Все новости
Это интересно
Сейчас читают
Stronghold
Аватар Алексей Малахов Алексей Малахов

Разбор серии Stronghold. Классика.

3
1
Поделиться
Телеграфировать
2020 обещает быть интересным для любителей RTS из-за возвращения культовых серий. Уже появился Warcraft Reforge, Майкрософт обещает Age of Empires 4, где-то на горизонте маячит ремастер Red Alert. Среди всего этого затерялась студия Firefly со спиноффом Stronghold. В этой статье я предлагаю посмотреть на культовые части Цитадели и вспомнить, за что все их так любили.
Разбор серии Stronghold. Классика.

Рассмотрены будут HD переиздания прошедшего десятилетия, являющиеся по сути ремастерами.

Stronghold представляет из себя необычную смесь классической RTS, градостроительного симулятора и даже элемента Tower defense. Последним двум разработчики уделили настолько много внимания, что первое слегка страдает, но обо всём по порядку. 

Здания тут строятся мгновенно, хватало бы ресурсов. Но кроме их добычи, в хозяйстве надо следить за другими вещами. Castle Sim означает, что ресурсы добываются не только для войны, но и удовлетворения потребностей населения. Настроение жителей – очень важный показатель, поскольку если показатель опустится до 50 и менее, люди будут уходить из замка, покидая рабочие места и переставая платить налоги.

По факту крестьянам нужна только еда, её отсутствие будет снижать популярность правителя. Соответственно необходимо строить разные фермы, охотничьи домики и пшеничные поля, разнообразие пищи и увеличение порций поднимет популярность, и лучше бы добиться высоких показателей. Потому что величина налоговых сборов действует на людей в обратную сторону. 

Для того, чтобы получать больше денег одной жратвы мало. Население можно ублажать:
  • религией, строя дорогие церкви;
  • алкоголем, растить хмель, варить эль и подавать в трактирах;
  • обустраивать территорию всякими памятниками, танцующими мишками, прудами и т.д.
Тогда то и можно спокойно грабить жителей.

Казалось бы, всё просто, но в питейных заведениях рабочие будут отлынивать от дел, в церкви устроить свадьбу, достопримечательности же понижают скорость работы в целом. Зато войско будут охотнее сражаться ради заботливого лорда и наносить больше повреждений. Примечательно, что достигнув процветания сторонними средствами, обычный паёк можно не выдавать вообще.

Обратный путь - добиться трудовых подвигов и перевыполнения плана методом кнута. Расставить виселицы, костры инквизиции и пыточные устройства. Популярность понизится, войска получат дебаф к урону, но гражданские копошатся шустрее.

Другая особенность игры – производственные цепочки. Лучшие продовольствие - хлеб, но для его приготовления нужны поля, мельница и пекарни. Зато потом амбар будет забит булками так, что яблоки складывать некуда, благо расширить не проблема. Подобное история с алкоголем. Жалко, в отличие от серии Anno передачи сырья из рук в руки нет, одни кладут на склад, следующие подбирают. Но главное, обработка средств нужна при подготовке военного снаряжения.

Войска тоже готовятся мгновенно, вручил крестьянину оружие – солдат готов. Бежит правда к казарме от главного здания. Техника прокси казарм невозможна. Снаряжение же надо ещё раздобыть. Можно покупать на рынке по самым грабительским ценам или построить цеха для производства. Мастерам нужны разные виды сырья: если копья, луки и арбалеты делаются из досок; для мечей, пик и кольчуги понадобится железо; то для кожаных курток нужны молочные фермы. Кожевники будут забирать по одной корове, а значит сыра будет меньше.

Разным юнитам нужно разное снаряжение. Бойцы получаются разного функционала. Например, лучники стреляют быстрее и дальше арбалетчиков, однако болты последних бронебойные, да и сами ребята лучше защищены, что очень важно при обороне замка.

Другая узнаваемая особенность Цитадели – стрелки на стенах. Всего то приставить каменную лестницу к стенке, приказать забраться, и лучники смогут стрелять ещё дальше, а если добавить башни, получат дополнительную защиту. Башни тоже бывают разные от высоких и тонких, до толстых орудийных. На последних можно разместить баллисту или мангонель, посадить инженеров, и боевая мощь укреплений возрастёт. Иногда можно начать забрасывать камнями базу врага отсюда. 

