучая её колдовским наукам. Но сама она к такой судьбе не готова. Вот с любимым помиловаться, да свадебку сыграть – совсем другое дело.
Никто не помнит, как так вышло, но возлюбленный Васькин наложил на себя руки. Тут адова наука и пригодилась-то. Решила Василиса силу колдовскую у деда принять, да жениха своего из пекла вызволить.
Примерно так начинается Black Book, мистическая ролевая игра от пермской студии Morteshka.
Чтобы вернуть любимого, колдунье придется отправиться в пеший тур по минималистично, но приятно нарисованным окрестностям Урала, попутно сражаясь с разнообразной нечистью и открывая печати Черной Книги.
По преданию тот, кто откроет все печати, сможет загадать одно желание. Вытащить жениха-самоубийцу из адского пламени и отправить его прямиком под венец? You wish is my command, как говорил персонаж Робина Уильямса из «Аладдина».
Отметим вскользь, что полагаться на предания многотысячелетней давности — слегка сомнительная затея. Но Василису можно понять: дед Егор говорит очень уверенно, на все про все есть только 40 дней, надо спешить.
Поэтому книжку в руки, пестерь с чертями за спину и отправляемся в путь.
Сразу к сути: у Morteshka все получилось. За относительно небольшие деньги — на Kickstarter, к примеру, собрали $163496 — студия смогла создать игру, которую а) хочется проходить и перепроходить; б) хочется порекомендовать друзьям. Кстати, рекомендуем.
Незатейливая картинка смотрится крайне уместно (но иногда кажется, что у Василисы нет носа). Немного напрягает отсутствие мимики в диалогах, зато озвучка — мое почтение.
Актеры подобраны очень удачно, авторы диалогов и исторические консультанты проделали огромную работу: общение Василисы с нечистью, спутниками и деревенскими жителями дивно обогатит ваш лексикон.
Сочетание озвучки, графики и диалогов сплетает очень уютную атмосферу. Хотя в игре в общем-то происходят страшные вещи — в какой-то момент, например, можно отправить старушку в пекло, — местное зло какое-то почти домашнее и одновременно интересное.
В диалоги стоит вчитываться, сказки-былички — вдумчиво изучать. В них регулярно попадается что-то полезное. Разговорами, впрочем, решаются не все проблемы — иногда надо и поколдовать.
Здесь Black Book выкладывает на стол козырного туза: карточная боевая система, придуманная геймдизайнерами Morteshka, может отдаленно напоминать «Гвинт», но на деле куда глубже и любопытнее.
Сражения, наверное, один из самых удачных аспектов игры. Во-первых, древо прокачки и обилие заклинаний-карт сами по себе позволяют собирать очень разных Василис.
Вдобавок в распоряжении нашей героини есть целый ворох полезных трав (конечно, если вы не ленились их собирать или покупать) и артефактов разной степени могущественности.
Во-вторых, разработчики ловко жонглируют механиками, то и дело подкидывая противников, ради которых приходится пересобирать колоду и придумывать новые тактики. А ведь есть еще бои-головоломки и битвы с другими колдунами, дающими Василисе фору по части сил...
Может прозвучать странновато, но в чем-то подход разработчиков напоминает Bloodborne. Да, Василиса постепенно становится сильнее, но в Black Book можно и нужно воевать не числом атакующих карт в руке, а умением самого игрока.
Потренируетесь, наберетесь опыта, и во втором прохождении — а вам захочется пройти игру во второй раз — противники, вызывавшие трепет, будут отправляться на встречу с создателем быстро и технично.
Еще одна удачная находка Morteshka – местная система грехов. Вообще у Василисы странные отношения с небесами: с одной стороны, она вроде бы колдунья, пропащая душа; с другой — надеется избежать посмертия в адском пламени и попасть в более приятное место.
Грехи прилетают Василисе и за собственные действия, и благодаря чертям, которых она подбирает во время своих приключений. Их кстати можно отправлять на задания в лучших традициях Assassin's Creed.
По желанию Василисы черти могут терзать невинных людей, принося в награду грехи, деньги и полезные травки. Либо сидеть смирно и терзать взамен саму колдунью, вешая на неё достаточно неприятные дебаффы.
Проще всего проходить игру за Василису-грешницу, но разработчики уверяют: количество грехов влияет на появление в диалогах некоторых реплик и концовки. Плюс — это мы знаем точно — с чистой совестью финальный уровень пройти будет гораздо легче.
Местный сюжет - еще один аргумент в пользу перепрохождения игры. Во-первых, он хорош сам по себе: сценаристы рассказали отличную историю, не забыв plot twist ближе к последнему акту и вписав в игру необычный финальный уровень. Во-вторых, есть несколько любопытных развилок, добавляющих глубину истории и личности Василисы. А еще у нашей героини есть спутники.
Вместе с новоиспеченной колдуньей путешествует целый отряд, который состоит из очень колоритных персонажей. В какой-то момент, к примеру, можно подобрать демонического кота, очень уважающего бражку.
Или говорящую голову, некогда принадлежавшую знакомому деда Егора — колдун решил обмануть смерть, но немного просчитался и теперь сторожит дом своей более могущественной коллеги.
Спутники обожают поболтать, могут участвовать в боях и прокачиваться, становясь немного полезнее; колдующий кот, висящий в воздухе, выглядит довольно забавно.
Но собрать всю команду за одно прохождение не так-то просто: пройти мимо развилки, где можно получить спутника, довольно легко, а сама игра никак не намекает, что вы всего в двух шагах от нового напарника.
В финале игры спутников тоже не забывают. Правда, сама концовка с рассказом о судьбе Василисы и ее знакомых устроена достаточно просто: короткий ролик и несколько слайдов в стиле последних частей Fallout. Суть она раскрывает, но деталей могло быть и побольше.
В целом Black Book производит очень приятное впечатление. Затертая фраза «сделано с любовью» описывает игру почти идеально: за тридцать часов в предрелизном билде мы сталкивались с техническими проблемами пару раз, а сделанных для галочки мест не видели вовсе.
Интуиция подсказывает, что мы еще встретимся с пермским фольклором в изложении Morteshka. Этой теме посвящены обе игры молодой студии, а судя по качеству Black Book, команда планирует надолго остаться в игровой индустрии. Желаем удачи и ждем новых встреч.
Black Book выходит 10 августа на PC, PlayStation 4 и Xbox One.
- Можем, умеем, практикуем: игры российских разработчиков последних лет
- Лучшие инди-игры 2021 года
- Resident Evil Village получит еще один патч с оптимизацией на PC
- Персонажей The Sims 4 переработают
- Драки поваров, симулятор алхимика, хоррор с коровами: главные анонсы Guerrilla Collective 2
- Российская мистическая RPG Black Book профинансирована на Kickstarter