Все новости
Это интересно
Сейчас читают
Vampire: The Masquerade - Bloodlines 2
Аватар Докель Докель

Steam — самая ужасная площадка геймдева?

156
5
Поделиться
Телеграфировать
Почему Steam — худшее, что случилось с индустрией.
Steam — самая ужасная площадка геймдева?

Все повествование будет поделено на части для облегчения восприятия статьи. Мысли критически и понимай, что автор не может быть объективен на все сто процентов. Тем не менее, истина где-то близко.

Вступление

— Сообщество —

За последний год вокруг огромных компаний возникало немалое количество скандалов. Многих обвиняли в пренебрежительном отношении к сотрудникам, отрицании наличия у них гражданских прав; других — в неуправляемости и уклонении от налогов. Третьих и вовсе порицали за расизм.

Стал бы ты отдавать свои деньги и вкладываться в проекты таких компаний? Разумеется, что нет. Это противоречит и здравому смыслу, и логике с моралью. Ну разве что ты последователь Мавроди.

Такого рода корпорации придерживаются политики экстенсивности: хотят расширяться и повышать интерес покупателей к себе, при этом не улучшая качество.

Как бы иронично это не прозвучало, но в ноябре 2004 года на сторону тьмы перешли и всеми любимая Valve. Мы же до сих пор, спустя 15 лет, продолжаем поддерживать её на плаву и свято верим в то, что Гейб и компания — хорошие парни.

Они лишь поддерживают иллюзию добрых дядюшек. Смотри, а Гейб весело отвечает на ваши письма, здорово, правда?

Здорово. Особенно весело становится, когда ты осознаешь, что за маской добрых самаритян скрываются бессердечные корпоративные монстры, которых волнуют лишь количество купюр в твоем кошельке и данные своих покорных пользователей.

Да и навряд ли "добрые самаритяне" вообще существовали.

Часть Первая

— Истоки —

Эпизод Первый

Каждый механизм начинают собирать с маленьких деталей, шестеренок, которые вскоре соберутся воедино и станут одним целым.

История Steam началась в 2004 году, когда журналисты узнали, что для игры в любую копию Half-Life 2 потребуется установка и регистрация в сервисе Valve:

Q: Will the boxed versions of HL2 require any sort of Steam installations?
Doug Lombardi: During installation the user will be prompted to authenticate the copy and create a Steam account. After that is complete, the single-player and LAN games do not require an Internet connection.

Даже коробочные версии Half-Life 2 требовали установки Steam. Покупатели буквально были в безвыходном положении: не играть в продолжение всеми любимой игры или всего-навсего установить программу и через пять минут начать играть. Они просто пропускали лицензионное соглашение, ставили заветную галочку и начинали играть, не позаботившись о последствиях.

Раньше Steam и впрямь был хорош. Тогда, возможно, у Valve не было планов и они просто неслись по течению, окрылённые желанием поменять игровую индустрию. И сперва это получалось. Steam подкупал облачными сохранениями, простотой покупки лицензионных копий, простотой установки (отказ от дисков для многих был просто магическим).

Эпизод Второй

В 2011 у ПК-игроков впервые проявился Стокгольмский синдром по отношению к Steam. Origin вышел на арену. Игроки начали массово защищать Steam, оскорбляя "скупую EA", которая просто захотела наживы, увидев успех Steam.

Почему я тебе про это говорю? Это очень важная деталь пазла, которая нас приведёт позже к истине. Давай выделим парочку тезисов из статьи 2011 года про Origin:

У EA нет опыта в этой сфере, а у Valve он есть, поэтому у вторых всегда обслуживание будет на более высоком уровне.

В Steam всегда будет больше игр, ведь в Origin будут публиковать лишь игры ЕА.

— EA была не удовлетворена условиями Steam.

— Игроки не захотят переходить в Origin.

— Эксклюзивность игр для клиентов — плохо.

