Wargame: AirLand Battle 24355
Аватар Rain92 Rain92

WARGAME: Война, боль и страдания

15
1
Поделиться
Телеграфировать
Доброго вам времени суток, дорогие читатели! А сегодняшнюю статью я бы хотел посвятить одной замечательной игре, так незаслуженно неизвестной среди большинства людей. Имя ей Wargame.
WARGAME: Война, боль и страдания

Но для начала - пара слов немного не в тему. Я бы хотел попробовать (чисто для себя) поднять тему интересных, но, в силу определённых обстоятельств, не самых популярных игр. Они, как правило, не дотягивают до полноценных ААА проектов, но тем не менее имеют свой шарм. Тег с этой темой будет носить имя "Малоизвестная годнота". И нет, годнота не потому что мои записи, или статьи годные (я никогда такого не говорил и не буду), а потому что в данном случае годнота - это, на мой взгляд, как раз те игры которые я и буду описывать. 

Я не знаю будет ли это интересно людям, (ибо как минимум у меня в списке находится одна 2D инди игра, и одна совсем уж необычная вещь, о которой даже намекать пока не стоит. Могу лишь сказать что такие проекты зайдут далеко не всем). Так вот, в связи со столь нестандартным началом я бы хотел услышать твоё, читатель, мнение относительно того, интересная ли это вообще тема, или... Мож ну его нафиг, а? В любом случае начать я решил с двух не самых рискованных статеек, первая из которых о Wargame, и о которой ты, читатель, можешь прочитать парой строк ниже. 

Ах да, и последнее, эта статья не носит профессиональный характер, я просто рассказываю вам о играх, периодически делясь своим мнением. Да, я простой человек и я тоже могу ошибаться, поэтому маленькая просьба: я спокойно отношусь к АДЕКВАТНОЙ критике, и я никого не стараюсь обидеть или унизить, посему, пожалуйста, имейте каплю уважения и ко мне тоже - и если вы с чем-то не согласны, критикуйте аргументированно, по факту, а главное КУЛЬТУРНО (без выражений типа "автор говноед!!1") и.т.д. Ну а теперь, приятного чтения!

~Предисловие~

                                                                          ↑НАЖМИ СЮДА, ЧТОБЫ УЗНАТЬ СТРАШНУЮ ПРАВДУ↑

Итак, приступим. Выше, я сказал, что мы будем знакомиться с игрой "wargame", но самом деле нет, всё немного не так, и я всем наврал (только пожалуйста не бейте, ну или хотя-бы бейте, но не сильно). Я хотел поведать миру об одной замечательной СЕРИИ игр, под общим заголовком Wargame. Всего игр в серии три (плюс совершенно новый проект, который ТАААААК много берёт от своих предшественниц, но, тем не менее имеет уже совершенно другой сеттинг, от чего и название у него иное, ну и естественно, разговаривать мы о нём сегодня не будем). Однако, мы немного уходим от темы.
 Так вот, как я уже сказал, всего в серии есть три игры:
  1. Wargame: European Escalation
  2. Wargame: AirLand Battle
  3. Wargame: Red Dragon

Расположил я их в порядке возрастания, т.е. самой первой вышла European Escalation, ну а последней, соответственно, Red Dragon. Я долго думал, о какой-же конкретно части мне стоит рассказать, однако господа разработчики из eugen systems поставили меня в такую весьма неприятную ситуацию, где рассказав об одной игре, я так или иначе буду должен затронуть другую, ибо во всех трёх играх есть что-то своё, чего не хватает другим частям. Я правда не понимаю чем руководствовались производители сих шедевров (и я сейчас говорю без доли сарказма), ибо ОБЫЧНО в новой части те или иные фичи присутствуют в слегка видоизменённом варианте из игры-предшествинницы, но... Увы... В нашем случае всё немного иначе...

~Коротко о главном~

Так что же это за птица такая, Wargame, с чем её едят, и почему я вообще решил посвятить одну статью аж трём играм сразу? Wargame это серия тактических стратегий времён холодной войны с ОГРОМНЫМ упором на реализм. Своего рода Арма от мира RTS. Играть нам предстоит за войска Варшавского договора (читай, СССР и союзники), или за паладинов света и добра НАТО соответственно.
-Ой, ну всё понятно! Всё как обычно! Опять злобный савеццкий саюз нападает на беззащитных пендосов и получает люлей!!1 (с) (фонд золотых цитат геймеров).

Нет, на самом деле всё не так просто как это может показаться на первый взгляд. Да, в очередной раз мы играем в "альтернативную реальность", где СССР столкнулся с США в войне "горячей". Но вот кроме этого, пожалуй, остальные аспекты игры очень и очень приближены к реальности, и касается это не только сюжетной части (война идёт не на тотальное уничтожение, а, скорее, на распространение влияния), но и геймплейной: Карты здесь огромны, танки стреляют на довольно далёкую дистанцию, вертолёты могут уничтожить практически любую наземную боевую единицу на открытой местности, но не дай Бог им залететь в лес над вражеской территорией, или пролететь рядом с городом, оккупированным неприятелем - результат будет весьма плачевным. Есть и артиллерия, стреляющая из одного конца карты в другой. Есть пехота, разведка, а в последней части так даже и флот завезли!  В общем, полный набор юного милитариста!

