Evernews 25787

Почему к CD Projekt подают групповые иски, а к Ubisoft и EA — нет

21
1
Поделиться
Поделиться

Когда выпускаете игру раз в несколько лет — будьте готовы к проблемам, если что-то пойдет не так.

Почему к CD Projekt подают групповые иски, а к Ubisoft и EA — нет

Против холдинга CD Projekt подано уже по меньшей мере пять групповых исков, связанных с проблемным релизом Cyberpunk 2077. Иски подают инвесторы, полагающие, что руководство холдинга ввело их в заблуждение относительно качества игры вообще и ее консольных версий в частности.

А вот еще история
Как к игровым компаниям подавали групповые иски и что было дальше

Проблемные релизы ожидаемых игр это довольно обычное дело: вы наверняка помните, сколько багов было в Assassin's Creed Unity и как игрокам не понравился Anthem. Тем не менее, Ubisoft, Electronic Arts и другие крупные компании, выпускавшие игры спорного качества, не сталкивались с групповыми исками.

У инвесторов CD Projekt есть несколько причин действовать иначе.

CD Projekt — компания одной игры

Холдинг делает игры очень долго и возлагает на них очень большие надежды. Последний крупный проект, The Witcher 3, вышел почти шесть лет назад и до сих пор генерирует основную часть выручки холдинга. Для остальной индустрии это нехарактерно.

Ubisoft, Square Enix, Electronic Arts и другие крупные игровые компании каждый год выпускают по несколько игр. Если у Assassin's Creed Unity или новой части Need for Speed проблемы на старте, инвесторы не очень переживают: возможные убытки компенсируют другие игры.

Хороший пример — Batman Arkham Knight от Warner Bros. Interactive Entertainment. Игра оказалась настолько забагованной, что версию для PC пришлось отозвать из Steam; ее патчили несколько месяцев. Фанаты и журналисты возмущались, но никаких исков не последовало: инвесторы знали, что выпавшую выручку компенсируют другие игры.

В случае Cyberpunk 2077 никаких других проектов, способных что-либо компенсировать, в ближайшие годы не ожидается. Это значит, что прогнозы по выручке и прибыльности холдинга придется корректировать.

Прогнозы, кстати, были очень амбициозными

Еще одна причина недовольства — в том, что под вопросом оказались чрезвычайно амбициозные планы CD Projekt. Весной 2020 года менеджеры холдинга обещали, что в следующую пятилетку чистая прибыль компании увеличится примерно в 7-10 раз, с $261 миллиона до $2-2.4 миллиарда.

После публикации планов акции холдинга почти непрерывно дорожали четыре месяца подряд, постоянно обновляя исторические максимумы. Именно тогда CD Projekt смогла превзойти Ubisoft по рыночной капитализации.

CD Projekt выпустила не совсем то, что обещала

Судя по последнему расследованию Джейсона Шрейера, во время презентации Cyberpunk 2077 в 2018 году показывали демку, созданную специально для шоу, а не кусок реальной игры. Это неприятная, но распространенная практика — так делают и другие игровые компании.

Есть нюанс. Обычно разработчики стараются, чтобы обещания, даваемые во время рекламной кампании, не особо расходились с тем, что увидят игроки.

Например, в Anthem игроки и в самом деле могут летать в джавелинах, сражаться с огромными монстрами и исследовать большой открытый мир, а в Marvel's Avengers — участвовать в кинематографических битвах вместе с другими супергероями, применять удивительные способности и встречать знакомых персонажей вселенной.

Обе игры провалились, потому что разработчикам не удалось реализовать обещанные идеи увлекательно, но увлекательность это дело субъективное. Заявленные механики и особенности, пусть и плохо сделанные, в играх присутствуют.

В случае с Cyberpunk 2077 все не совсем так. Если не обращать внимание на вырезанный контент — это тоже нормально, — то окажется, что многие механики и особенности, заявленные как революционные, реализованы спустя рукава.

Вы наверняка видели гигантский ролик Crowbcat, а если нет, то посмотрите: там этот момент освещен очень доходчиво.

