- Полное прохождение
- Глава 1: Деревня Калим
- Глава 2: Гебет
- Глава 4: Казарма Стражей
- Глава 5: Святой город Аратум
- Глава 6: Осада (часть 1)
- Глава 7: Осада (часть 2)
- Глава 8: Глубинный лес
- Глава 9: Исконная кузница
- Глава 10: Забытые равнины
- Глава 11: Перелом
- Глава 12: Командный пункт Стражей
- Глава 13: Из иного мира
- Глава 14: Шпиль Нератула
- Глава 15: Город Райуул
- Глава 16: Болота КарТула
- Глава 17: Храм Ломарит
- Глава 18: Чрево зверя
- Глава 19: Пристанище душ
- Глава 20: Воскрешение
- Глава 22: Возмездие
- Все квесты и их прохождение
- Все рецепты алхимии
- Все скрытые перки
- Все загадки Вотрубы
- Карта батрака Вашека
- Карта видлакских разбойников
- Карта утопленника
- Карта Желеевских болот
- Карта лесорубов из Нижнего Семина
- Оставшаяся от мертвеца карта
- Карта слатейовских охотничьих угодий
- Карта пойманного вора
- Карта контрабандиста
- Карта Боржика
- Хижина дикой бабы
- Хижина водяного
- Перевернутая телега
- Где найти лопату?
- Как получить лошадь?
- Интерактивная карта
- Странные вирши
- Штольня под Тросками
- Два мертвых дерева
- Промокоды
- Тир-лист персонажей
- Баннеры 1.2
- Тир-лист банбу
- Инспектор Мяучело
- Памятные монеты АИК
- Пропавшие мини-грузовики
- Все скрытые квесты
- Все достижения
- Все арты c6 персонажей
- Как повысить уровень доверия агентов?
- Клякса: как приручить?
- Видеопрокат и все видеокассеты
- Отдыхающая домохозяйка: фильм
- Ностальгирующая девушка: фильм
- Влюбленная девушка: фильм
- Квест Клуб загадочников 1 и 2
- Квест Отмотай назад, детектив
- Квест Заметание секретов
- Квест Пропавшая картина
- Квест Бескрайняя бездна
- Квест Пророчество
- Квест Лимб банбу
- Все гайды
- Испытания Мерлина
- Хранилища сокровищ
- Луны мистера Муна
- Хитроумные ключи
- Головоломки Иродианы
- Квест «Призрак нашей любви»
- Квест «Колодец, колодец»
- Квест «Сокровища из проклятой гробницы»
- Квест «Гиппогриф вам укажет путь»
- Квест «Словно по звонку»
- Непростительные заклинания
- Все легендарные сундуки
- Все животные и твари
- Все метлы
- Все концовки
- Все гайды
- Башня Рамазита и колдовской погреб
- Вызов Шар — все испытания и Копье Ночи
- Логово Ансура — все чертоги и дракон
- Литейная стальной стражи — как спасти гондийцев
- Обыскать подвал — как открыть Некромантию Тхая
- Разрушенная башня — как запустить лифт
- Адамантиновая кузня — все формы и мифриловая руда
- Завершить оружейный шедевр — кора суссура
- Тетушка Этель — как спасти Майрину
- Яйцо гитьянки — как украсть и можно ли вырастить
- Мистический Падальщик — где найти слугу
- Найти клоуна Каплю — все части тела
- Как победить Геррингот Торм?
- Где найти Кровь Латандера?
- Где найти Песню Ночи?