~Всё по-взрослому~

Итак, кого-то начальное описание заинтересовало, кого-то нет, поэтому давайте расставим все точки над "i" и разберём как в это чудо чудное, диво дивное вообще играть, ибо отличается игра от этих ваших старкрафтов и прочих стратегий чуть более, чем полностью. Вообще, раз уж мы заговорили о старкрафте, чем же он так сложен? Аспектов много. Например, большое количество юнитов, действующих по схеме "камень-ножницы-бумага", требуемый большой навык скорости ума и рук (я, кстати, так и не смог осилить его на должном уровне - уж слишком быстро всё нужно делать). Некоторых юнитов хорошо использовать в связке с одними, но они совершенно бесполезны в комбинации с другими боевыми единицами.

Многие из этих аспектов действительно справедливы и для всей линейки Wargame, за исключением, пожалуй, скорости реакции и действий в минуту. Нет, всё это здесь по-своему тоже важно, но на одной скорости реакции у вас игру вытащить не получится. В отличии от старкрафта, любая часть варгейм, это игра, скорее, о хорошо продуманном плане действий перед стартом и правильной расстановке своих войск в обороне или перед атакой, чем о внезапных выпадах и контр атаках на базу врага. Никто, правда, не говорит что агрессия здесь не поощряется, или что нужно всегда сидеть в защите, нет: Карта делится на определённые сектора. Чем больше секторов под контролем у игроков, тем больше прибыль, тем, соответственно, больше войск можно заказывать, тут всё просто и без излишеств.

- Но автор! Ты же сравниваешь совершенно разные типы стратегий! Это как сравнивать ARMA и Battlefield!

-Верно, но starcraft, да и starcraft 2, это очень популярные и знаменитые стратегии, которые на слуху, пожалуй, у каждого геймера, именно поэтому я и решил начать сравнение со старкрафта. Впрочем, как начал, так и закончил.

На самом деле гораздо более уместным было бы сравнить Wargame с серией стратегий "В тылу врага 2", или даже World in Conflict (в силу схожести тематики). И если первый заслуживает едва ли не отдельной статьи, благодаря глубине проработки, а также долгой истории становления, то вот с World in Conflict всё немного проще:
Wargame - это такой World in Conflict, из которого: 

  • убрали львиную долю клюквы (знающие люди, наверное, помнят этот пришибленный сюжет, который по уровню абсурдности может посоперничать с не менее известным Red Alert'ом, вот только ред алерт изначально пиарили как этакую сатиру на тему холодной войны) 
  • накинули штук 100 разных типов юнитов сверху (и я сейчас не шучу. Ещё Wargame: European Escalation насчитывал в своей коллекции около двухсот разных боевых единиц, а в Wargame Red Dragon их количество возросло, по оценкам разработчиков, до 1300 штук)
  • поправили дальность стрельбы и здоровье бойцов, а также добавили психологическое состояние и уровень бензина и боеприпасов (но об этом мы поговорим чуть позже и в более широком формате).
Также, в отличие от World in Conflict, строительства здесь нет от слова СОВСЕМ (вы же помните как на подконтрольных территориях в WiC автоматически строились бункеры? Не то чтобы это можно было прямо громко обозвать словом "строительство", но всё-же), кроме того на каждой карте ваши войска разграничат вам линию передовой, и зайти с фланга, или сзади противнику будет очень непросто (здесь, правда, стоит оговориться - как таковая ФИЗИЧЕСКАЯ линия передовой в виде яркой черты появилась лишь в Steel Division, самой последней игре eugen systems. Я же говорил о "воображаемой" линии, которую можно легко прочертить, исходя из того где сейчас находятся ваши юниты).

~История серии~

Итак, как я уже обмолвился выше, первой игрой в нашей серии была Wargame: European Escalation, вышедшая в далёком 2012 году. Она охватывает десятилетие с 1975 по 1985е года в центральной Европе, вокруг восьми стран-участниц нескольких представленных конфликтов: на выбор нам даны и СССР, и ГДР (Восточная Германия), и даже Польша с Чехословакией. А выступают они против США, Великобритании, Франции и ФРГ (Западной Германии). Всего кампаний четыре (плюс одна бонусная, никак не связанная с основным сюжетом), повествуют они, как я уже сказал, о нескольких конфликтах, приведших в конце концов к полноценной третьей мировой. Сам же предлог начала войны зачастую представлен несколько спорно, т.е. не всегда вот так сходу можно сказать "А! ТАК ВОТ КТО ТУТ ХОРОШИЙ, А КТО ПЛОХОЙ!" Так же, в плюс игре стоит отметить заставки, сделанные весьма сухо, но так точно и чётко передающие атмосферу напряжённости тех лет. Во время просмотра может создаться такое странное ощущение, словно ты смотришь какой-то документальный фильм, а не играешь в игру. И вырезанные видеовставки с военными парадами, с выступлением господина Брежнева, или какого-нибудь Рональда Рейгана только усиливают это ощущение.

Как я уже заметил ранее, в первой игре серии присутствует около двух сотен единиц боевой техники. В основном, правда, это разные модификации. Но каждая модификация танка, пусть и выглядит похоже, тем не менее, являет собой уникальный экспонат. Так, например, у советского T-80, и T-80U не только буковки отличаются, но и уровень брони, и вооружение (последний несёт на себе даже несколько ПТУР снарядов), а в некоторых случаях у одной и той же модели техники с разными модификациями может разниться даже расход топлива. Но, возвращаясь к нашим Т-80 - цена у модификаций, естественно, разнится почти в два раза. 