Сделаю итог, перефразировав слова игроков и подогнав их под контекст. Фактически, пользователи признали, что те разработчики, которые не желают оставлять 30 процентов прибыли для Steam, а хотят сами их получать для внутренних нужд, являются "скупыми".

И нет, я не собираюсь оправдывать Origin. Сегодня мы говорим не о нем.

Межсезонье

Странно наблюдать за тем, что даже давние хейтеры Steam при виде других сервисов начинают его защищать. Мы стали рабами системы, которая начиналась, как невинный установщик Half-Life 2. 

Люди буквально защищали монополиста на игровом рынке, не позволяя существовать конкуренции и альтернативам.

Эпизод Три

Возврат средств за игры появился только в середине 2015 года. Спустя два года, после того как Origin запустил эту систему.

До этого пользователи возмущались, что Valve не придерживаются директив Европейского Союза. С Австралией дело дошло даже до судов, при том, Valve не хотела раскрывать хотя бы приблизительные цифры своих доходов.

Пошли движения в сторону рефандов, но и тут не обошлось без происшествий: в Лицензионном Соглашении (ЛС) было указано, что пользователь имеет право на возврат средств после покупки, но когда ты покупал игру, то при нажатии на галочку ты подтверждал, что отказываешься от этих прав.

По факту, при покупке игры ты отказываешься от своих законных гражданских прав и соглашаетесь играть по правилам Valve.

Как бы то ни было, из этой истории мы можем узнать, что независимо от того, вернул ли ты средства или нет, Steam все равно получит свою долю. Если ты сделал рефанд за игру — разработчик не получит деньги, ведь вся сума останется заперта в кошельке Steam. Valve выигрывают, ведь, скорее всего, ты потратишь эти деньги на другую игру, за которую они вновь получат свой процент.

Часть Вторая

— Потрачено —

Распродажи

Нам всегда нравились мемы и забавные видео, связанные с распродажами в Steam. Возможно, что даже на уровне с самими скидками и ивентами, проводящимися во время Steam Sale'ов.

В наше время становится все труднее разрекламировать что-либо. Аудитория придирчивее, старые пиар-ходы перестают работать... Маркетинг — настоящая игра, в которая выигрывает тот, кто действует изощреннее. 

Steam понимает, что могут увеличивать армию пользователей с помощью распродаж и постоянно пользуется этим.  Он позволяет нам чувствовать себя чем-то важным для сервиса. 

При этом, как помнишь, большая доля идет разработчику, и, путем нехитрых математических подсчетов, мы можем понять, что от распродаж Steam получает гораздо больше, чем теряет.

А посредством мемов, видео и постов мы лишь помогаем рекламной машине Valve, которая лишь пользуется нами ради наживы. 

А какую часть игр из библиотеки ты хотя бы запускал?

Steam Workshop

Буду максимально краток, ведь эта тема крайне обширная.

Для Valve ничего не стоило запустить Steam Workshop. Вообще ничего. Теперь игроки создают контент, который могли бы создавать компании. И им за это платят. Все в плюсе. Или нет?

Создатели контента получают лишь четверть прибыли за их творчество. Остальное забирает Steam. Получается, что у нас возникла ситуация, когда Steam на пустом месте делает миллионы, отплачивая разработчикам тысячи.

И если тебе показалось, что указанное выше — не такие уж и плохие условия работы, то знай, что многие создатели контента в Steam Workshop живут в страхе, что им могут обрубить даже те мизерные начисления, забрав 100% прибыли от предметов. Такое происходит часто, если ты не лоялен к Valve.

Даже International финансируются 25 процентами прибыли от Компендиумов для Dota 2. Остальные 75, разумеется, забирают Valve.

Ты доволен тем, куда уходят ваши деньги? Улучшается сервис, а?