На каждую башню задаром ставится жаровня, в таком случае лучники начинают поливать неприятеля огненными стрелами. Если разлить на подступи нефть, у кого-то будет гореть. Только стрелять по канаве нужно приказать вручную. Можно поставить и скрытые ловушки с шипами, и обычный ров прокопать, но канаву солдаты должны именно взять и прокопать, а в динамике игры, возможно, копать придётся под дождём из стрел. Зато подошедшей армии придётся закапывать.

Если уж совсем подойдут вплотную, есть котёл с маслом на огне. Инженеры могут набрать немного кипяточка и слить со стен на головы незадачливым пехотинцам. Но гораздо больше инженеры показывают себя про осаде. 

Сражение в чистом поле редкость, а стены надо чем-то ломать. Можно руками, но с двумя-тремя слоями долго. На помощь приходят те же инженеры. Они нанимаются в специальном здании, гильдии, осадные орудия же размещают на месте, там же могут бросить технику и бежать, если что. Для управления некоторыми машинками нужно до 3-х человек.

Средневековый автопарк стандартный: катапульты низкой дальности, требюше высокой, тараны, осадные башни, шиты для подхода, лестницы и в отдельном здании нанимаются сапёры, про которых вспоминают редко. Моё мнение, лучше бы они нанимались с инженерами. Тем не менее они закапываются под землю и подрывают ближайшую стену.

Особые приколы не заканчиваются и тут. Катапультам нужны камни для создания снарядов, ещё они могут перебросить дохлую бурёнку через стены, вызывая небольшие эпидемии. Действует недолго, но если при обороне закинуто много, стоит иметь знахарский домик. Кстати, на бросок коровы тоже тратится скотина с фермы. 

К сожалению, искусственный интеллект не предусмотрен, сыграть скирмиш против ботов нельзя. Имеется сетевая игра, но подключение только peer-to-peer. В эти года студия Firefly стала полной инди, поэтому в ремастере выделенные сервера тоже не ввели, как, например, было с Age of Empires 2 HD и DE. Для поиска сетевой игры понадобится Gameranger, плюс зачем-то потребовалась переброска портов 2300-2400 с роутера. Gameranger больше не работает как Хамачи? 

Зато разработчики сделали лучшую сюжетную кампанию. Ни одни аддон или сиквел серии до сих пор не превзошёл историю военной кампании первой части. Авторы смогли создать по-настоящему интересных гротескных персонажей с помощью диалогов и анимированных портретов. Говорящие прозвища Крысы, Змеи, Кабана и Волка лучшим образом скажут не только о характерах, но и об используемых стратегиях и войсках. Миссии заключаются в экономическом развитии, оборонах и осаде. Банально, но иногда нужно захватить поселение в начале и достигнуть процветания, отбиваясь от контратак.

Экономическая кампания – набор заданий по производству ресурсов за время. Несмотря на название, мешать игроку вызовутся не только волки и медведи с кроликами, пожирающими посевы, но и бандитская пехота. Однако главный враг – рандомные события, которые остановить нельзя.

Также доступны одиночные сценарии и осады. В осадах можно выбрать сторону нападающих или защищающихся. Одна из предлагаемых карт – Камелот, осаждаемый сером Мордредом, это служит вдохновением для одного из поздних аддонов серии.

Если захочется отдохнуть, добро пожаловать в свободное строительство. Тихое и мирное развитие. Экшен в этом режиме добавляется нажатием кнопки F1.