В Wargame: European Escalation нас ждёт линейная глобальная кампания с дополнительными миссиями и... Разблокирование войск за внутриигровю валюту. Нет, на самом деле всё совсем не плохо, и те из вас кто уже собирался кричать про микротранзакции, немного поспешили. В нашем случае имеется ситуация, слегка напоминающая печально известный C&C 4: за каждую пройденную миссию вам выдают определённое количество звёзд, за которые вы и открываете новых юнитов. Как много? Зачастую количество желанных звёздочек зависит от того, выполняли ли вы дополнительные миссии. Так что в нашем случае выполнение доп. миссий несёт в себе не только рейтинговую/идеалистическую функцию, но и чисто физический профит - стоит ли рискнуть и попробовать выполнить это задание, имея возможность потерять ценных ветеранов (а уровень опыта здесь переносится от миссии к миссии, и при аккуратном прохождении под вашим началом могут оказаться настоящие машины-убийцы) но при том получить возможность разблокировать новых бойцов, или же ну его, ещё финальные миссии впереди. Вторым способом получения дополнительных звёзд является мультиплеер, однако, вам очень повезёт найти хоть один активный сервер с игроками (впрочем, ничего удивительного здесь нет, ибо вся активная база игроков попросту перешла в Wargame: Red Dragon).

Вкратце, в плюсы самой первой части можно записать следующее: Относительно интересная игровая кампания (правда, не стоит ждать ничего сверхособенного, хватающего с неба звёзд), неплохо продуманные в меру разнообразные миссии, порой заставляющие пораскинуть серым веществом в плане того с какой стороны выгоднее продвигаться дальше, ну и очень хороший туториал, вполне ярко объясняющий даже новичкам что же от них требуется, и в чём вообще разница между разными типами войск.

К минусам можно отнести несколько однообразные карты для мультиплеера (кругом лес, да поля), отсутствие полноценного ИИ для скирмиша (хотите сыграть 2 на 2, или 4 на 4 с ботами? А вот дудли! Ботов разрешено ставить только против людей. Хорошо хоть вместе с другом против бота играть вообще разрешили). Также компьютерный противник (по крайней мере в кампании и именно в European Escalation) имеет просто мерзкую, отвратительнейшую привычку читерски вычислять где находится ваш командный автомобиль, отвечающий за контроль сектора и ВНЕЗАПНО засылать тонны техники на суицид КАК РАЗ в то место где он припаркован, отправляя невнимательного, или слегка зазевавшегося игрока на задней тяге прямиком до Марса.

Вторым по счёту варгеймом из под крыла компании вышел Wargame: Airland Battles. Вторая часть игры вышла годом позже и рассказывала примерно о тех же событиях, показывая, однако, их немного под другим углом. В неё автору довелось играть меньше всего, однако эта часть также заслуживает внимания.

Во-первых, как, возможно, следует из названия, разработчики перелопатили систему воздушных сражений, и в отличии от European Escalation, вертолёты теперь стали в какой-то мере больше напоминать скальпель - доверьте скальпель хирургу, и он, возможно, спасёт вам жизнь. Доверьте скальпель Васе из 5"б", и результат будет прямо противоположным. Иными словами, вертолёты всё ещё весьма эффективны, но теперь ОЧЕНЬ уязвимы для вражеского огня. Также была переработана экономика, и заказать огромное количество "вертушек" теперь будет очень сложно. Кстати, раз уж мы коснулись темы воздушных баталий - НАКОНЕЦ-ТО в игру ввели полноценные самолёты. Они прилетают из-за пределов карты, тратят боезапас на поле, либо нарезают круги на одном месте, в ожидании последующих приказов и, если таковых не поступает, улетают обратно на дозаправку. Никаких аэропортов в поле, или в лесу посреди карты, только воздух, только хардкор.

Во-вторых, более гибкой стала система создания армии. Теперь больше не нужно проходить кампанию ради звёзд, ибо их упразднили и все юниты теперь открыты сразу. Также в своей армии вы можете делать уклон на пехоту, наземную боевую технику, артиллерию, или воздух. Это, на самом деле довольно серьёзное нововведение и более подробно мы на нём остановимся немного позже. 

В-третьих, раз уж мы коснулись синглплеера - одним из самых больших нововведений игры стало полное изменение принципа работы кампании: Теперь каждая кампания это глобальная карта части Европы, поделённая на регионы. Вы выступаете в роли генерала, и победить в одном сражении мало. Важно завершить кампанию в определённое количество дней, достигнув поставленных целей. Геймплей в кампании делится на две части: Пошаговые действия на глобальной карте и локальные битвы. Если с локальными сражениями вы более-менее можете представить что к чему, то вот в "глобальном" режиме всё немного интереснее:

У вас есть определённое количество политических очков (читай, местная валюта) за которую вы можете ремонтировать войска, докупать новые армии, а так же использовать пассивные бонусы: так, например, при особом желании можно скинуть атомную бомбу на голову противнику , или использовать поддержку флота. Ход кампании зависит не только от вашего плана, но и от второстепенных факторов: свои коррективы может внести погода, а очередной параллельный конфликт где-нибудь в Азии может заставить союзных адмиралов увести свои корабли в иную часть света, оставляя вас на некоторое время без поддержки.

Ну, а напоследок, самое вкусное - в кампанию можно играть в кооперативе, так что теперь вы можете навалять всяким пиндосам, играя со своим лучшим другом Петей из параллельного класса! Ну, или наоборот, показать этим злобным Иванам где раки зимуют - это уже зависит от ваших предпочтений.

В-четвёртых, в мультиплеере увеличили максимальное количество игроков в одном сражении аж до 10 на 10 человек! Комментарии здесь, пожалуй, излишни. Могу сказать лишь, что с момента приобретения Wargame, это в принципе мой любимый режим игры.

В-пятых, сделали, наконец, полноценно работающий ИИ! Теперь вы можете играть в Wargame как в любую другую полноценную стратегию, а не только в формате 1 на 1. Выставить двадцать ботов, правда, не дадут, но даже в доступном формате 4 на 4 битвы будут весьма жаркими.