Отвратительное отношение к своим пользователям

  • Steam пользуется своими пользователями, чтобы бесплатно переводить свои клиенты, не потратив ни цента.
  • У Steam одна из самых ужасных технических поддержек в игровой индустрии, которая практически никогда не сможет тебе помочь. Если ты приведешь сотню аргументов в пользу своей темы, они все равно будут стоять на своем. Иногда доходит до судов, в которых они в 99% случаев выигрывают. Все ради того, чтобы не возмещать тебе ущерб.
  • Steam обесценивает обзоры игр пользователей.

Отвратительное отношение к разработчикам

Грешки

  • Ранний Доступ — одна из главных проблем Steam. Игроки дают деньги разработчикам в надежде, что они закончат свой продукт и доведут его до блеска. Чаще всего этого не происходит, и игра остается пылится в библиотеке разъяренных фанатов.
  • 90% игр в Steam — инди-безделушки, в которые ты никогда не сыграешь. Сделано ли это для видимости широкого выбора? Лишь Гейб знает.
  • Встроенная DRM-защита Steam, которая не позволяет тебе пользоваться приобретенным продуктом в полной мере, например, переписывать его на другие компьютеры и просто запускать.
  • В Steam теперь за сто баксов может попасть абсолютно каждая игра. Если раньше было голосование в Steam Greenlight, то теперь все еще антиутопичнее. Магазин буквально превратился в помойку из игр разной степени паршивости.
  • Демо-версии у 99% игр отсутствуют, заставляя пользователей скачивать пиратские копии, дабы понять, нравится ли им игра. Из этих юзеров лишь процентов пять потом и правда покупают игру.
  • Множество ненужных отростков сервиса, о которых позднее.
  • Иногда крайне проблемно получить возврат средств. Его могут даже просто отрубить.
  • Ужасно устаревший интерфейс. Новый, судя по скринам, еще более неудобный.

Консенсус

Я не отрицаю преимуществ стима. Относительно работающая система торговой площадки (от которой создатели контента и разработчики в меньшем плюсе, чем Valve), скидки, которые являются палкой о двух концах. Но если задуматься, то почти каждый аспект Steam нами любим лишь потому, что мы к нему привыкли. А если мы начнем более глубже разбираться в них (т.е. аспектах), то обнаружим, что у них больше недостатков, нежели плюсов. И если вы в этом не уверены, то выберите любую сторону Steam и погуглите проблемы, которые с ней связаны. Открывайте глаза.

Часть Третья

— Защитники —

Аргументы защитников Steam


Но в Steam больше игр и ААА.

Разумеется, их больше. Но количество — не всегда качество. Epic Games Store обладает завораживающей "чистотой" относительно Steam. В нем находятся лишь качественные игры, которые очень выделяются на фоне поделок из сервиса Valve.

Да и, как видим, тенденция переманивания разработчиков в EGS только появилась.

А Triple-A тайтлы постепенно переезжают либо в EGS, либо в свои сервисы. Дело времени.

В Steam можно заработать в Workshop. Можно продавать скины.

Особенности Workshop'а я рассказал выше.

Не отрицаю, для игроков функция продажи скинов/карточек довольно завораживающая. Но много ли вы зарабатывали на них? 

С торговой площадки Steam много зарабатывают только в двух случаях: если вам повезло или если вы потратили на фарм очень много времени. 

Но все равно Steam в большем плюсе и это в его интересах поддерживать ажиотаж к торговой площадке и воркшопу. Бесплатная реклама и признание общественности.

Да и какой смысл для EGS, новичка, запускать полномасштабную систему трейдов предметов на старте?

В Steam есть облачные сохранения.

А вы ими часто пользуетесь. Часто вы играете на двух разных компьютерах?

Чаще всего эта функция используется для удобства экстренной переустановки операционной системы. Тем не менее, не сложнее парой кликов переместить папку "Мои Документы" на винч, а потом поместить его обратно на место.

Так что да, плюс засчитывается, но польза, я считаю, переоценена.

В Steam есть профили игроков, группы и форумы.

