Все новости
Это интересно
Сейчас читают
Mafia 3
Аватар Vyacheslavskiy Vyacheslavskiy

Заповеди анти геймдизайна

27
2
Поделиться
Телеграфировать
Итак, снова здравствуйте. На дворе лето, новые игры не выходят, старые уже порядком надоели, но делать нечего − приходится играть в то, что дают. То летняя распродажа подкинет Бетмена, то PS+ даст на шару третью Мафию. Словом: на безрыбье... Но во все ли это необходимо играть? Давайте разберемся на примере той самой третьей Мафии.
Заповеди анти геймдизайна

И прежде, чем я начну хоть что-нибудь, да, я знаю, что игре уже два года. Да, я знаю, что все и так уже знают о том, что игра из себя представляет и стоит в нее играть или нет. Посыл у этой статьи другой. В принципе. Изначально. Ну а там уже как пойдет. Заваривайте окрошку и мы приступаем.

Что такое геймдизайн? Геймдизайн − это не просто одна из должностей в геймдеве, представители которой обязательно закутаны в шарфик и ездят на гироскутерах. В первую очередь − это чуть ли не наука о том, как сделать из говна конфетку. Ведь все мы с вами прекрасно знаем, что игра может поражать графикой, звучать круче Бетховена и впечатлять эффектами похлеще, чем Майкл Бей, но если все это никак не играется, не собирается в единое целое и не создает то самое сокровенное "с душой", то нахер надо в это играть вообще.

Почему же у нас на операционном столе сегодня находится Мафия? Да-да, я знаю, что игра − говно, но ведь это надо обосновать. Нельзя просто так взять и назвать что-то говном. Ладно, Велиала можно, но в остальном − нельзя. Что ж, тогда приступим к более детальному разбору.

Начнем мы с самого главного в играх подобной тематики и жанра: сюжет. Некоторые из вас могут возразить, что в играх с открытым миром сюжет играет все же не главную роль, она должна отводиться геймплею. Что ж, недурное замечание, но вы неправы. Геймплей − это хорошо, конечно, но если нет мотивации делать то, что от тебя просят, то и геймлей начинает надоедать. Все превращается в пресловутое "развлеки себя сам", а мы прекрасно знаем, как на долго этого хватает, особенно в однопользовательских проектах.

Так вот сюжет. Относительно нашего сегодняшнего пациента мы можем с точностью сказать, что сюжета в игре нет. Либо он есть, но его очень немного. Большую часть времени вам придется шляться по городу туда-сюда, убивать недругов, разбивать какие-то коробки, угонять катера и собирать просто так валяющиеся хрустящие зеленые купюры. Это − геймплей, но никак не сюжет. В те минуты откровения, когда сюжет все же есть, он подается порционно, в кат-сценах, либо в заданиях, где надо валить главарей. И это − капля в море на фоне той рутины, что приходится пережить до.

Аспект номер два: геймплей. Вот теперь пришла пора поговорить о нем. Геймплей разнообразен, бесспорно. Есть машинки, катера, пешие прогулки, можно убивать плохих парней из огнестрела, можно снимать их по-тихому подкрадываясь сзади. Предлагается собирательство разного сорта, взлом каких-то узлов, а-ля вышки из всем нам известного капюшенного сериала, всякие побочные задания подай-принеси и многое другое. 

Однако уже тут могут возникнуть некоторые вопросы. К примеру, щитки с прослушкой сделаны очень палевно и все, для чего они нужны, это растягивание времени игры. Тоже самое я могу сказать про взлом любых замков. Мало того, что это до одури простая мини игра, она имеет два этапа, которые специально сделаны так, чтобы вы тратили на них свое драгоценное время. Туда же мы относим отсутствие быстрых перемещений. Город не то, что бы очень большой, но преодолеть на местном транспорте пару тысяч километров или миль, тут не указаны единицы, это добрые десять минут реального времени. Десять минут унылых поездок по абсолютно пустому городу среди абсолютно одинаковых машин, созерцая абсолютно одинаковые декорации, которые еще и размывает в движении.

Пункт номер три: управление. Да, я выношу это в отдельный пункт, так как опять же: как бы игра не была сделана, сколько бы контента и возможностей не было бы включено, если в это просто неудобно играть, то долго все это не проживет.

