Лучшее  🚀
06.05.2020 в 16:43 Evernews

«***, а что говорить-то»: Ридли Скотт и Рассел Кроу вспоминают, как снимался «Гладиатор»

Сражаться на арене было до того увлекательно, что актеры входили в нешуточный раж.

Кстати, на сайте читать удобнее

На этой неделе «Гладиатору» Ридли Скотта исполнилось 20 лет: фильм про римского генерала вышел в прокат 5 мая 2000 года. К юбилею картины журналисты Variety побеседовали с ее создателями и выяснили, как снимались приключения Максимуса.

Оказалось, что актеры и сценаристы много импровизировали, сценарий постоянно правили, а сниматься в боевых сценах было ужасно весело. Многие из команды «Гладиатора» уверены, что фильм стал наивысшим достижением в их карьере.

Про появление идеи и кастинг Рассела Кроу

Ридли Скотт — большой визуал. Рассказывая ему об идее фильма, продюсер Уолтер Паркс показал картину Жана-Леона Жерома, на которой один гладиатор собирается прикончить другого и смотрит на императора, опускающего палец вниз.

Меня словно молнией ударило. Я тут же сказал: «Так, я берусь». Паркс возразил, мол, я еще не знаю, о чем вообще пойдет речь. А я говорю: «Мне плевать, делаем». Вот так все и вышло.

Ридли Скотт

У Рассела Кроу все было наоборот: первоначально не хотел играть главную роль. Тогда Кроу готовился сниматься в фильме «Свой человек», побрился налысо и набрал вес — словом, был не очень похож на римского генерала.

Я читал сценарий и думал, что это не фильм. А затем Паркс говорит: «184 год нашей эры, ты римский генерал, режиссер — Ридли Скотт». Этого оказалось достаточно, чтобы я захотел пообщаться с Ридли.

Рассел Кроу

Про поиски вдохновения

Ридли Скотт и Дэвид Франзони, ставший продюсером и сценаристом, решили не делать из «Гладиатора» типичный фильм про бойцов на арене. В качестве ориентира Франзони использовал книгу Those About to Die — из нее следовало, что в первую очередь Колизей был спортивной франшизой.

Вдохновение было решено искать в нетипичных картинах, вообще никак не связанных с этим временным периодом. Скотт и Франзони посмотрели «На Западном фронте без перемен», «Сладкую жизнь», «Конформиста». Единственным фильмом про Древний Рим, который видели партнеры, оказался «Сатирикон» Фредерико Феллини.

Про переписывание сценария

Сценарий «Гладиатора» активно правили уже после начала работы над фильмом. В процессе участвовали и Скотт с Франзони, и члены актерской команды — например, Конни Нильсен, игравшая Луциллу, или Джимон Хонсу, исполнитель роли Джубы.

Помню, у меня была строчка, где звучала фраза «полицейское государство». И я такая: «Серьезно, полицейское государство? Вы действительно хотите, чтобы я так и сказала»? Или фраза «отправьте это в музей». Не думаю, что в тот временной период люди воспринимали слово «музей» так же, как мы сейчас.

Конни Нильсен

В первой версии сценария мой персонаж был лидером рабов, и я сказал: «Не думаю, что мне надо быть олицетворением рабства». В те времена рабства не существовало, так о чем мы тут на самом деле хотим сказать?

Джимон Хонсу

Про съемочный процесс

Создатели «Гладиатора» не только регулярно дорабатывали сценарий — иногда команда импровизировала прямо на съемочной площадке. Например, вспоминает Ридли Скотт, так было во время съемок одной из ранних сцен в Германии.

В первом акте, во время битвы в Германии, Рассел говорит: «Черт возьми, что я вообще должен сказать?». Я ему объясняю: «На ветке появится птичка-малиновка, ты на нее посмотришь — мол, какая ирония, сейчас начнется кровавая битва, а тут на ветке сидит малиновка».

Ну и он говорит «ОК», смотрит на эту ветку и представляет малиновку. А потом говорит: «Но б****, а что говорить-то?». И я отвечаю: «Ну, не знаю, почему бы тебе просто не сказать «Хмм, утро! Похоже, будет снег».

Ридли Скотт

С тех пор, шутит Кроу, он периодически предлагает Ридли Скотту снять фильм по-нормальному. Так, чтобы все еще до начала съемок понимали, что это будет за картина.

Все мы пили виски и курили сигары, обменивались заметками и идеями. Потом я уходил к себе и писал до 3-4 часов утра, а затем отдавал страницы Ридли.

До начала съемок мы [с Расселом Кроу] встречались почти каждый день и обсуждали его сцены. Помню, однажды мы сидели и рисовали что-то на песке. Такой кинопроизводственный процесс в духе шестидесятых.

Дэвид Франзони

Одну из сцен улучшили с помощью Ричарда Харриса, игравшего Марка Аврелия. Должны были снимать сцену в повозке: Харрис вспомнил, что с гигиеной во времена Римской империи были проблемы, и предположил, что в повозке могло пованивать.

Актер предложил поступить так же, как римляне: выдать персонажу небольшой веер из пахучих трав. Ридли Скотт так и сделал.

Про спецэффекты и сражения

Благодаря гигантскому бюджету — на фильм выделили $103 миллиона — съемочная группа сумела в натуральную величину построить декорации 40% Колизея; их высота достигала 30 метров. Все остальное дорисовали с помощью компьютерной графики.

Во время съемок сцены в Колизее, когда Максимус забирается на лошадь, я практически случайно вмазал кому-то по голове. Эмоции взяли верх, большинство актеров увлеклись, начали драться по-настоящему, никакого притворства больше не было — словом, пострадало немало людей.

Джимон Хонсу

Кроме того, с помощью спецэффектов отсняли часть сцен с Проксимо, владельцем гладиаторов. Игравший его актер Оливер Рид скончался прямо во время съемок, чтобы закончить фильм, нашли дублера с подходящим телосложением и при помощи CGI заменили его лицо на лицо Рида.

Сцены, в которых появлялись тигры и другие дикие животные, сейчас сделали бы с помощью компьютерной графики, но во время работы над «Гладиатором» и в самом деле использовались настоящие тигры. Сниматься с ними было непросто.

Тигр был большим мальчиком, метра три от носа до хвоста. Его держали два парня, в кольцо на полу была продета цепь. Рассел сказал «Ладно, выпускайте», затем тигр выбрался из дыры, Рассел сделал перекат и говорит: «Б**, было близко». А я отвечаю: «Рассел, да мы в курсе. Ты был в полуметре, а я — в метре».

Ридли Скотт

Спустя годы создатели «Гладиатора» признают, что для многих из них фильм стал вершиной карьеры. Картина стала коммерческим хитом и одновременно была почти безупречна с художественной точки зрения — редкая удача.

Прошло двадцать лет, но я могу со всей ответственностью сказать, что где-то в мире сегодня в прайм-тайм показывают [«Гладиатора»]. Не каждому фильму уготована настолько долгая жизнь.

Рассел Кроу
Читать далее