Креатив 20801
Аватар Cyber Morning Star Cyber Morning Star

От стажёра до директора: Фил Спенсер

7
2
Поделиться
Телеграфировать
Сегодня поближе познакомимся с биографией любимца публики и главы Xbox. Узнаем, как он попал в Microsoft, почему не убрал Minecraft с PlayStation и как спасал компанию.
От стажёра до директора: Фил Спенсер

Неслучайная случайность

Вся карьера Фила Спенсера строится на случайности. На такой, которую в автобиографиях обычно называют «судьбоносной». Будучи с детства увлечённым компьютерами и видеоиграми, он сначала подрабатывал продавцом в магазине под названием Computer Mart, а затем поступил в Вашингтонский университет по специальности коммуникации в сфере науки и техники.

Во время обучения на втором курсе — это был 1988 год — он вовсю программировал на своей Atari ST и не подозревал о том, что случайно зашедший в его комнату знакомый — сын вице-президента ещё мало кому известной Microsoft.

Через две двери от меня жил один парень, и его отец был вице-президентом Microsoft. Однажды он зашёл ко мне и увидел, что я программирую на Atari ST. И вроде как Microsoft тогда делали что-то в этом роде для Windows. На то время я не знал ни о Microsoft, ни о Windows. Ни малейшего понятия не имел. Но он сказал: «Эй, приходи летом поработать стажером». И я согласился.

Фил Спенсер

Результаты его работы настолько впечатлили начальство, что в конце лета ему предложили должность. На неполный рабочий день, но с заработной платой. Следующие несколько месяцев Фил просыпался в 6 утра, чтобы попасть на занятия, а потом мчался к 11 в офис Microsoft.

В 1990 году, сразу после окончания университета, его берут в качестве штатного программиста в подразделение MS. Там он занимается разработкой проекта Encarta, запуском MSN и работой над такими приложениями, как Microsoft Picture It, Microsoft Money и Microsoft Works.

На заре Xbox

В 2000 году Microsoft официально стали частью североамериканского игрового рынка и анонсировали выпуск собственной консоли под названием Xbox. Для такого дела они тут же создали новое подразделение Microsoft Games и наняли Эда Фрайза. Он занялся рядом проектов, среди которого затесалась студия Studio X. Эд на то время не знал, что с ней делать, и вовремя делегировал задачи по ней нашему Филу.

Предложение у него было такое: «Есть тут у меня одна студия, которую я, скорее всего, закрою. Хочешь попытаться сделать с ней что-нибудь до этого момента?»

Фил Спенсер

И он согласился. Для ярого фаната видеоигр лучшей позиции придумать было нельзя. Фил смог поработать с величайшими людьми геймдизайна того времени: с Питером Молиньё и игрой Fable, Брайаном Рейнольдсом и Rise of Nations, Джоном Тобиасом и Tao Feng.

Следующие несколько лет он успешно работает в Лондонском офисе и приглядывает за студиями Rare (Grabbed by the Ghoulies) и Lionhead (The Movies).

В 2008 он получает своё первое крупное повышение. Фила возвращают обратно в Штаты и назначают генеральным менеджером всех внутренних игровых студий.

А ещё он начинает активно посещать конференции и наращивать личную фанатскую базу. В 2010 Фил, допустим, рассказал о стремлении Microsoft создавать хитовые игры, развивать Kinect и привлекать новых игровых партнёров. 

Epic Fail

Microsoft при разработке первых своих двух консолей пыталась сделать их графически куда более мощными, чем у конкурентов, и заинтересовать хардкорных геймеров. До определённого момента эта стратегия работала. Кто-то играл в Nintendo Wii, кто-то — в PlayStation 3, а вся Северная Америка покупала Xbox.