Ну и плюс ещё тысяча и одна мелочь, как то - добавление полноценного режима повторов, где вы можете посмотреть на прошедшую битву, меняя скорость, угол камеры, или вообще останавливая игру дабы посмотреть на поле брани из глаз простого солдата. К другим изменениям можно отнести переработку интерфейса и общей стилистики игры, добавление пары новых наций в игру, увеличение количества юнитов до восьмисот единиц, добавление разнообразия на карту (теперь гораздо чаще можно встретить сёла и города на уровнях, да и в целом они меньше похожи друг на друга), полностью перелопаченные бои в городе (если в European Escalation солдат нужно было прятать в каждый домик вручную, то теперь отряды захватывают целый район и держат в нём оборону). Вообще, пехота стала куда более полезна, в сравнении с European Escalation и в умелых руках теперь может попить немало крови неприятелю. В общем, полноценная вторая часть. Всем солдатам и генералам боевая готовность! Мы идём на Вашингтон! Ну... Почти... 

Не обошлось, конечно, и без новых проблем:

Так, например, ИИ теперь может хладнокровно отправить кучу техники в самый центр города, за который идут бои, совершенно ничего не разведав, или не послав войска прикрытия, т.е. фактически посылая свою армию на убой (и таки с завидной регулярностью так и поступает!). Кроме того, пресловутый ИИ любит брать не умом, а числом, что несколько раздражает, особенно при прохождении кампании.

Говоря о кампании. Канули в лету так многими любимые видеовставки, теперь наслаждайтесь текстом с описанием целей кампании, прямо как в старые-добрые девяностые. Сами же битвы, в сравнении с European Escalation, стали больше похожи одна на другую, ибо за счёт нелинейности глобальной кампании, разработчикам пришлось отказаться от скриптовых миссий. На каждый регион приходится ровно по одной карте, поэтому если вы ведёте сражение в одном районе трижды, то и карта всегда будет одна и та же. Самих кампаний очень мало (четыре в сумме, однако первая кампания это, своего рода, тренировка, и проходится она буквально за пару ходов). Ну и последнее, пожалуй, самое раздражающее: Теперь в миссиях кампании идёт игра на счёт. Т.е. сбиваете вы, например, вражеский вертолёт, он падает, а вам в копилку идёт несколько очков. Таким образом сторона, которая первой набирает N-ое количество очков, побеждает в битве. Конечно, подобный подход имеет смысл, т.к. ни один генерал не отправит в расход всю свою армию, но у этой особенности есть и обратная сторона, ибо если вы набрали нужное количество очков, а бой в самом разгаре, то матч просто обрывается сообщением о победе. Очень часто это происходит как раз когда ты поймал кураж битвы и думаешь: "Ох щас я как раз подгоню ещё пару юнитов и просто зарешаю! Раскатаю вас там всех!" В общем, неприятненько. Также зачем-то переименовали альянсы НАТО и ПАКТ в КРАСНЫХ и СИНИХ соответственно. Зачем?

Онлайн на данный момент тоже оставляет желать лучшего - в разное время суток в игре может находиться от 20 до 60 человек. Это, конечно, намного лучше чем в European Escalation, но до оптимального показателя явно не дотягивает...

Ну и третьей, завершающей игрой в серии, стала Wargame: Red Dragon, вышедшая уже в 2014 году. По иронии судьбы, это игра в которой я провёл намного больше времени чем в двух предыдущих играх вместе взятых, и в которую я периодически играю до сих пор, однако рассказать о ней мне, на фоне предыдущих частей, уже практически нечего. 

Данная часть охватывает азиатский фронт (от чего и называется Red Dragon) и ведёт отсчёт из семидесятых аж до 1991 года. В этой вселенной СССР не распался, а игрокам стали доступны самые новые, на момент того времени, образцы техники  (т.е. в игре вы найдёте и Т-90, и КА-50, и ТОС Буратино, и ещё много всяких вкусностей, ведь, как я уже говорил выше, количество доступных юнитов достигло, по словам разработчиков, аж до 1300 штук).

Пожалуй, главным нововведением Red Dragon, по сравнению с остальными частями является введение флота и амфибий - транспортов, которые могут передвигаться как по земле, так и вплавь. Однако и тут есть свои подводные камни: Во-первых, механика игры не позволила разработчикам реализовать авианосцы (что, в принципе, логично и вполне понятно для тех кто играл в предыдущие части). Во-вторых, по неизвестным причинам разработчики не завезли субмарины, в результате чего львиная доля морских баталий теряет в тактике. В-третьих, в реальной жизни корабли могут вести огонь на расстояние до 60 километров, а то и больше. Вполне естественно, что разработчикам пришлось существенно снизить дальность стрельбы флота. В итоге мы имеем ситуацию в которой морские битвы слегка попахивают каким-то голливудским кинцом, где корабли выстраиваются в ряд и стреляют друг в друга из всех орудий, попутно сбивая летящие друг в друга ракеты. Это, конечно весело, да и тактические элементы всё-равно присутствуют, но, строго говоря, это всё-равно далеко от реализма. Самих же морских карт также не сказать чтобы было прям много. Часть из них, так это вообще повторение одной и той же карты в разных масштабах.

В кампании вернули вступительные ролики, правда, всего по одному ролику перед самой кампанией. Соответственно, с введением флота в игру, разработчики слегка поменяли принцип работы пассивных бонусов, и теперь у вас есть возможность подогнать флот к берегу и лично устроить неприятелю апокалипсис. И вроде-бы всё остальное в кампании не так уж и плохо, но зачем, спрашивается, было вырезать кооператив из игры? Неужели он так сильно кому-то мешал? Непонятно... Или, например, отсутствие обучения. Почему всё обучение в игре, это пара строк в текстовой форме? Уж лучше бы внаглую стырили тренировочные уровни из airland battles, ей Богу.

