Hellblade: Senua’s Sacrifice 23787
Аватар KroshkaEnot KroshkaEnot

Игры, меняющие мировоззрение

73
1
Поделиться
Телеграфировать
Игры, меняющие мировоззрение

Видеоигры уже давно переросли уровень примитивного развлечения и стали полноценным видом искусства, и если не попрали кинематограф и литературу, то уж точно способны составить им достойную конкуренцию. Конечно, никуда не делись и даже разрослись примитивные пострелушки и сессионные дрочильни, но тем не менее были, есть и будут (надеюсь) такие игры, что способны повлиять на картину мира, заставить переосмыслить многое во взглядах на жизнь, дать ответы на старые вопросы или задать новые, неудобные и даже в некотором роде запретные, которые не принято озвучивать напрямую. Именно о таких играх мы сегодня и поговорим.

ALERTA!  Большинство игр, представленных в статье, являются реликтами мезозойской эры и малость подокаменели, так что просьба захватить кисточки и стараться не топтать в районе раскопок. Спасибо!

Когда в первый раз увидел эту игру, то подумал "Фу, что за анимешная шняга". Когда после наиграл в нее 10 часов - сделал себе абсолютно другое мнение. Собственно, самая популярная и любимая игроками JRPG за пределами Японии. Она многим выделялась не только на фоне других игр жанра, но и внутри серии. Никаких рыцарей, замков и прочих клише не осталось и в помине, на смену фэнтезийному сеттингу пришел мрачнейший киберпанк, экологический кризис и острое социальное неравенство в мире, которым рулит деспотичная и жадная корпорация "Шинра", в буквальном смысле тянущая из планеты все соки. Из сопротивляющихся - кучка двоечников-фанатиков, идущих по неверному пути ИГИЛ (запрещена в Мидгаре). Но помимо острых социальных\экологических акцентов и тонких аллюзий на мир реальный здесь напрямую раскрыты две глубочайшие темы - самоидентификация и хрупкость любой жизни. 

В первом случае мы будем наблюдать процесс восстановления Тифой личности в конец деграднувшего на тот момент Клауда из воспоминаний после того, как оба проваливаются в е6аное никуда более интимную часть планеты. И этот самый процесс восстановления личности подан потрясающе - Тифа буквально по крупицам восстанавливает персону наемника с колючей прической, начиная с самого детства, через самые потаенные и сокровенные уголки душонки белобрысого буки, попутно узнавая, как он дошел до жизни такой, и почему ранее был так сух и глух. Впоследствии, восстановив свой анимус, игловолосый становится куда отзывчивее, живее и излечивается от унылой хандры, коей страдал добрую половину игры. Весь этот балаган даёт богатую пищу для размышлений на тему "Что есть моё Я и что его определяет", ибо добрую половину игры Клауд являет собой нечто рваное и бессвязное, больше похожее поведением на гомункула нежели на полноценного гомо сапиенса.

Тема хрупкости жизни же подана через Аерис. Это именно тот персонаж, что являет собой моральный компас и образец святой простоты и невинности. По сути маленький ребёнок в теле миловидной половозрелой цветочницы. Она сразу приходится по душе, вызывает симпатию, это именно тот тип персонажа, к которому намертво привязываешься. Более того, по ходу игры нас кормят телегами о ее особой силе и происходении, дико важной для сохранения планеты, что вкупе с явно назревающим лямуром между ней и главгероем по всем канонам должно даровать ей сюжетный godmode. Ага, щас. Aeris dies. Даже зная заранее, что цветочная королева в процессе игры отъедет, я все равно был шокирован тем, как быстро и просто она погибла. Без долгих речей и печальных глаз, хлоп - и вот она мертвая лежит. Данный твист был настолько неожиданным для игроков, что до сих пор по сети гуляет лже-инфа о том, как в игре воскресить Аерис без смс и регистрации. И этот твист работает именно так как задумано по сценарию. В общем, я переживал за ее физиологическую смерть больше, чем за свою моральную.