Но вот при создании Xbox One было решено горизонты расширить и обратить внимание на казуальные просторы. Пытаясь привлечь более широкий круг потребителей, Microsoft сместила акцент Xbox One с игр на другие развлечения, такие как телевидение и фильмы. Появилась и парочка нововведений: запрет делиться играми со своими друзьями и обязательная онлайн-аутентификация каждые 24 часа. Всем тем, у кого не было доступа к Интернету, Дон Меттрик (бывший на то время глава подразделения) посоветовал и дальше сидеть на Xbox 360.

Несмотря на резонанс (а точнее мегатонны хейта) среди геймеров, что-то менять было уже поздно. Xbox One и Sony PlayStation 4 вышли на рынок с разницей в неделю и продались миллионным тиражом за первые сутки. Только вот PS 4 продолжила бить все рекорды, а Xbox One начала скатываться.

Спустя пару не самых радостных месяцев, Фил становится главой подразделения Xbox.

Зачем всё это?

Несмотря на высокую должность, Фил особой радости не испытывал. Спустя всего пару недель ему позвонил Сатья Наделла (глава всея Microsoft) и задумчиво выдал:

Я не имею ни малейшего представления о том, зачем мы полезли в гейминг.

Сатья Наделла, глава Microsoft

Филу на тот момент ответить было особо нечего. Многие из тех, кто работал над созданием Xbox One, были морально истощены и не разделяли наполеоновских планов Microsoft по захвату всех медиа. Сатья Наделла вообще думал о том, чтобы прикрыть все эти подразделения и не пинать мёртвую лошадь.

Сатья ясно дал понять, что, возможно, видеоигры — это не тот бизнес, которым будет заниматься Microsoft.

Фил Спенсер

Тогда Фил оглядел всю сложившуюся ситуацию, проанализировал слабые и сильные места, решился и подготовил ответ.

Если мы собираемся оставаться в игровом пространстве, надо удостовериться, что пойдём ва-банк. Последнее, что я хотел бы делать — это управлять игровой организацией, к которой компания [Microsoft] относится как к чему-то второсортному, делая всё наполовину. Давайте исправим наше положение.

Фил Спенсер

Большие перемены

С 2014 года началась новая эра Xbox. На конференции Е3 2014 Microsoft анонсировали запуск портала по фидбеку о консолях компании. Любой человек мог предложить свои идеи или, если таковых не было, поддержать уже существующие. За первую неделю на портале появилось порядка 170 тысяч тем.

Всё было очень публично. Любой мог увидеть список предложений. И мы действительно пользовались всем этим для выстраивания будущих обновлений. Идея об обратной совместимости вообще взялась из фидбека. Мы не знали, сможем ли сделать её, но решили собрать небольшую команду и попробовать.

Фил Спенсер

Это был первый шаг на пути к искуплению. Следующий был предпринят ещё через год: Фил настоял на покупке Mojang Studios, которая сделала Minecraft. Всего за 2.5 миллиарда долларов Microsoft получила эксклюзивные права на самую популярную на то время игру. И они могли бы убрать Minecraft со всех платформ, кроме своей, и буквально заставить людей покупать Xbox One, но они этого не сделали.

Вместо этого они официально заявили о том, что игра продолжит выпускаться. Даже у конкурентов. Для компании такого размаха подобный шаг был беспрецедентным поступком.

Одними из первых, кто позвонил нам после покупки Minecraft, стали Sony. Они спросили: «Вы будете убирать её с PlayStation?». И я такой: «С чего бы нам делать это? Людям нравится играть в неё на PlayStation».

Фил Спенсер

На следующий год, в 2016, Фил пошёл ещё дальше и предложил кросс-плей. Если кто-то до этого момента не слышал о главе Xbox, то теперь о нём говорили все. А сам Фил на форумах и на сцене твердил только об одном: Sony, Microsoft и Nintendo должны конкурировать между собой, выпуская отличные игры, а не возводя стены между геймерами, разрабатывая одни сплошные эксклюзивы. 

И если по началу эта идея казалась многим дерзкой и неосуществимой, то уже в 2017 Microsoft и Nintendo представили миру первый в своём роде кросс-плей между Xbox One и Nintendo Switch (это был Minecraft). Sony сначала всячески отказывались, но потом всё же подключились со своей Fortnite.

