Все новости
Это интересно
Сейчас читают
Безумный Макс: Дорога ярости
Аватар Докель Докель

Важность цвета в современном кино

23
9
Поделиться
Телеграфировать
Знали ли вы о том, что палитра фильмов играет с вашим разумом? Она, словно кукловод, перебирает ниточки и, таким образом, достигает нужного себе эффекта. Создать отвращение к любимому тобой персонажу? Легко. Вбить сцену глубоко в память? Да без проблем. Нужно лишь выбрать правильные краски.
Важность цвета в современном кино


Меняя цвет фильма, мы фальсифицируем историю.

Джо Данте, кинорежиссёр и продюсер

Предыстория

В 1895-1896 гг. появилось кино. В крупных столицах впервые показали легендарный 49-секундный фильм "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты", который в прямом смысле этого слова заставил ужаснуться всех зрителей. Такого реалистичного опыта на себе тогда мало кто испытывал. Нередко на его сеансах зрители подскакивали от страха. Неискушенность давала свои плоды.

Спустя 7 лет после зарождения кинематографа начались первые попытки сделать его цветным. Конечно же, понятие цвета тогда было относительное, ведь сейчас мы бы их способ назвали, скорее, тонированием: покраской черно-белых кадров в один цвет. Как бы то ни было, даже такой, считай, простейший способ давал свои плоды и играл на атмосферу. Вечерние кадры стали по-настоящему атмосферными, а фильмы ужасов очень пугающими. Для того времени.

Но уникальные идеи начали зарождаться позже. Все начали думать, как же снять настоящее цветное кино, ведь собственноручно закрашивать каждый кадр замахаешься. Сначала провели аналогию с фотографией, где все снималось на три пластины разных цветов, но потом поняли, что это полный бред: одинаковое изображение нельзя было снять одновременно на три пленки. Такое доступно было только для фотографов, ведь у них объект мог застыть.

В 1917 появился метод Technicolor, ставший настоящим прорывом. Технология заключалась в тонировании черно-белых пленок в красный и зелёный цвета с их последующим склеиванием, что позволяло получить цветное изображение. Из фильмов, которые были снятые с помощью Technicolor, больше всего выделялись "Унесенные ветром" и "Волшебник страны Оз". К сожалению, после Второй Мировой прогресс остановился и первыми, кто возродил цветное кино, стали немцы. За ними подтянулся СССР, а потом, в 80-х, и США начали переходить на колоризацию. 

И вот, мы в 2018. Скоро и кинопленке придет конец и начнется эра цифрового кино.

Никем не замечаемая надпись, а сколько всего значит...

Влияние

Цвет — один из важнейших компонентов фильма, правильная постановка которого до сих пор является одной из самых главных целей для создания качественной картинки. Часто его влияние на происходящее на экране значительно преуменьшают, но, как я сказал в своей прошлой статье, установка цвета становится чуть ли не главной проблемой оператора-постановщика. Именно она занимает огромное количество времени и сил. Но что взамен? Очень многое! Давайте узнаем.

Цвет одежды, как способ влияния

С того момента, как появились ковбойские фильмы, утекло много воды. Теперь герои не всегда облачены в светлую одежду, а злодеи — в темную. Тенденции сменились. Сейчас цвет костюмов больше связан с настроением всего фильма, чем с конкретным персонажем. Примеров огромное множество: например, образ нового Пеннивайза связали с красным цветом, тогда как старый был каким-то более нечетким, многоцветным что ли. Он теперь связан больше со злостью и насилием, чем с фантомной радостью клоуна девяностых. Но об этом немного позже.

Цвет может сделать историю более глубокой

Цвет обладает удивительным свойством передавать эмоции персонажа и его переживания. Это играет на руку фильму, ведь гораздо проще это показать каким-то оттенком, чем вносить в сценарий и расходовать ценные минуты хронометража. Именно цвет может помочь зрителям следить за многоступенчатыми историями и не запутаться в них же одновременно. Например, в двух вышедших новых эпизодах "Звездных Войн" Кайло Рен всегда связан с красным цветом, который то и дело где-то поблёскивает. Но в этом случае оттенок — не злость и насилие, как в случае с Пеннивайзом или другими ситхами. Красный цвет тут конфликтует с черным, словно любовь, мужественность и волнение конфликтует с силой, страхом и злом. Во время совместного боя с Рей вся сцена и декорации заполнены красным цветом в хорошем его понимании — страсти и энергии. Но, конечно же, цветовую палитру каждый способен трактовать по-своему.