Двоюродная сестра финалок, сия игра не обладает столь обширным потомством. Но в свое время была очень интересной и нестандартной в общей массе довольно однообразных JRPG. Ее посредственный по меркам PSX графон (спрайты, не задники) и тошнотворно перевариваемый геймплей с самыми бесящими и кривыми прыжками в истории JRPG (грр, зачем они здесь?!) причудливо сочетался с потрясающим сюжетом, проработанным до мелочей и охватывающим 10000-летний период истории отдельно взятой цивилизации. При попытке ознакомиться с данной игрой через ютуб вы просто сплюнете и скажете: "Ёп, ты гонишь, это ж говнище лютое!". Fallaces sunt rerum species. Сюжет этой игры - однозначный шедевр. Даже несмотря на то, что второй диск делали на скорую руку, отчего вместо полноценного продолжения полетов по планете мы тупо смотрели картинки с текстом, а зачем утрамбовывали очередного босса. В нем присутствует всё - и эпик, и триллер, и глубинный психологизм, и детектив, и утонченный романтИк. Когда я начал играть в эту игру, я выпадал чуть не с каждой сцены - вот только ты начал думать, что уже в целом понимаешь, что здесь происходит, как тут же слова какого-либо персонажа быстро дают тебе осознание того, что нихера ты не понял.

Посудите сами:начало игры предваряет FMV, в котором некий навороченный корабль терпит крушение вследствии захвата половины систем оного взбунтовавшимся ИИ. Далее мы начинаем игру, и оказываемся в дружелюбной деревушке образца средневековья с небольшими вкраплениями стимпанка. Играет жизнеутверждающая музычка, поют птички и всё такое. Главгерой, зовущийся Феем, браво вышагивает по деревеньке, вокруг все ему улыбаются, а местная красотка настойчиво намекает на то, что пора бы уже нашему заторможенному дружку высадить десант в девственную чащу Аризоны, и шоб как у людей, со свадьбой и гулянкой. Но это дело внезапно прерывается набегом лютых ворогов и лютым замесом. Пф, клише, скажете вы. Только вот реальное побоище, в результате которого будет выпилена большая часть деревни, по факту устроил....наш главный герой, Фей. Да, у него есть вредная привычка - попадая в запредельно стрессовые и безвыходные ситуации, он превращается в нечто среднее между Джокером и Халком, которое само себе дало имя Ид (Id, ну вы понели), и которое несколько раз за игру наводит такой дикий шмон, что мама не горюй. А родилось это существо из-за жестокого обращения с бедолагой Феем со стороны его родительницы - заботливая мамаша, одержимая условными бесами, ставила над сынком нечеловеческие эксперименты, исследуя его эфириальный потанцевал.

Много ли вы знаете игр, где главный положительный герой страдает диссоциативным расстройством идентичности, являясь по сути еще и антагонистом? То-то же. А уж в жанре, издавна выдвигавшим на первый план тошнотворно-положительных протагонистов, это и вовсе было нонсенсом. Амнезией уже давно никого не удивишь, а вот психопатическая личность, время от времени творящая Ад и Израиль - это надо видеть. Но и это еще не всё: концепция религии, данная в этой игре, способна взорвать мозг и перепутать все карты даже главному теологу нашего с вами уютного Эви - легендарному веруну Максимке. Практически все механизмы манипуляции через духовную жизнь индивидов здесь показаны во всей красе. Даже шаманство условных жрецов свыше над генетикой рядового быдла с целью усечь их природный эфириальный потенциал. А то вдруг еще в себя поверят, быдло рогатое. Да и главным антагонистом по сути является тот, кого во вселенной этой игры чтут как Бога. Словом, чтобы пройти игру, надо последовательно сорвать все покровы с самой сути божественного учения, завалить всех апостолов и затем самого Бога. Причем последнего - дважды. А уж видели бы вы, каков он из себя...Словом, данная игруля способна дать пищу для размышлений на долгое время. Количество философских тем, обыгрываемых и исследуемых здесь выходит за все мыслимые пределы. При условии, что вы преодолеете обильную японщину с гигансткими мехами, ублюдочно-платформенный геймплей и мультяшных чибиков со старомодными ежесекундными random encounter'ами.