Нет, не поймите меня привратно - Red Dragon очень хорошая игра, несмотря на то что я её, вроде, только и делаю, что ругаю, просто сравнивая её с тем же AirLand Battles в плане количества изменений, я не могу сказать ничего прям такого особенного. По сути говоря, разницы между Red Dragon и Airland Battles примерно столько же, сколько и между Battlefield 3 и Battlefield 4. Вроде есть, а вроде на большое количество текста прям не потянет. Да, в очередной раз добавили юнитов, увеличили масштаб битв, перелопатили баланс, добавили наций, сделали доступными коалиции (но об этом чуть позже)... Тут скорее дело в том что в eugen systems решили не устраивать революцию, как это было со второй частью, а просто привнесли новых деталей и элементов в и без того успешную игру, сделав огромный акцент на мультиплеер. Доказательство моим словам - активность игроков: в течение дня можно спокойно увидеть до 600-700 активно играющих человек, а это довольно серьёзная цифра.

За этой цифрой, правда, кроется ещё одна маленькая, не очень приятная деталь: комьюнити в игре весьма специфическое. И я сейчас говорю не о милитаристических мемах, а, скорее, об определённом уровне токсичности среди игроков. Вполне естественна ситуация, где при сложной ситуации посреди игры, хотя-бы один игрок напишет что-то вроде "OMG! NOOBS! fuck this team! I'm out!" и просто выйдет из игры. Его войска перейдут под контроль союзникам, так что не всё так плохо, однако неприятный осадок такие люди всё-же оставляют. Вторым таким аспектом может стать плохая скооперированность команды. Иногда бывает ситуация, где команда обсуждает план на начало матча, кто куда отправится и кто отвечает за какие сектора, а 1-2 индивида просто спят. А когда матч начинается, то эти многоуважаемые господа действуют совершенно по не по плану и своими действиями ставят палки в колёса всей команде. Но это уже придирки, в конце концов такие люди есть в любой командной игре, не говоря уже о том что дружелюбно настроенные игроки в Red Dragon тоже имеются в немалом количестве. В целом же, даже несмотря на вышеописанные моменты играть в мультиплеер довольно весело (особенно когда вы играете против людей вашего уровня) и каждая битва действительно отличается от предыдущей. 

~Особенности геймплея~

Тут бы и заканчивать статью понемногу, но чувствую я, что найдутся люди, которые ничего не поняли из предыдущих глав, либо хотят узнать ещё кое-что об игре, перед тем как сформировать окончательное мнение, либо господа, которые запустив игру единожды скажут "БОЖЕ! ДА КАК В ЭТО ВООБЩЕ ИГРАТЬ?!" Поэтому я посвящу ещё пару глав, посвящая новоприбывших в нелёгкие трудоВыебудни. Начну я, пожалуй, с того, что все варгеймы во многом похожи, и зная как играть в одну игру вы относительно легко сможете адаптироваться к другой части.

Так вот, карта сражения в Wargame поделена на определённые сектора. Сектора эти удерживаются при помощи специальных командных юнитов. В отличии от, например, Company of Heroes, в нашем случае территория находится под контролем ровно до тех пор пока командный юнит находится на ней. Т.е. если вы увезёте командный автомобиль на другую точку, то потеряете контроль над территорией. Естественно, командные юниты стоят недёшево, и противник всегда пытается уничтожить именно их в первую очередь. Ну а вообще, игру вполне можно разделить на несколько частей. Я не стану никого заставлять читать ещё огромное количество текста, поэтому несколько следующих глав спрятаны под спойлерами:

Видите ли, вы не можете воевать всеми юнитами и сразу. Как и в реальной жизни, в армии есть свои ограничения, и если в вашу часть завезли один самый новый супермощный танк, то составить "раш" и задавить врага массой таких танков не выйдет по вполне очевидным причинам (он у вас всего на часть ОДИН). В связи с этим, в главном меню есть специальный пункт, в котором вы должны выбрать кто именно из всех доступных видов войск будет в вашей армии. В местном значении ваша армия зовётся deck (от англ. колода). Так вот, в колоде есть определённые ограничения, как то определённый лимит очков. Каждый юнит стоит определённое количество очков и напихать "всего, да побольше" не получится. Да и нужно ли? При особо ярком желании действительно можно укомплектовать колоду самыми дорогими и сильными войсками, вот только на какие гроши вы их будете заказывать? Так что более слабые юниты тоже имеют смысл своего существования.

Изначально, при создании своей армии вы должны определиться со стороной конфликта и с тем, армию какой нации вы хотите видеть под своим руководством. Можно, конечно, просто взять и собрать колоду из всех стран сразу, однако при выборе нации вам дают небольшие плюшки и бонусы (в частности, можно взять больше разных юнитов под свой контроль). Также можно выбрать коалицию, в которой будут присутствовать войска нескольких стран сразу, и заодно сохранится часть бонусов. Кроме страны-представителя вашего альянса, вы также можете выбрать направленность и тематику своей колоды. Например, сделать упор в пехоту, авиацию, или поддержку (читай, артиллерия и зенитки). В случае тематической колоды вы, естественно, также сможете выбирать все типы войск, однако определённый тип юнитов, в зависимости от специализации, будет стоить меньше очков.