Цвет задает время действия картины

Так как люди всегда связывают воспоминания или представление о определенном периоде времени с эмоциями, то фильмы не гнушаются использовать цвет и для подчеркивания сеттинга. Фильмы, разворачивающиеся в 60-80 годах, имеют очень много теплых оттенков, таких как желтый или оранжевый. А вот полуисторические уже в зависимости от периода: "Кредо Ассасина", к примеру, использует связку цвета спаржи и бежевого.

Цвет задает настроение

Ну это уже не секрет. Сделай комедию в зеленовато-блевотной палитре, и она запросто превратится в посредственный фильм. Кино должно приносить эмоции. Как, допустим, хоррор может вызвать страх, если объекты в нем пестрят всеми цветами радуги? Верно, никак. Например, взять тоже "Оно" 1990 года, где создатели ленты могли на худой конец немного поиграться с палитрой для придания хоть какого-то чувства тревоги, однако этого не произошло. А вот "Стражи Галактики: Том 2" отлично справляются с этой задачей: они такие же веселые и безбашенные, как и их палитра.

Цвет акцентирует внимание

Цвет, конечно же, может заставить вас смотреть только на один объект в кадре посредством выделения его любым достаточно ярким оттенком. Он, в свою очередь, зависит от желаемого чувства, которое должен испытать зритель. А еще это работает в обратную сторону: мы можем расфокусировать внимание зрителя, добавив тот же самый оттенок разным объектам в кадре. На примере Малыша на Драйве:

Главные понятия о цвете

Это нам немного поможет в дальнейшем:
Оттенок — сам цвет. Не более.
Насыщенность — интенсивность этого цвета.
Яркость — цвет ярче или темнее.

Виды цветовых палитр

Основываясь на выводах из книги "If it's Purple, Someone's Gonna Die — The Power of Color in Visual Storytelling", помните, что мы рассматриваем виды палитр в кадрах, ведь фильм может иметь одновременно несколько их видов.


Монохромная палитра

Что удивительно, одна из самых редких видов палитр. В кадре используется лишь один оттенок, а меняются лишь яркость и насыщенность. Кладезем примеров превосходного использования этой техники является "Бегущий по Лезвию 2049" — там она использована на высочайшем уровне. Еще вы могли видеть ее в "Омерзительной Восьмерке", "Звездных Войнах", "Матрице" и других фильмах.

Вопреки распространенному мнению, монохромная палитра не делает кадр однообразным. Наоборот, она местами успокаивает, к тому же, она очень приятна нашему глазу. А еще ее можно использовать, как основу для акцентирования внимания на каком-то объекте.

Комплементарная палитра

Чаще всего используется в блокбастерах. Подразумевает за собой использование основных цветов, которые противоположны друг другу относительно контраста. Обычно эта методика отображает какой-то конфликт, причем неважно, будет ли он буквальным или связанным с интересами противоборствующих сторон. Без разницы, какие именно цвета, главное то, чтобы они контрастировали, создавая напряжение в фильме.

Увидеть такое можно просто заглянув однажды в кинотеатр. Там постоянно крутят попкорн-муви а-ля "Трансформеры", которые используют комплементарную палитру. Это красиво, да, но однообразность всех лент утомляет.

Смежная палитра

Эта палитра почти не отличается от монохромной, но есть одно исключение: тут могут использоваться цвета, которые смежны на круге контраста. Например, желтый и желто-оранжевый. Эта цветная схема является самым популярным гостем в современных фильмах, увидеть ее можно сплошь и везде. Обычно в ней один цвет доминирует, а остальные выступают в роли побочных.

Примеры? Хм, нуу... Флаг тебе в руки.

Палитра "Абы было"

Палитра, где все цвета насыщенные и присутствуют... все цвета. И нет, она не всегда плохо работает. Есть и примеры хороших фильмов: "Бегущий по Лезвию 2049", "Бегущий по Лезвию"... и еще малоизвестные фильмы про Супермена и фильмы Марвел.

В нынешнее время такая палитра изжила себя почти полностью и преобладает разве что в кинокомиксах.

Цвета и что они значат

(лишь основные)

Красный

Негатив

Обычно этот цвет отображает агрессию, злость, насилие, но, вместе с этим, силу и мощь. Возьмем, например, те же "Звездные Войны". Отчаявшиеся повстанцы нападают на Первый Орден, надеясь разломать их реактивный (???) бур. Эти несколько кораблей — их единственная сила, но красный цвет отображает, скорее, их мощь духа. На что они готовы пойти ради своего будущего.

А вот Пеннивайз — настоящий монстр (хоть и милый), который хочет тебя сожрать, лишь когда ты сильнее всего напуган. Его красные шарики — отражение его настоящих намерений и его положение в мире Кинга как Зла.

Позитив

А есть обратная сторона монеты: любовь и страсть. Примеры: "Красота по-американски" и "Она".