Никогда не понимал слов про конкуренцию серий Silent Hill и Resident Evil. Как по мне, это абсолютно разные (за вычетом схожих геймелейных черт) вселенные и сюжеты. Если RE умышленно оформлялся как этакая пародия на американские ужастики про мутантов категории С безо всякой претензии на глубину проработанность психологических профилей персонажей (далеко не всегда, но все же), то с Тихим Холмом разговор совершенно другой. В этой игре весь пугающий эффект достигался через атмосферу и психологизм происходящего. Вторая часть, по праву считающаяся многими фанатами лучшей/одной из лучших в серии, вывела этот психологизм на новый уровень. В первой части мы играли за Гарри Мэйсона, который был по сути простым дядькой, который хотел найти свою аутичную дочурку. Совершенно обычным и в целом неплохим парнем, без каких-либо маниакальных наклонностей и скелетов в шкафу. 

Герой же второй части, Дональд Сандерленд, нехило так отъехал от реальности на почве болезни своей благоверной. Большую часть игры мы думаем, что Донни тосковал по супруге и был шокирован письмом от покойницы, зовущей его в СХ. Встретив далее Марию, он путается еще больше, ведь она - копия его умершей жены Мэри. Но лишь ближе к финалу мы узнаём, что на самом деле малыш Донни собственноручно уработал свою супругу подушкой, возненавидев ее за то, что она потребностью в постоянном уходе и внимании "не давала ему жить". А Мария - лишь порождение тайных желаний Дональда о страстной и раскованной девахе - отсюда и потаскушные наряд и манеры оной, являющие собой полную противоположность скромной одёже и глухому свитеру чахнущей жены Дональда.

Здесь очень бестактно и откровенно обыгрывается то, о чем больишнство людей боится говорить вслух - до каких крайностей могут дойти люди, чьи близкие становятся тяжело больными, недееспособными и попросту обузой для своих здоровых близких? Ведь горькая правда в том, что мы больше всего любим тех, с кем нам легко, удобно и спокойно. Очень просто ругать других за то, что они бросают своих родных, когда те становятся слишком обременительными, но попади в эту ситуацию сам - еще неизвестно, как поведешь себя ты. Может, возненавидишь. Может, бросишь. А может даже собственноручно убьёшь. Словом, серьёзнейшие думы о моральных дилеммах эта игра вам обеспечит в полной мере. Размышлять о такой жести сложно, но необходимо.

В свое время долгожданное продолжение похождений копа в нуарной куртке, замедляющей время, разочаровало многих макспейнеров. Визуальный стиль и манера подачи сюжета уехали в Латинскую Америку пить бамбучу с абсентом, консольные барьеры\коридоры сводили любые брожения к одному единственному маршруту, а наш постаревший депрессивный алкоголик разучился носить больше двух стволов за раз и кидать гранаты. Но несморя на все минусы, бросающиеся в глаза, Max Payne 3 - это прежде всего игра о том, как пагубные привычки и донный образ жизни способны ломать не только твою жизнь, но и жизнь близких тебе и тех, за кого ты в ответе. Старт латинской суете в жизни Максуда положило именно это - он лакал вискарь в облезлом баре именно в тот момент, когда туда решил зарулить сынок местного Корлеоне, решивший доколупаться до бедового слоукопа. На самом деле, это невероятно жизненный сценарий - в подобных злачных заведениях полным-полно быдлоты и отморози, готовой зацепиться с кем угодно, иногда довольно крупной и опасной, один словесный конфликт с которой (при условии, что вы не привыкли хавать грубость и бычку) зачастую может запустить цепочку совершенно непредсказуемых событий с печальными последствиями. Ну да это ладно, едем дальше.