При составлении колоды, в игре часто придётся ломать голову, использовать ли вот этот крутой танк, использовать его же, но посадить более опытный экипаж, или лучше выбрать что-то немного проще, но дешевле и доступнее в плане количества (опытные игроки составляют свои колоды часами и вносят определённые изменения после каждой пары игр). И говоря о количестве - да, вы не ослышались. Местные правила игры устроены таким образом, что каждого юнита есть определённое "количество". Скажем, заказали вы на поле боя все пять доступных Т-80, а коварный враг их уничтожил. Что-же делать? А вот ничего! Надо было аккуратнее играть! Или составлять колоду иначе! Или, если колода составлена правильно, делать ставку на другой юнит. Вся эта информация о количестве и качестве юнитов, а также об их опыте отображается в меню, при создании колоды. И да, у каждого воина здесь есть уровень опыта - прокачанные ветераны будут более стрессоустойчивы (т.е. иметь меньше шансов получить контузию, реже впадать в панику и бежать с поля боя, и.т.п.), будут обладать немного более быстрыми навыками меткости и перезарядки, ну и всё такое). Отличительной особенностью конкретно European Escalation от остальных частей является ещё и то, что в мультиплеере вы, прямо во время сражения сами выбираете насколько прокачанных юнитов вызывать, всё упирается лишь в ваши деньги, в то время как в остальных играх серии выбор уровней ветеранов происходит непосредственно при построении колоды в главном мнею.

Начиная с Airland battles, разработчики ввели очень удобную систему импорта и экспорта колод. Так что теперь вы можете посмотреть на то чем играет ваш противник (если, конечно, он с вами поделится специальным кодом) и сделать определённые выводы. А можете вообще использовать его колоду. Кстати, именно с этого я и рекомендовал бы вам начать, ибо с места прыгать в карьер со своей колодой очень рискованно. Кроме того, на форумах в steam просто полно разного рода обсуждений и описаний колод, в помощь новичкам, ну или просто интересующимся игрокам.

А теперь представьте себе ситуацию: на ринге сражаются два бойца. Внезапно, один из них наносит серию ударов по глазам своему противнику, оставляя того слепым. Если бой продолжить, то кто выйдет победителем? Ответ думаю, очевиден. К чему это я? А вот к чему:

Вы можете иметь сколь угодно сильную армию, но всё-равно будете проигрывать почти каждый бой с огромными потерями. А виной всему будет отсутствие разведки. Потому что разведка - это ваши глаза и уши. Именно за счёт разведки вы знаете где находится большое скопление вражеской техники и куда она, скорее всего, нанесёт удар. И именно благодаря хорошей вражеской разведке вас поливают холодным душем из артиллерии с другого конца карты.

В том же пресловутом старкрафте на более-менее адекватных рангах люди посылают рабочего на базу врага в начале матча, дабы узнать что же за сюрпризы будут у противника в рукаве, а ведь старкрафт это стратегия не о реализме, а о грамотных тактических решениях! Так что естественно ни одна часть Wargame не могла просто обойти тему разведчиков: Суммарно на выбор игроков только в European Escalation представлены около пятидесяти разных разведывательных юнитов, от пехоты до вертолётов. Стоит ли говорить что количество войск разведки в том же Red Dragon примерно в четыре раза больше?

Строго говоря, разведку можно разделить на несколько типов:
  • Пехота (туда же входят не только обычные разведчики, но и некоторые элитные юниты, вроде SAS, или спецназа. Обладает наилучшим зрением, но и сама наиболее уязвима)
  • Наземная техника (в основном лёгкие джипы, либо совсем уж лёгкие танки, которые, порой, оснащены весьма неплохим вооружением)
  • Воздушная техника (ограничена только вертолётами, однако есть как чисто наблюдательные единицы, так и техника, вооружённая, что называется, "до зубов")
Как вы уже наверное догадались, задачи у разных типов разведки несколько разные. Так, например, пехоту гораздо удобнее располагать на окраине городов, или лесов. С другой стороны наземная техника больше годится для того чтобы наблюдать за открытыми полями, прячась где-нибудь в короткой полосе из кустов и деревьев вдоль дороги. В особо крайних случаях такие машины можно использовать и для поддержки основных войск из засады, однако не стоит заигрываться - количество юнитов разведки весьма ограничено, поэтому зачастую этими войсками стоит вступать только в САМОМ крайнем случае, когда отступать возможности нет. Вертолёты же обладают наибольшей мобильностью из всех вышеперечисленных ребят, однако сбить вертолёт задача относительно простая, поэтому их гораздо удобнее использовать для быстрой разведки наиболее важных мест (например, примерной позиции вражеской артиллерии) и последующего отступления на дружественную территорию.

Представьте себе что-то очень мощное с виду, но очень слабое внутри. Такое название у заголовка не с проста. В большинстве стратегий (зачастую, даже по мотивам настоящих конфликтов) вы вполне можете сделать ставку на определённый юнит и вытащить им всю игру при поддержке буквально 1-2 других, сторонних единиц. В серии Wargame же работает совершенно иной принцип - все войска нужно содержать в равной мере.

Один юнит без прикрытия очень слаб: Закажите огромное количество танков без должного количества противовоздушной техники в поддержку, и все они разлетятся от пары вертолётов. Да, противник тоже понесёт потери от зениток, только вот вопрос - кто же в итоге потеряет больше, и кому этот размен выйдет дороже? 