Есть. Но это лишь элемент, превращающий Steam в социальную сеть, где игроки кичатся своей библиотекой и деньгами. А часто ли вы пользуетесь форумами Steam? Я вот захожу раз в год, если какая-то ошибка появляется. Ошибка, которая связана с работой Steam. В нормальном игровом магазине я бы обратился в поддержку, но тут помогут только игроки.

Про группы я вообще промолчу, так как ими и вовсе никто не пользуется в эру Discord'a.

В Steam есть моды.

Workshop почти всегда используется лишь для игр Valve. В остальных случаях в ход идут ModDB и NexusMods.

Последние два спокойно работают в тандеме с Epic Games Store.

В Steam множество социальных фич — скриншоты, пользовательские гайды, вишлисты.

А нужны ли они? Много ли твоих скриншотов просматриваются в Steam? Многие гайды переезжают на тематические сайты. Вишлисты и вовсе дополнительная деталь, которая не нужна в магазине вроде EGS, где игр гораздо меньше, чем в Steam, и где пользователь всегда уверен в том, что он хочет приобрести.

В Steam есть пользовательские обзоры.

А они бесполезны.

В отличие от того же Google Play, в Steam нет обратной связи с разработчиками в обзорах. Поэтому большинство ревью игр — жалобы на технические неполадки, вылеты или невозможность загрузки игры.

Во многих обзорах игроки также высказывают критику относительно разработчика/издателя во время каких-то событий (как недавний скандал вокруг Metro: Exodus). 

В общем, даже я, как игрок, чаще смотрю не на обзоры в Steam, а на мнения авторитетных мне контент-мейкеров или на геймплейные ролики. Не сомневаюсь, что и вы тоже.

Steam открыл нам мир лицензионных игр.

Друзья, если бы не Steam, так кто-то другой. Не стоит ставить первенство в заслуги.

В Steam такие же цены, смысл переходить?

Только в России. В других странах ситуация куда более благоприятнее. На западе цена у ААА-игр меньше на 10 долларов, а в той же Украине ценники в гривнях гораздо меньше. Тот же Vampire The Masquerade: Bloodlines 2 имеет в Steam ценник в 699₴(~1600 рублей), а в EGS — 359,00 ₴ (~850 рублей).

Не стоит жаловаться и так на низкие цены.

Причины защиты

Я для себя выделил несколько причин, которые заставляют игроков защищать Steam. 

  • Консерватизм. Как я говорил раньше, Стокгольмский синдром. Игрок просто привыкает к сервису настолько, что не способен воспринимать другие и моментально начинает плеваться при их виде.
  • Деньги или итемы. У многих на аккаунте Steam лежат предметы и/или деньги, которые еще можно потратить на покупку игр. Переходить в аналог люди не хотят, потому что тогда их богатство пропадет. Фактически, они становятся рабами Steam, неспособными освободиться от оков "привилегий", которые им сервис Valve якобы дает.
  • Приверженность собственной идеологии, веры в святость Steam.

Итог

Статья называется "Steam — самая ужасная площадка геймдева?". Это я так, напоминаю, что повода для конфликтов нет. 

Думаю, вы поняли, что Steam для разработчиков игр — раковая опухоль. А как же для игроков?

Для игроков Steam тоже уже не сахар. Люди замечают, что нововведений минимум, конкуренты забирают игры себе, большие издатели уходят в свои лаунчеры. Возможно, наступит момент, когда Steam станет аналогом Itch.io, оставшись заброшенным и никому не нужным напоминанием о тех временах, когда трава была зеленее.

Покупайте и играйте в тех сервисах, где ваши деньги пойдут на благое дело, а не на сэндвичи, приправленные золотом. Всего вам доброго.

Читать далее
Как вы относитесь к Steam?
Положительно
204 голоса, 69.9%
Отрицательно
88 голосов, 30.1%
Теги: Vampire: The Masquerade - Bloodlines 2, Half-Life 3, Valve, Годнота, Креатив, Steam, Игры
Аватар Докель
Докель
153 подписчика