trey4rch @ WTFTime 2217

«Мистер Сальери передаёт поклон: рецензия на Mafia Definitive Edition»

24
Поделиться
Поделиться
«Человек, который хочет получить от жизни многое, — рискует кончить рано. С другой стороны, если человек не желает от жизни многого, — он рискует вообще ничего не получить»

Анонс ремейка «Мафии» был встречен аудиторией крайне неоднозначно и не без эмоций: закоренелые фанаты оригинальной игры — с удивлением и навязчивым скепсисом; новоприбывшие — двояким чувством чего-то до боли знакомого и, в то же время, абсолютно непохожего на современные тенденции индустрии.

Понять можно и тех, и других. Когда в анонсирующем трейлере наблюдаешь бетонные высотки, словно прямиком из детства; парней с итальянским акцентом в пальто и шляпах, вооружённых томми-ганами; знаменитые цитаты про саму суть бандитской романтики, сходки криминальных семей, безумные погони и кровавые разборки в Америке времён сухого закона... Ощущение пресловутого дежавю и неподдельного восторга иссякает ровно в момент появления знакомого названия — Hangar13. Студии, уничтожившей в «Мафии» всё то, за что верные поклонники любили и почитали серию, убрав её на самую верхнюю полку аккурат перед релизом третьей части.
В сердцах «олдовых» геймеров начала нулевых Mafia: The City of Lost Heaven оставила глубокую рану и вывернула нутро наизнанку. Время шло. Рана, как и предначертано человеческой природе, затягивалась, а боль, спрятанная в закоулках подсознания, была свежа в памяти. Причина весьма прозаична — она трогала. Трогала драматургией и одновременно пугала реализмом происходящего. Даниэль Вавра, создатель оригинальной игры, сумел создать из обычной, по меркам кинематографа криминальной истории, культ, а диалоги разлетались на цитаты в духе Крёстного отца.

Возвращаемся в Лост-Хэвен — вымышленный город 1930х прошлого века, явно вдохновлённый Нью-Йорком; на пороге крах Уолл-Стрит и вовсю действующий «сухой закон». Расцвет организованной преступности и бутлегеров; строгие костюмы тройки и классический джаз. Город потерянного рая не был бы таким романтичным, если бы не история Томми Анджело — простого парня, водителя такси, волей случая ставшего членом одной из двух криминальных семей города — Сальери. 

На протяжении следующих восьми лет Томми верно и честно служил дону и его клану, регулярно выполняя грязную работу, в погоне за авторитетом, деньгами и американской мечтой. Со временем герой осознаёт, что в поисках лучшего теряет себя, а весь путь к успеху не приводит ни к чему кроме насилия, предательства и потери близких ему людей. Бывший мафиози сдаёт синдикат детективу из ФБР, надеясь на безопасность своих жены и дочери; рассказывает ему историю деятельности клана от начала и до конца, пока коллеги по недавнему прошлому жаждут вендетты над предателем.

В 2002-ом году «Мафия» произвела фурор в индустрии, уверенно разрушив постулат о том, что компьютерные игры не в состоянии достигнуть уровня кино, являясь скорее развлечением неспособным вызывать эмоции. И если Rockstar Games только прощупывали почву серьёзной сценарной подоплёки и режиссуры, предлагая аудитории весьма условный сюжет и увеселительную песочницу, то чехи из Illusion Softworks ваяли настоящую криминальную драму в виртуальных декорациях.

Пускай история о таксисте-неудачнике, жаждущем больших заработков и положения в обществе, изобилует всеми возможными клише и заимствованиями из киноцеха; профессионально срежиссированные кат-сцены, вдумчивый сценарий и великолепные диалоги в духе мастодонтов жанра Де Пальмы, Тарантино и Скорсезе не позволяют разглядывать её через призму очередного гангстерского кино. Скорее, напротив, увидеть потенциал подобной синергии.

Стоит ли говорить о том, удалось ли Hangar13 бережно перенести, не потеряв ни в атмосфере, ни в ценностях то, что когда-то сделали чехи? На самом деле задача довольна проста: взять ту самую игру и банально переделать её на современный лад, не прибегая к кардинальным изменениям... 

Сюжетные миссии дополнены логичными ситуациями и диалогами, а кат-сцены расширены для более глубокого понимания героев и их мотивов. Благодаря этому, например, уделено внимание развитию личной жизни Томми и раскрытию характеров закадычных напарников — Поли и Сэма. Между тем, какие-то сцены были переделаны на иной лад: где-то не хватает пару лишних кадров, а где-то пропали напрочь целые строки диалогов со всё ещё свежими в воспоминаниях цитатами. 

Вкупе с полностью переработанной визуальной составляющей, игра производит впечатление ВАУ, и в хорошем смысле хочется только лишь наблюдать за развитием сюжета, не прибегая к геймплею. Томми, как и действующие лица его рассказа, кардинально изменились внешне, сохранив лишь узнаваемые черты: обзавелись достойной и необходимой в наше время человеческой мимикой и анимацией. Несмотря на непривычный вид знакомых нам персонажей, ощущение чужеродности происходящего улетучивается спустя пару кат-сцен: когда после первой в жизни погони с огнестрелом героя лупят бандиты из конкурирующей семьи, совсем неподалёку от бара Сальери, моментально ощущаешь тепло родного очага.

На самом деле работа была проделана без преувеличения титаническая и уже за это можно снять шляпу. Тренд на ремейки в современной игровой индустрии крайне популярен, однако неблагодарен с морально-этической точки зрения: поколение «старичков» обязательно раскритикует разработчиков за небрежное отношение к первоисточнику, а поколение игр-сервисов удивится наличию полноценного сингла и отсутствию мультиплеера.