  • Скорость одиночной игры всегда можно изменять кнопками + - на Numpad.
  • Тумана войны нет.
  • Игра в 2D, камера переключается только на 4 стороны, чтобы построить стену без дырок, придётся включить сквозной вид сверху. Делать это приходится часто.
  • Игра позволяет пользоваться ландшафтом. Временами можно оградить фермы снизу, поставив лестницы для подъёма на гору к складу. 
  • Можно строить деревянные стены от волков. Пехота же разнесёт их быстро.
  • Есть целая тонна полезных багов. Один из таких, выбрать рабочее здание, поставить паузу клавишей P, усыпить и разбудить здание. После выключения паузы на ферме или в мастерской будет два работника, но и человек из населения потратится.
  • Физика стрел выглядит очень впечатляюще. От них можно и увернуться, а иногда она может попасть в другой юнит.
  • В одиночной игре нет прямого управления лордом. Ему можно приказать атаковать кого-то или забраться на главное здание. При он может сам перемещаться по территории, возмущаться, когда ему перегораживают дорогу, осматривать защитные сооружения и войска. Обычно перед атакой он сам вернётся к оплоту. Исключение – «внезапные» атаки по F1.
  • В игре превосходный редактор карт.
  • Посылать войска через Shift неудобно, хотя обиднее это в Crusader. Дело в том, что по факту это патрулирование, а значит, достигнув точки промежуточной точки, армия остановится подождать отставших и только потом продолжит путь.
  • На сайте Evrl.to есть достижение, явно вдохновлённое серией Stronghold. 

Игра замечательна и по сей день. Я получил огромное удовольствие, вернувшись к ней. Повезло, что по скидке в Steam продавали 5 игр серии за 174 рубля. Недоволен только двумя вещами. У ремастера оригинала и аддона один движок, почему бы не добавить искусственный интеллект на 8 персонажей и не сделать выделенных серверов. 

По меркам того времени это был самостоятельный аддон, в наших реалиях это новая игра. Местом действия стала пустыня на ближнем востоке, сеттингом – крестовые походы, что изменило стратегию более чем полностью.

Одна особенность – ладншафт в корне меняет план строительства и развития. На пустынной почве еда не прорастёт, сеять поля остаётся только на оазисах. Зачастую плодородная земля находится на пограничной территории, где игра запрещает строить укрепления, но если поставить башню максимально близко, стрелки смогут убивать фермеров. И, как назло, охотничьи домики есть только при свободном строительстве, хотя купить мясо никто не запрещает.

Ураганным ветром на поля сражений принесло новых юнитов, с новыми механиками. Арабским наёмникам нужны только деньги и новые бараки. Стоят эти войска дороже, зато взамен могут похвастаться уникальностью. Настоящим проклятием святой земли стали дешёвые рабы-камикадзе, сжигающие незащищённые постройки. С ними могут прийти огнеметатели помедленнее и покрепче. Даже новая машина, огненная баллиста стреляет огненными стрелами. Не зря игроку дали возможность строить колодцы и чаны с водой, ох как не зря.

Но ещё быстрее прискачут стреляющие в движении конные лучники, нарезающие круги вокруг замка. Shift бы пригодился для управления ими. Стоит оставить незащищённые стены, как по ним карабкаются невидимые ассассины. Если лорд не защищён отрядом мечников, это встреча может стать фатальной.

Есть и просто дорогие мощные лучники, как и мечники побыстрее, но уязвимие. Пращики пробивают доспехи камнями но с очень низкой дистанции.

Наконец-то появились боты, да ещё какие! Повоевать за святую землю пришли старые знакомые из оригинала, а к ним прибавились местные калифы, султаны и сам Саладин. Каждый из них уникален по своему характеру и стратегии. Они строят разные укрепления, использует разные армии, хозяйство ведут по-разному, и бесить живого геймера тоже будут разными средствами. Новые герои были не просто приняты сообществом, они даже стали настоящей культурной ценностью для любителей порисовать картинки наравне с появившимися ранее.

Мне очень нравится интеллект этих ребят. Они играют честно и прозрачно, тумана войны-то нет. Если ему не дать доступа к каменоломне, он может не достроить стены, если у него больше денег на старте, быстрым рашем вынести можно разве что Крысу. Правда против 150 мечников и конных лучников не устоит никто. Тем не менее есть смысл ломать хозяйство врага и защищать своё.

Но какие же получились кампании с участием этих лиц?

А никакие. В основном сюжете около историчная история, состоящая из стандартных оборон и осад. Они, конечно, научат использовать новые возможности, но не более. Мне понравилась только арабская миссия, где нужно небольшой группой сжечь армию крестоносцев, подпалив оазис.

По игре с ботами всё стандартно. Максимум 8 участников. Можно устанвливать перемирие на 10-20 минут.