Важно понимать, что вкладывая деньги в акции компании, инвесторы ориентируются примерно на те же данные, что доступны обычным игрокам. Специальные презентации для акционеров, особенно потенциальных, почти никогда не проводятся.

Принимая решения об инвестициях, акционеры рассчитывают получить игру определенного качества с определенным набором возможностей. Когда выясняется, что реальность расходится с обещаниями, у инвесторов возникают вопросы.

Студия вообще была не вполне откровенна с инвесторами

Все публичные компании — то есть те, чьи акции котируются на одной из бирж — регулярно устраивают конференц-коллы с инвесторами и аналитиками, отвечая на их вопросы. Как правило, на вопросы отвечают один или два менеджера уровня финансового или генерального директора, причем ответы на технические вопросы даются очень общие.

Во время конференц-коллов практически никогда не обсуждаются конкретные особенности игр или технические моменты их разработки — просто потому, что разработка это гибкий процесс и все может поменяться. Менеджеры CD Projekt почему-то решили действовать иначе.

Разработчикам наверняка будут долго припоминать ноябрьский конференц-колл. За две недели до выхода Cyberpunk 2077 президент CD Projekt Адам Кичиньски зачем-то заверил инвесторов, что игра отлично работает на всех платформах. Через неделю капитализация холдинга установила абсолютный рекорд, затем игра вышла — и цена акций обвалилась.

CD Projekt вдавалась в детали, когда стоило молчать

Юридические фирмы, представляющие недовольных инвесторов, полагают, что менеджеры CD Projekt начали вводить акционеров в заблуждение гораздо раньше. Поучаствовать в групповых исках могут инвесторы, купившие акции CD Projekt не ранее 16 января 2020 года; эта дата выбрана не случайно.

В этот день Cyberpunk 2077 перенесли с 16 апреля на 17 сентября 2020 года. В заявлении о переносе разработчики подчеркнули, что Cyberpunk 2077 играбелен и практически готов — осталось поправить ошибки и навести финальный лоск. В реальности игра вышла через 11 месяцев после первого переноса; для финальной полировки готового проекта это необычно большой срок.

Во время конференц-колла, последовавшего за переносом, менеджеры CD Projekt отдельно отмечали, что дополнительное время позволит сделать так, чтобы на отличный сюжет и задания не бросали тень технические проблемы.

Обычно, сообщая о переносах, игровые компании предпочитают не вдаваться в детали и используют общие фразы вроде «дополнительное время позволит сделать проект, которого достойны фанаты». Это, в том числе, позволит избежать вопросов акционеров, если что-то пойдет не так.

Пример с первым переносом Cyberpunk 2077 это не единичный случай. Во время второго переноса разработчики подчеркивали, что CD Projekt — не та компания, что выпустит незавершенный проект. Однако финальная версия игры выглядит именно незавершенной.

Ближайшее будущее выглядит туманно

Пару месяцев назад перспективы компании с точки зрения неквалифицированного инвестора выглядели примерно так: студия выпускает революционную игру, она отлично продается; выходит несколько качественных сюжетных дополнений, привлекающих дополнительную аудиторию; появляется онлайн-режим, выступающий в роли генератора прибыли на годы вперед.

Теперь CD Projekt потратит неопределенное время на исправление базовой версии Cyberpunk 2077, сюжетные дополнения уже отложены. Затем студия, видимо, будет корректировать рабочие процессы, это займет еще какое-то время.

Качество онлайн-режима Cyberpunk 2077 и сроки его выпуска, вероятно, тоже вызывают у инвесторов опасения. Все эти события негативно влияют и на выручку, и на стоимость акций — как сейчас, так и в перспективе.


CD Projekt обещает «предпринимать решительные действия» для защиты от групповых исков; мы не беремся предсказывать, каковы перспективы этих дел.

Во всяком случае, ясно, что компании придется повзрослеть. У открытости есть обратная сторона: это не только готовность давать интервью и публиковать длинные посты в твиттере, но и необходимость делать то, что обещаешь. Или не обещать вовсе.

Теги: Cyberpunk 2077, Игры, История
Evernews
7901 подписчик
Это не все Агата: «Ванда/Вижн» проясняет канон, отвечает на вопросы и тут же задает новые