Отправьте пехоту без помощи артиллерии на штурм города, и можете понаблюдать как эпично она сливается ещё на подходе. Настоящая сила армии заключается в правильной кооперации войск, которые будут грамотно компенсировать слабые стороны, и приумножать сильные стороны друг друга. Так, например для поддержки пехоты очень важно иметь прикрытие из пары танков (только ни в коем случае не загоняйте их в сам город) и артиллерию. У артиллерии-же есть два типа снарядов: боевые и дымовые. Использование дыма бывает очень и очень полезно при штурме городов, поскольку в этом случае вы сможете относительно безболезненно войти в жилые районы и дать противнику бой, не умерев ещё на пол пути.

Грамотная разведка подскажет вам какие войска у противника и как с ними бороться. Уничтожение противовоздушной техники противника позволит вам относительно безболезненно использовать бомбардировщики. Уничтожение разведки позволит вам оперировать буквально под носом у неприятеля, без его ведома. Главное - выбить один из элементов, а дальше всё пойдёт как по маслу. 

Естественно, немаловажную роль играет и кооперация между игроками. Именно поэтому зачастую местные любители войнушек используют программы вроде Discord, или TeamSpeak для коммуникации между собой.

С основными аспектами вроде всё ясно, однако остался ещё один, при том весьма немаловажный момент: Во вкладке с построением колоды вы найдёте пункт под названием "логистика". Несколько необычно, что бы в ней могло скрываться, ну, кроме командных юнитов, отвечающих за контроль территорий, о которых я уже рассказал до этого? Видите ли, даже если вы очень хороший стратег и правильно расположили все свои войска, напхали разведку в каждый куст и каждый дом (а искусство разведки и операций в тылу врага это тема, как вы уже поняли, отдельная), шансы проиграть всё-равно по прежнему весьма высоки. Почему? Да потому что без снабжения даже самая сильная армия обречена на поражение. И тому множество примеров из истории. Wargame в этом плане не отстаёт от реальности: В процессе игры вам всегда придётся внимательно следить не только за психологическим состоянием своих бойцов (солдаты в панике будут не только медленнее перезаряжаться и менее метко стрелять, но могут вообще просто начать отступать, или даже залечь и перестать стрелять), но и за состоянием их здоровья, аммуниции и (если речь идёт о технике) топлива. Вся эта прелесть поставляется специальными транспортными грузовиками, или вертолётами. Вертолёты, естественно, летают быстрее, перевозят больше снаряжения, но и сбить их намного проще. У каждого такого транспортного средства поддержки есть определённый лимит перевозимых припасов, так что подвезти один грузовик и держать его рядом до конца игры, заливая бензин и ремонтируя танки, не выйдет. Как же быть, если все грузовики из колоды призваны, а припасов больше не осталось? Для таких ситуаций есть Forward Operating Base (она же FOB, или передовая база, в русской версии игры). В неё вмещается огромное количество припасов, но она статична. Так что добрую четверть игры вам придётся то и дело гонять конвои грузовиков из одной точки в другую, от базы, на передовую и обратно. Здесь же, кстати, кроется ещё одна маленькая деталь: Как вы уже, наверное, догадались, боевым вертолётам тоже требуется ремонт и перезарядка, так что летать вы будете на базу довольно часто. Хуже всего то, что вертолёты, да, весьма эффективны, однако они не просто дорогие игрушки в плане цены, но также потребляют ОЧЕНЬ много припасов. Если вы планируете играть через воздух, то, возможно, стоит задуматься об установке двух передовых баз сразу. На втором месте по затратности, кстати, артиллерия. Правда её помощь на передовой также непередаваема: в надёжных руках небольшой отряд при огневой арт-поддержке может обратить в панику и уничтожить армию намного превышающую его в количестве.

~Звук и графика~

Ну, что тут можно сказать? Относительно графики, вы и сами всё видите на скриншотах - это максимальные настройки. В итоге графика выглядит не сказать чтобы плохо, но... средненько. С другой стороны, с учётом того сколько всего происходит на экране и какой масштаб уровней в этой игре, я могу заметить лишь то, что такая графика игре очень даже простительна. К тому-же всякие взрывы выглядят ярко и красивенько! Порой игру можно перепутать с какой-нибудь новогодней ёлкой увешанной гирляндами, ибо по всей карте можно наблюдать сплошные взрывы от залпов артиллерии.
 Звук также не подкачал. Немного досадует лишь не самый широкий выбор музыки в игре (причём так в каждой части серии), но в остальном, никаких глитчей и багов замечено небыло, так что лично у меня нареканий нет.

~Итоги~

Подводя итоги по всей серии, мне бы очень хотелось подметить минусы, присущие всей линейке, ну, и если вас хоть одна игра заинтересовала, дать пару рекомендаций. Итак, по минусам:

  • Серия Wargame - продукт очень нишевый и сильно отличается от многих RTS. Я не возьмусь утверждать что это прям плохо, но я уверенно могу заявить что найдётся достаточное количество людей, которых отпугнут многие особенности игр этой серии. 
  • Очень высокий порог вхождения - тут, как в одной поговорке утверждают "без пол литры не разберёшься" (собственно, почему статья и вышла такой огромной по объёму). Более того, если вы человек чувствительный и вас легко вывести из себя, или вы играете в основном ради победы, то, возможно вам стоит пройти мимо - проигрывать вы будете часто. Очень часто.
  • Как вы и сами заметили, сеттинг игры располагает к определённым политическим обсуждениям. Чего уж говорить о том что разработчики, родом, кстати, из франции, сами немного падки на такие вещи. Так, например, на первых стадиях в Red Dragon французская армия была одной из самых сильных в игре, и даже породила немало мемов от игроков. 
  • Вообще, баланс в этой игре это дело очень и очень тонкое, он как суслик из одной знаменитой киноленты - вроде не видишь, а вроде он есть. Насколько всё сбалансировано однозначно сказать сложно, ибо сбалансировать 1300 юнитов это вам не шутки.
  • Также, к моему неприятнейшему удивлению стало отсутствие какой-никакой худо-бедно сделаной энциклопедии. Почему, спрашивается, если я хочу узнать что-либо о разнице нескольких моделей самолётов, я должен сворачивать игру, открывать википедию и искать информацию самостоятельно? Я могу простить подобное в самой первой игре серии, мол, это был своего рода эксперимент, никто не думал прям впрягаться по полной, но игры аж три! Не то чтобы это был прям большой минус (ух автор, лень попу поднять и самому поискать информацию!!1!), просто, например, в Steel Division (той самой последней игре, которая вышла после варгейма) мои молитвы были услышаны и такая возможность действительно присутствует.
  • Весьма специфическое коммьюнити. По уровню угашенности (уж простите, по другому не назову), может вполне соперничать с коммьюнити cs:go (до дотки, правда, вроде не дотягивает). Чего стоит один чат в главном меню игры, в котором творится лютый трэш и ни один нормальный человек там не обитает. Нет, есть и хорошие игроки, но, как известно, впечатления составляет большинство, и здесь я бы смело отдал 50% всем идиотам всех сортов. Возможно, я утрирую, ибо я играю в основном в режиме 10 на 10, и в таком режиме гораздо выше вероятность попасть на самодуров? Не знаю, это лично моё замечание и я могу ошибаться. Впрочем, справедливости ради, не я один так думаю, в связи с чем советую вам играть с друзьями, а не с левыми людьми. К тому же играть с друзьями даже против ботов тоже довольно весело.
  • Ну и последним, не самым приятным сюрпризом для меня стало то, что у eugen systems и focus home interactive (издателя) закончился контракт, да и в принципе, господа разработчики сказали о том что прекращают поддержку игры. Нет, мультиплеер будет жить и дальше, и, судя по всему очень долго (ибо, по заверениям игроков, онлайн там порядком выше чем у нововышедшей steel division), но вот ни патчей, ни дополнительных карт, ни новых DLC мы, увы, больше не увидим. Кроме того, пресловутая токсичность коммьюнити привела к тому что авторы сказали что в принципе не заинтересованы в разработке новой части. Мол, раз Red Dragon так плох и вы все только и делаете, что его обливаете грязью (а на спец. форумах очень много абсолютно неадекватной и совсем не аргументированной критики, так что не могу сказать что я их точку зрения не понимаю), то мы просто будем делать другие игры. Последний пункт, конечно, имеет слабое отношение к игре, но я считаю что было бы несправедливым утаивать такие детали.

Но, так или иначе, заканчивать прям на такой печальной ноте для меня не комильфо, так что давайте закончим позитивом и рассмотрим плюсы по каждой игре в отдельности:

  • Если вы любите синглплеерные кампании с обильным количеством сюжета (по крайней мере по меркам RTS), то я бы порекомендовал вам Wargame: European Escalation. Да, она самая первая игра серии, некоторые её механики устарели, но, тем не менее, она по своему прекрасна. Также, многие игроки считают что обучение было сделано наилучшим образом именно в этой игре. Ну и в завершение: Сама игра периодически продаётся по скидке в 90%. Какой бы она ни была неуклюжей, или старой, но свои 70(?) рублей с копейками по скидочной цене она вполне окупает, это я вам точно говорю.
  • Если вы хотите поиграть в нелинейную кампанию, либо хотите сыграть вместе с другом в кооперативе, либо вам очень нравятся воздушные битвы, то вполне возможно вам зайдёт Airland Battles. Да, в кампании мало карт сражений, да, самих кампаний тоже мало, но давайте будем честны друг с другом - как часто мы вообще видим кооперативное прохождение основных кампаний в RTS? Плюс, не смотря ни на что, в самой игре также есть неплохая обучалка, которая быстро объяснит вам суть происходящего и того что от вас требуется.
  • Ну, а если вы любитель сетевых баталий с большим уровнем эпичности, или с участием кораблей (что в наше время тоже не самое частое явление), то, пожалуй, вам стоит подумать о приобретении Wargame: Red Dragon. Да, я обругал морские сражения, но даже несмотря на критику с моей стороны, играть с применением кораблей очень весело, особенно на первых порах, когда только знакомишься с игрой. К действительно серьёзным минусам я могу отнести, разве что, весьма специфическое коммьюнити и отсутствие адекватной линейки обучающих миссий. В игре вроде Варгейма отсутствие нормальных тренировочных миссий - это весьма серьёзный недостаток. Но кроме последнего, ничего прям такого ужасного я отметить не могу. К тому же пресловутый режим игры "10 на 10" работает именно в этой части, несмотря на своё появление ещё аж в Airland battles, да и битвы тут приобрели в масштабе.

~Постскриптум~

Ну, а в конце небольшой бонус. Вы уже увидели графику в картинках, познакомились с многими механиками игры, поняли насколько всё непросто и насколько важна правильная кооперация между игроками, так что вот вам самое лучшее воплощение моих советов от истинных профессионалов, мастеров своего дела, чемпионов игры. При просмотре сразу понимаешь что есть куда расти. Именно за такие моменты многие из нас обожают варгейм.

Ну, и самое последнее, уже на более серьёзной ноте: Я бы хотел выразить благодарность Moris Brother за помощь по ряду пунктов в плане оформления статьи и подачи материала.

Теги: Wargame: AirLand Battle, Малоизвестная годнота, Wargame: Red Dragon, Креатив, Wargame: European Escalation, Игры, Годнота
Аватар Rain92
Rain92
32 подписчика