Крестовый поход на 50 карт по истреблению компов. Многие миссии этого режима – настоящие тактические головоломки, из-за разнообразного размещения ресурсов и врагов. Но самих миссий слишком много.

Свободное строительство пополнилось картами голой пустыни с камнем и вариантом вообще без всего. Настоящий сурвайвал!

Сетевая игра на месте, и людей играет куда больше. Я набрёл не просто на фанатов, а на мододелов-картостроителей-стримеров. Пришлось кое-что доставить на клиент. Хотите посмотреть, что они со мной сделали, вот ссылка на Twitch, мой никнейм Alekscool, участвовал в первых 2-х играх трансляции. 

Новые персонажи с новыми тактиками. Парочка европейских монархов, аббат. А ещё маршал из первой части появился. Плюс новые карты. Неплохо. Вот только oh shit! here we go again ещё один путь крестоносца. Ну хотя бы он покороче, и разнообразие врагов больше. В стимовской версии дополнение вшито сразу, никаких установок не требуется.

«Представьте, что лимит юнитов был увеличен. У игроков появились казармы, спавнящие войска бесплатно. В правом верхнем углу появилась заряжающаяся со временем шкала магии. При её пополнении можно призвать ещё армию, вылечить имеющуюся, обрушить град стрел или камнепад или просто получить деньги. Всё это вписано в игровой процесс совершенно никак. И, конечно, крестовый поход на 20 миссий.»

Странная, но официальная модификация. Вышла значительно позже самого Crusader. Также выдаётся с покупкой игры в Steam. 

Фанаты мододелы зашли дальше, перенеся место действия обратно на зелёные луга. В этой модификации можно сыграть в Crusader в декорациях первой части, но с механикой пожаров и арабскими наёмниками. Жалко боты всё те же. В последних версиях реализовали даже свой крестовый поход, которого так не хватало. 

Обидно, что этого мода нет в мастерской стима. Как и самой мастерской в принципе, а ведь другие фанаты уже выпустили Russian Story 2.0.

Неофициальный Crusader патч (UCP)

А вот и тот самый мод, с которым я играл по сети. В нём много изменений баланса, улучшений компьютерных болванчиков и даже новые фичи. Например, знахарей научили исцелять юниты, добавили кнопки для быстрого сохранения и даже возможность поднять скорость игры выше максимальной 90. К несчастью, именно разгон на мою steam версию не поставился. 

  • Выше я сильно перехвалил стандартный ИИ. Троллить его можно всеми возможными способами. Например, кинуть ему лесопилку под ворота. Крестьяне не могут занести продукты, баллисты сходят с ума и сжигают собственный замок. А один лесоруб будет вечно идти на работу в экстремальных условиях. Самому снести злосчастное здание почему–то нельзя.
  • Редактор карт на месте.

  • В соборе можно нанимать монахов. Всем кроме аббата пофиг.
  • Полезные баги из оригинала остались.
  • Вместо медведей и волков на картах появляются львы.
  • Деревянные стены убрали.
  • Несмотря на низкую плодородность пустыни, деревья разрастаются до настоящих лесов. Как-то решил я не трогать рощицу на песке. Освободить оазис казалось лучшей затеей. В итоге природа захватила значительную территорию. 

Именно крестоносец стал той самой стратегией, которая полюбилась народу. В неё до сих пор играют на gameranger и проводят турниры через gameranger. И именно эту игру я приносил в колледж, поиграть с ребятами по локалке. С ней классы информатики превращались в настоящие компьютерные клубы.

Ремастеры получились хорошие, дух оригинальных игр не утратили, жалко полезных фич тоже не завезли. Будем наедятся, что Firefly не купит Activision.  

Читать далее
А какие части Stronghold вы любите больше всего?
Классику: Stronghold 1 , Crusader.
33 голоса, 86.8%
Сиквелы: Stronghold 2, Legends.
2 голоса, 5.3%
Crusader 2
3 голоса, 7.9%
Мобильную MMO Stronghold Kingdoms
0 голосов, 0.0%
Теги: Stronghold, Креатив, Stronghold Crusader, Игры, Годнота
Аватар Алексей Малахов
Алексей Малахов
27 подписчиков