По ходу сюжета Максон, сильно заторможенный(вне геймплея) своей любовью к синьке, неоднократно терпит фейл и становится прямой или косвенной причиной смерти другого человека, которого наш коп должен был защитить. Раз за разом он лажает, банально не успевая добежать куда-то из-за одышки, либо скриптованно разучиваясь метко стрелять. По сути, вся его месть - это самобичевание через убийство других лиц. Он попросту изъеден изнутри чувством вины и злобы на самого себя за свою тугость и нерасторопность. И на судьбу-злодейку, конечно же. И в этом третья часть гораздо ближе к первой, нежели Max Payne 2. Эти простые и понятные приёмы очень доходчиво доносят одну простую и глубокую мысль - ты никогда не должен полностью расслабляться. Даже если туса, даже если вокруг безмятежное веселье и прыскающие девчули. Даже если воздушный замок с прекрасными женой и дочкой кажется неприступным. Привычка краем глаза детектировать угрозы никогда не бывает лишней. Здесь важно лишь не ударяться в паранойю и соблюдать баланс.

В наш век тренда на повсеместно ущемлённых в правах всяк желающий рад поделиться с миром историей своего кошмарного угнетения и тяжкой житухи, зачастую придумывая себе проблемы, фобии и виктимные установки по принципу барабана из "Поля Чудес", или попросту транслируя свои сексуальные и иные предпочтения как некую идеологию, за которую они страдают. Плохо, что весь этот гадский цирк зачастую затмевает, а не освещает реально проблемные категории людей с весьма трагичным настоящим, которое они не выбирали. К примеру, люди с психозом. Именно этой теме всецело и посвящена сия необычная игра. Главная героиня, кельтская воительница Сенуа, не выбирала свою судьбу - психоз достался ей по наследству от матери. Родной папаша от большой любви пытался вылечить ее своими зверскими методами, да и остальные сородичи не жаловали. Лишь один парняга полюбил девушку со столь тяжелым багажом, но и он был в итоге убит вывихингами. От такого расклада наша героиня еще пуще отъехала от реальности,  и, не в силах смириться с потерей единственного дорогого человека, поперла в Хельхейм его выручать.

Что тут можно сказать? Эта игра - сущее безумие. В самом буквальном смысле - хоть здесь и не будет Вааса Монтенегро, вы на своей шкуре сможете узнать, что такое безумие. Вас без конца преследуют голоса в голове. Они не умолкают практически ни на секунду, комментируя все происходящее с Сенуа - то они надсмехаются, то соблазняют сдаться на милость судьбе, то в бою внезапно предупреждают о надвигающемся со спины вороге или замахнувшимся для страшной атаки монстре. Все это создаёт поистине пугающий эффект погружения с незабываемым опытом, чему так же способствует сюжет, полный тяжелого и натуралистичного психологизма - наблюдение за душевными спазмами и терзаниями Сенуа, не желающей смириться с безвозвратной потерей самого дорого ей человека, её безумная верность своей любви и искалеченная личность одновременно ужасают и поражают до глубины души. Сам сеттинг подобран отлично, как по мне - мы многого не знаем о людях древности, но адски тяжелая и опасная жизнь (а уж у пиктов или викингов она вряд ли была полна наслаждений) вполне могла порождать психозы несоизмеримо чаще, чем мы наблюдаем это сейчас.

На сегодня у меня все. Надеюсь, статья будет кому-то полезна и интересна. Разумеется, данная подборка сугубо личная и даже немного тематическая, ну а как же иначе? Тем не менее, я буду рад, если открою для кого-нибудь новые горизонты в вопросе игр с далеким посылом. Так же не забудьте высказать свое мнение в комментах, че и как. До новых встреч, други! 

Теги: Hellblade: Senua’s Sacrifice, Max Payne 3, Final Fantasy VII, Креатив, Silent Hill 2, Годнота, Xenogears, Игры
Аватар KroshkaEnot
KroshkaEnot
25 подписчиков