Авторы Mafia 3, как ни странно, подошли к этому вопросу серьёзнее, чем к собственной игре серии. С любовью и трепетом воссоздав былую атмосферу Лост-Хэвена с его необычайным шармом, присущим духу того времени музыкальному сопровождению; изумительной визуальной составляющей, преобразившей город до неузнаваемости, и фанатичному вниманию к деталям, которые в итоге собирают всё увиденное в единую картину. 

Разумеется, без возросшего уровня режиссуры и постановки, а также сопутствующего геймплея старания оказались бы напрасны. И тут обошлось без сюрпризов: ремейк играется ровно так же, как и оригинал, а для тех, кто хочет получить тот же ворох эмоций, разработчики сделали возможность выбрать классический уровень сложности. Что это значит? Виртуальные гангстеры умирают спустя пару полных обойм, охотно выкуривают игрока из укрытий и всячески перемещаются во время перестрелок, дабы не дать выдохнуть игроку. С одной стороны это дань уважения классике, а с другой - выглядит странно и несерьёзно. 

Здешняя стрельба вообще отдельная тема для споров: американцы, в отличии от чехов, имели возможность воспользоваться благами современных технологий и личным багажом опыта предыдущей игры серии, дабы сделать перестрелки чуточку интереснее нежели в оригинале. Томми стреляет так же ловко, как и Линкольн Клэй, несмотря на колоссальную разницу в подготовке; носит максимум пару стволов с холодным оружием, а сам процесс стрельбы плюс-минус повторяет третью «Мафию», с её отдачей, баллистикой и разнообразием огнестрельного оружия. Конечно же, с поправкой на уровень сложности. Там где здоровяк Линкольн, подобно танку, наперевес с дробовиком мог с лёгкостью зачистить притон орлеанских мафиози, простой таксист теряет половину здоровья и часто отстреливается из укрытия.

Вне типичной гангстерской жизни Томми Анджело часто будет проводить время и за «баранкой», как и подобает настоящему таксисту. Вообще, изучением обновлённых пейзажей не стоит пренебрегать, ведь знание местности неплохо поможет во время сюжетных погонь и преследований с участием полиции. Главное помнить, что город здесь не больше, чем декорация: ни о какой наполненности открытого мира и симуляции жизни в духе GTA не может быть и речи. Однако поняв это, можно моментально разочароваться. В итоге — усердствовать не стоит. Хотя воочию оценить изменившиеся декорации можно и даже нужно.

Физика автомобилей с учётом прошедшего времени осталась примерно на том же уровне, вернее, воссоздана с той же спецификой. Машины ощущаются тяжёлыми, неторопливыми, а вместо неконтролируемого заноса, как в оригинальной игре, они охотно дрифтуют. К слову, разница между гоночными болидами и обыденным транспортом точно ощущается и чувствуется, так что потратить какое-то время на изучение поведения транспорта всё же придётся. Это будет полезным для дальнейшего прохождения. Также в ремейке неожиданно появились мотоциклы, на которых буквально заставят прокатиться в одном из заданий, и, скорее всего, это будет ваша первая и последняя поездка: удовольствия от езды на них вы вряд ли получите, а их поведение напоминает физику Watch Dogs.

Выходит, что из развлечений в ремейке остаётся лишь сюжетная линия. Полюбившиеся нам задания вроде той самой гонки, которая теперь обставлена как помпезное и яркое событие, с фанфарами, большим количеством зрителей и повысившимся накалом страстей; многочисленные погони с армадой полицейских на хвосте, по итогам которой святую троицу расстреливает странный с виду броневик, вооружённый турелью. Стелс-миссии, в которых герой занимается перебеганием от укрытия к укрытию и наглухо вырубает оппонентов; их тела можно спрятать, но из-за специфики искусственного интеллекта не имеет никакого смысла.

Mafia Definitive Edition это игра в деталях. Как и раньше, это дотошное внимание к мелочам, возросший уровень постановки, захватывающий сюжет и персонажи, которым хочется сопереживать и понять их мотивы. По радио время от времени говорится о политических событиях, интригах преступного мира и городских событиях, а газеты пестрят злободневными заголовками; главный злодей, каким является Дон Сальери, ведёт безупречную игру хорошего и плохого мафиози, а друзья-напарники Сэм и Поли в постоянной борьбе со своими моральными принципами и пороками в итоге приходят к логичному концу.

Оригинальная игра навсегда останется в памяти как чересчур серьёзная и жизненная криминальная драма, с её угловатыми полигонами, деревянной анимацией и отсутствием актёрской игры из-за технических ограничений того времени. Прямо сейчас её стоит убрать в какой-нибудь ящик и поспешно забыть. Перерождение в новом обличье пошло ей на пользу, а её сюжет всё так же актуален и вызывает целый спектр эмоций. 

Помните одно: перед игрой в Definitive Edition ни за что не проходите классическую версию.
Теги: Mafia: Definitive Edition, Mafia: The City of Lost Heaven, Креатив, Игры, Годнота
trey4rch
1157 подписчиков
Мнение: Cyberpunk 2077 глубже и душевнее, чем кажется
Это интересно
BloodRayne 2: Terminal Cut – очень странная версия
RDR2: Почему «это работает»
BloodRayne: Terminal Cut – или как сделать только хуже!
Разбор серии Stronghold. Бесславное десятилетие.
Светочувствительный обзор на Creaks
«Вендетта по-французски — рецензия на Watch Dogs: Legion»