Союз с Sony, кстати, привёл к тому, что сейчас эти две компании сотрудничают по вопросам облачных хранилищ, искусственного интеллекта и стриминговых сервисов.

Nintendo — мощный игрок в этой [игровой] индустрии. Хотел бы я, чтобы каждый, у кого есть Switch, владел Xbox? Было бы замечательно, но это не всегда так работает. Sony думают так же. Я не думаю, что гейминг станет лучше, если Xbox каким-то образом вытеснит PlayStation.

Фил Спенсер

В том же 2017 Фила снова повышают, до исполнительного вице-президента игрового подразделения.

В Xbox не происходит ничего такого, о чём Фил не хотел бы знать или частью которого не хотел бы быть. Он всегда думает о том, где нам надо быть и как туда добраться. Он словно шахматист, всегда планирует на пять шагов вперёд.

Мэтт Бути, глава Microsoft Studios

Последним шагом по восстановлению репутации стал запуск Xbox Game Pass. Подписочного сервиса, что даёт неограниченный доступ к играм из каталога.

Только вперёд

В 2019 Фил, как и обещал, продолжил работать над имиджем компании и перенёс Xbox Live на девайсы с системами iOS и Android. Продолжил активно радеть за интеграцию с ПК и, самое главное, начал скупать игровые студии (15 штук!). 

Тим Шейфер, основатель студии Double Fine Productions, поначалу очень переживал.

Мы, типа, должны сменить наши электронные адреса на адреса с тегом Microsoft и перекрасить все стены в зелёный?

Тим Шейфер

Однако и тут Microsoft поступили по-умному. В процесс работы купленных студий они никак не вмешивались, повестки не навязывали, персонажей своих эксклюзивов никуда не засовывали.

Мы приходим и обеспечиваем этим студиям финансовую стабильность. Мы даём им свободу сосредоточиться на играх и лишаем необходимости думать о том, что же ещё нужно сделать.

Фил Спенсер

Однако на инди-студиях интерес Microsoft к расширению своего каталога не ограничился. В январе 2022 компания совершила крупнейшую в игровой индустрии сделку, купив Activision Blizzard за баснословные 68.7 миллиардов долларов. Ближайшее к этому значение — это покупка LinkedIn за 26 миллиардов.

Microsoft, как и во всех предыдущих случаях, получила в свою копилку такие ходовые тайтлы, как Overwatch, Call of Duty, Candy Crush Saga, Diablo, Warcraft, StarCraft, Guitar Hero, Tony Hawk и Crash Bandicoot.

Вместе с этим Фила снова повышают. Теперь он глава Microsoft Gaming. Об этом он самолично сообщил в своей воодушевляющей речи.

Пока эта сделка не будет закрыта, Activision Blizzard и Microsoft Gaming  продолжат работать независимо друг от друга. Как только сделка завершится, Activision Blizzard будет отчитываться передо мной, как перед генеральным директором Microsoft Gaming.

Фил Спенсер

За свою титаническую работу и огромный вклад в индустрию Фил в феврале 2022 получил награду Ежегодной Премии DICE Awards.

Фил Спенсер демонстрировал страсть и лидерские качества на протяжении всей своей карьеры в Microsoft. Он ответственен за бесчисленное количество показательных и кардинальных инициатив, которые отразились на всей игровой индустрии.

Меган Скавио, главный исполнительный директор Академии интерактивных искусств и наук. 

А теперь посмотрите на Фила и его коллекцию футболок.

Интересные факты:

  • Собственное состояние оценивается в 25 миллионов долларов.
  • Любовь к компьютерам привил отец.
  • Любимая игра: Voodoo Vince.
  • Любимая музыкальная группа: Led Zeppelin.
  • Умеет играть на пианино.
  • У него есть жена и две дочери.
Теги: Креатив, Годнота, Игры, Microsoft, Xbox
Аватар Cyber Morning Star
Cyber Morning Star
294 подписчика