Что мы имеет тут? Камера двигается плавно, что создает целых две проблемы. Проблема номер один: порой присутствует такое ощущение, что тебя укачивает, будто все плывет перед глазами, а ты только что принял на грудь пару бутылок несмешанного. Вторая проблема кроется в том, что во время прицеливания камера ведется себя ровно точно так же. А это значит, что целиться вы будете, как небезызвестный Натан Драке, хэды отвешивать вам точно не придется и автоприцеливание − ваш самый лютейший враг.

Тот же самый недуг постиг и манеру ходьбы нашего Линкольна. Ходит он, будто на катке катается. Поворачивает не резко, а как мини-карт, по дуге, из-за чего валить из-под огня в ста процентов случаев получается через задницу, а прилипать к укрытиям вы всегда будете не к тем, которым хотите.

Что до вождения автотранспорта, то тут сказать есть тоже немного. В аркадном режиме машинки ездят проворно, если это вообще можно так назвать, но очень неправдоподобно. В реалистичном режиме каждый автомобиль превращается в тыкву. Что-то среднее − увольте, не завезли. Больше тут и говорить не о чем.

Открытый мир − наша следующая остановка. Нам предоставлен целый город − Нью Бордо. Нет, это не та Бордо, которая когда-то светила прелестями на канале М1, а жаль, так было бы интереснее. Тем не менее, город наш поделен на несколько районов, что приводит нас к двум вещам. Первое − мы точно сразу понимаем, что районы придется отжимать один за другим и "перекрашивать" карту. Второе, наименее вероятное − районы будут показывать разную жизнь города: разные постройки, быт, людей, разное окружение, настроение, машины и все в таком духе.

И если с первым мы угадали на все 150%, то вот второе подкачало, к сожалению. Город и правда в разных районах выглядит по-разному, но не так, как этого ожидаешь. Ну то есть да, болота и центр города будут кардинально отличаться всем, но вот этот же центр и окраина − нет. Тут уже придется всматриваться и обращать внимание на детали. Если же проноситься мимо домов, а именно так и будет проходить большая часть нашего времени, то ничего особенного и отличительного глаз не заприметит. Не говоря уже о том, что Нью Бордо − не самый солнечный и лучезарный город, чтобы в нем в принципе что-то можно было рассмотреть при ясной погоде.

А напоследок я оставлю одну из самых сложных тем: баги. Какая бы не была ваша игра прекрасная. Как бы круто вы ее не поставили, сколько бы механик в нее не добавили, если есть баги и их или много, или они критичные, или и то, и другое, ваш проект окажется на свалке еще до того, как вы скажете "хотфикс".

К несчастью Мафия 3 − один из самых прекрасных представителей семейства "и так сойдет". Невидимые препятствия из-за непрогруженного контента, дергание камеры из-за разной высоты вида спереди и сзади у машин и катеров, невероятно мелкие иконки на дверях и некоторых других предметах, указания что нажимать по краям экрана индикаторами, которые напрочь сливаются с окружающей средой − это и многое другое повстречало меня в первые несколько часов игры. И самое печальное: баг с повествованием. В данный момент у меня игра зависла на том, что в логе просто нет активных заданий, потому что где-то что-то пошло не так. Ни Вито, ни второй псих, владелец авто-мастерской ни в какую не хотят давать мне дальнейшие поручения, как я не старался.

UPD: Задания от обоих появились, нужно было просто умереть. Да, вот так все просто, а я − дурак, не додумался.

В итоге, если бы номинация на игру, которая максимально ставит палки в колеса игроку, существовала, это была бы Мафия 3. Еще полдня назад я было думал, что за что-то в этой игре даже можно ухватиться, но все вышеперечисленное мне дало понимание: это эталон, по которому можно мерять любую ААА халтуру. Тем и печальнее тот факт, что в начальной заставке и в главном меню на весь экран красуется логотип . А я тем временем откланяюсь. Не играйте в плохие игры.

P.S. Я оставлю здесь то, что нашел сам и не смог пройти мимо:

Физика тоже имеет место быть херовой:

Навигация в таком меню может быть приятной только под лсд:

Читать далее
Показали The Witcher 4 — что думаете?
Жду, выглядит интересно
80 голосов, 58.4%
Трейлер не очень, подожду геймплей
16 голосов, 11.7%
Цири — ведьмачка? Да ну, это шутка
22 голоса, 16.1%
Больше не доверяю CD Projekt, пусть сначала выйдет
19 голосов, 13.9%
Теги: Mafia 3, Креатив, Годнота, Игры
Аватар Vyacheslavskiy
Vyacheslavskiy
678 подписчиков