Оранжевый

Негатив

Часто используется как отражение опасности и предупреждения, безнадежности. Например, в "Безумном Максе". Когда конвой входит в бурю, начинается, мягко говоря, кромешный звездец. Чем вам не опасность? А еще он часто используется в фильмах, где есть какое-то биологическое оружие или химические распылители. "Апокалипсис сегодня" также не забудьте вспомнить.

Позитив

Ну, если говорить размытыми красками, то оранжевый цвет, скорее, позитивный. Часто используется для отображения эры 1960-х и 1980-х годов. В таком случае, вызывает только теплые эмоции. Такой прием использовался в "Логане", когда герои ужинали. Эх, воспоминания...

Желтый

Негатив

Как и оранжевый, желтый часто используют для обозначения опасности и болезней. В более камерных фильмах и триллерах он выступает в роли осуждающего цвета, ревности, нечестности, предательства и трусости. Мы не раз видели героиню "Убить Билла" в фирменной униформе желтого цвета — так нам пытаются ментально донести, что она представляет огромную опасность для окружающих. И это, черт побери, так и есть.

Позитив

В позитивном ключе желтый цвет — синоним к счастью, радости, расслабленности, умиротворенности и мудрости. Он часто используется в сценах обучения главного героя каким-то старцем, его наставником. Например, в "Кунг-фу панде".

Зеленый

Негатив

Чаще всего используют зеленый цвет в антиутопических фильмах и фильмах-катастрофах. Отображает всю монотонность, безжизненность, фальшивость, безысходность ситуации. Если вы любите лицезреть такие оттенки на своем экране или вы просто любите переоцененные фильмы — "Матрица" вам в помощь. Впрочем, это лишь мое мнение.

Позитив

Как противоположность сказанному выше, зеленый часто используется и как символ перерождения после катастрофы, свежего начала, жизни, безопасности. Используется преимущественно в конце фильмов.

Голубой и Синий

Негатив

Голубой цвет априори используется только в хорошем значении. Но порой мы можем встретить неплохие решения относительно него. Он может отражать депрессию, холод, грусть, подавленность главного героя. Если вам нравится такой тип фильмов — гляньте "Манчестер у моря". Только если у вас самого депрессия, то будьте аккуратнее: он может ее продлить месяца так на три.

Позитив

Вера, духовность, удовлетворенность, спокойствие, стабильность, гармония, доверие, уверенность, безопасность, чистота, порядок — голубой, пожалуй, самый "светлый" цвет, который можно только найти. Ярким контрастом послужит сочетания красного — зла, и голубого — добра. Такое можно встретить в любом старом фильме, как в тех же "Звездных Войнах". Черт, слишком часто тут это название мелькает.

Розовый и Фиолетовый

Негатив

Прочерк. Просто нет.

Позитив

Конечно же, в первую очередь это любовь, симпатия, детские фантазии. Часто можем встретить в фильмах, где четко выделена сюжетная линия любви двух персонажей. Однако порой эти цвета отображают загадочность, таинственность и высокомерие объекта. И то, и другое можно встретить в "Скотте Пилигриме" или "Бегущем по лезвию 2049".

Еще немного о цвете

У цвета есть еще две дополнительные функции, которые стоит упомянуть:

  • Ассоциация. Если вы часто выделяете персонажа каким-то определенным цветом, то вскоре этот персонаж и станет с ним ассоциироваться. Примеров очень много, преимущественно — кинокомиксы.
  • Прогрессия. Цвет может показать прогресс главного героя как личности через несколько фильмов. Главный пример — сага о Гарри Поттере. Первые фильмы имеют очень теплые и дружелюбные оттенки, а последние — полностью состоят из холодных и отталкивающих.

Ну вот мы и дошли до конца. Надеюсь, что тебе было интересно читать статью. Пожалуй, пока не вышел мой многострадальный гайд по установке тысячи модов на Fallout 4, это самая ресурсозатратная статья на данный момент. Из-за того, что я пересмотрел около 30-40 источников перед написанием, могу посоветовать вам еще пару интересных ссылочек, которые более развернуто отвечают на те или иные вопросы.

Читать далее
Планируете покупать PlayStation 5 Pro?
Уже купил
348 голосов, 8.2%
Куплю попозже
243 голоса, 5.7%
Да, но не за такие деньги — жду больших скидок
441 голос, 10.4%
Ни за что не куплю эту штуку
3198 голосов, 75.6%
Теги: Безумный Макс: Дорога ярости, Малыш на драйве, Ла-Ла Ленд, Бегущий по лезвию 2049, Оно, Мстители: Война бесконечности, Манчестер у моря, Форма воды, Звездные Войны: Последние джедаи, Стражи Галактики. Часть 2, Логан, Креатив, Годнота, Фильмы
Аватар Докель
Докель
153 подписчика