- Все гайды
- Промокоды Honkai Star Rail
- Все сундуки Золотого мига в Honkai Star Rail
- Похвала высокой морали в Honkai Star Rail
- Все сундуки в Лофу Сяньчжоу из Honkai Star Rail
- Первооткрыватель в Honkai Star Rail
- Все сундуки Сада безмятежности в Honkai Star Rail
- Беглецы в Доме кандалов
- Заказ прокси
- Дом кандалов: сундуки и робоптахи
- Гексанексус: Remake в ХСР
«Зачем ты его разбудил?»: обзор «Лихо одноглазое»

«Говорят, лихо на свете есть; пойду поищу себе лихо.»Русская, народная сказка «Лихо одноглазое»
В русском фольклоре «беда» занимает особое место и, как и другие аспекты человеческой жизни, умеет ходить и имеет свой собственный лик. Только вот если у «хитрости» пушистый хвост лисицы, а у «мудрости» — три сотни маленьких, острых зубов, «беда» светит одним глазом, словно фонарём, и ждёт, когда ты совершишь ошибку.
Игра от студии Morteshka — это атмосферный хоррор от первого лица, вдохновлённый одноимённой народной сказкой про существо, которое лучше не будить. То самое Лихо. Тень в углу потолка, предощущение проблем и бабушкина угроза: «Лихо беду водит».
Путь в мир мёртвых
Сюжет прямой, как посох святого Серафима Саровского: сидел кузнец, скучал, решил найти для себя немного приключений. В данном случае — Лихо. Устал ли он от своих серых кузнечных будней, в которых лишь работа и выпивка, или же он, подобно Портному, задумал выпросить у Лиха какой-нибудь дар?
Так как игра позиционируется как довольно-таки спокойный симулятор подвыпившего кузнеца, акцент делается на атмосфере и несложных головоломках, а не на скримерах и прятках по шкафам. Поэтому действий и механик не очень много: в арсенале у нас только коробок спичек и возможность припустить в напряжённых моментах.
Ты идёшь по коридору, держишь в руках огонь. И всё вроде бы логично: не гаси свет, не стой на месте, не зови никого по имени. Только вот комната заканчивается океаном, звёзды на небе — не звёзды, а глаза мертвецов, и могила теперь не шестифутовая, а бесконечная.
И разгорится великое пламя
Зато здесь очень много символизма. Чёрно-белая графика с зернистой текстурой и приглушённые звуки будто списаны с первых фильмов Бергмана и олицетворяют фразу, которую Кузнец как бы невзначай роняет в самом начале игры: «Да всё просто. От этой жизни серой спасение только на дне стакана». В данном случае отсутствие красок — не попытка заигрываний с ретро, а прямое изображение того, как главный герой видит свой мир.
Спички, возможность освещать ими свой путь или поджигать преграды — как тот самый «проблеск надежды», а огонь — почти как у Прометея: держит тьму на расстоянии и придаёт сил идти дальше.
А потом у головы отрастают паучьи ноги, с неба тянутся нити «богатства, счастья, истины», и ворон выклёвывает наши глаза. Глубокая символическая структура здесь проявляется в многочисленных архетипических мотивах, тщательно интегрированных разработчиками в игровой нарратив. Повсеместно встречающиеся артефакты не только укореняют повествование в региональной культурной традиции, но и символизируют связь между современным человеком и архаичными пластами коллективного бессознательного.
Может, уже и слушатель помер?
Звуковое оформление в духе фолк-хоррора: в композициях Михаил Швачко совместил традиционные русские напевы и электронные эффекты. Получился загадочный звуковой фон, где скрип цимбал и приглушенный бас органично смешиваются с синтезатором. Когда вокруг всё черно-белое, именно звук добавляет цвет. Будь то тихая колыбельная пушистой овечки или резкий щебет совы за окном.
«Лихо одноглазое» в данном случае — это как раз тот самый случай, когда надо поплотней надеть наушники. Возможно, чтобы испугаться посильней. Или для того, чтобы игра и в самом деле стала частью тела.
Брызнет кровь
Не инди-шедевр, не переворачивающий мышление экспириенс, «Лихо» — ожившая сказка, которую стоит пройти не ради финала, а ради процесса. Где всё, от черно-белой картинки до звука горящей спички, работает на одно чувство: тревожную близость чего-то древнего и знакомого. Игра умная, аккуратная, без лишних диалогов и с уважением к фольклору. Выходит уже 28 июля 2025 года от тех же ребят, которые сделали «Чёрную книгу» и «Человеколося».