«Третья часть любимого франчайза возвращается в новом обличье, потеряв львиную долю «мафиозности»: на смену разборкам с томми-ганами пришли жестокие расправы в подворотнях, итальянским кланам – нацменьшинства, а бандитской романтике – толерантность»
Будем откровенны: мы знали, что Mafia 3 появится на свет. Верили и надеялись, что начавшаяся 13 лет тому назад история получит своё продолжение: ведь если жизнь Томми Анджело оборвалась благодаря двум главным героям второй части, то злоключения Скалетты и Барбаро так и не были завершены достойным образом. За те 6 лет, что Мафия пребывала в своеобразной спячке, произошло действительно важное для серии событие: 2K Games расформировали знаменитое чешское подразделение, ответственное за невнятную, но такую родную историю про Вито; собрали молодую и амбициозную команду людей со свежими идеями – Hangar 13 – и поручили им разработку третьей номерной части.
На дворе 1968-ой год. В Мемфисе, США, убивают лидера движения за права темнокожих – Мартина Лютера Кинга; в Детройте заседание "чёрного правительства" задаётся целью создания республики Новая Африка на территории южных штатов США; избрание Ричарда Никсона президентом Штатов – целая россыпь политических потрясений, на фоне которых происходит главная история – Линкольна Клэя. Метис, бывший военный, потерявший всё, что у него было.
"Линкольн Клэй", – говорит Отец Джеймс, – "росший без родителей, в приюте, был хорошим мальчишкой, научившимся ценить то, что у него есть". Ценить и правда было что: мальчик обрёл "семью" в том возрасте, когда будучи хулиганом промышлял мелкими пакостями, сдружился со сверстниками, а впоследствии обрёл и лучшего друга – Эллиса Робинсона. Эллис был сыном Сэмми Робинсона, главы "чёрной" мафии, который, к тому же, имел одноимённый бар. Впоследствии семья приютила Линкольна, дав ему нечто большее, чем просто крышу над головой – семейные ценности, а главное – близких.
После возвращения из Вьетнама жизнь героя кардинально меняется: семья погрязла в долгах, враждует с гаитянами, братья пустились во все тяжкие, а расхлёбывать, как всегда, приходится именно нам. Сэл Маркано, глава местного преступного синдиката, предлагает Линкольну выход: ограбить федеральное казначейство, расплатиться награбленным и оставить себе сдачу. По канону самых предсказуемых боевиков всё идёт не по плану: мафия Маркано предаёт темнокожих братьев Клэя, убивая всех до единого и сжигая бар. ГГ чудесным образом выживает и решает мстить.
Чтобы представить дальнейшее развитие сюжета не обязательно быть знатоком фильмов а-ля "Крёстный отец" или ясновидящим, ведь сценарий Мафии изобилует клише, невольно вызывающими ощущение дежавю в духе: "где-то я уже такое встречал". Серьёзно, весь сюжет можно описать одним словом – месть. Ради этого герой готов на всё: урегулировать отношения с гаитянами, спасти итальянского мафиози, терпеть общество ирландского рэднека, мочить каждого босса, захватывать район за районом, подмять под себя весь существующий бизнес – и так до самой верхушки айсберга.
Восхождение на Олимп преступного мира – едва ли не основная мотивация в игре. Нью-Бордо – огромный, колоритный город, наполненный различными этническими и социальными группами, уникальными местами с характерной атмосферой. Каждый из районов города является "исторической" собственностью одной из трёх здешних группировок, которые вследствие влияния Маркано потеряли контроль над былыми территориями и бизнесом.
Лидеры группировок, они же лейтенанты, помогут Линкольну постепенно захватить все отрасли местной "промышленности": бордели, подпольные цеха по производству самогона, фабрики, доки, наркобизнес и т.п. Нажитое нечестным трудом имущество герой распределяет между соратниками – Вито, Кассандрой и Бёрком. Первого вы все прекрасно знаете, ну а остальные – гаитянка, жаждущая самоутвердится на фоне других кланов, и ирландец, потерявший бизнес, сына и здравый рассудок.
Каждый из них будет приносить в казну Линкольна некоторое количество денег и уникальную услугу, которой можно пользоваться до потери пульса. Вито, как это ни предсказуемо, может прислать на подмогу целый отряд костюмированных макаронников с пушками; Кассандра отправит в любую точку города магазин амуниции на колёсах, а Бёрк пригонит машину или поможет в вопросах с полицией.
Возвращаясь к процессу восхождения на криминальный трон, стоит сказать, что сам процесс выполнен в лучших традициях жанра. В погоне за крупной шишкой, наместником района, Линкольн выполняет целую вереницу характерных сайд-квестов: разговаривает со знакомым информатором, разыскивает и допрашивает мелкую сошку, зачищает территорию какой-нибудь фабрики, убивая местного "смотрящего", и вуаля – первая отвоёванная у врага территория.
Это увлекательно первые несколько часов, когда игрок только познает все геймплейные нюансы и тонкости устройства здешнего мира, а позже – жутко надоедает. Надоедает однообразие побочных и сюжетных (замаскированных под побочные) миссий, ведь до самого конца Линкольн Клэй занимается одним и тем же: наносит урон чьему-то бизнесу, очищает район за районом от бандитов средней руки, а затем убивает их боссов. На всё про всё уходит приблизительно 10 часов, а то и меньше – этого ли мы ждали? Сомневаюсь.
Сайд-квесты разбавляются монотонными поручениями от лейтенантов в духе "поищи по городу грузовики с самогоном и уничтожь их", а занятие контрабандой, которое, по логике, должно неплохо обогатить и развлечь игрока, не доставляет ровным счётом никакого удовольствия – всё проходит по осточертевшему шаблону, от чего хочется просто-напросто перестать помогать людям в принципе. Единственное утешение – улучшения, которыми после выполнения пары-тройки заданий отблагодарит каждый из союзников. Стоит ли оно того? Решать исключительно вам.
Казалось бы – клишированный сюжет, "цветной" герой, монотонные задания и менеджмент – что может быть хуже в ААА-проекте? Верно, геймплей, который в Mafia 3 ну просто отвратительный.
Mafia 2 честно пыталась играть по правилам: тяжеловесные ящики с колёсами времён Второй Мировой еле заводились, неохотно входили в повороты, и вообще вели себя как танки на льду; полиция не позволяла нарушать ПДД, штрафуя за лёгкие нарушения и расстреливая за особо тяжкие. В Нью-Бордо балом правят шикарные масл-кары, чрезвычайно мощные, строптивые и неповоротливые. Стоит сесть в такой, как ощущаешь себя королём тротуаров, собирая чуть ли не каждый фонарный столб и забор. Самым смешным в этой ситуации является тот факт, что грозная полиция просто не замечает беспредела на дорогах ровно до тех пор, пока ваш автомобиль не въедет прямо в патрульную машину.
Но самое важное – стрельба. Ведь главный герой – бывший спецназовец, обладающий соответствующей подготовкой. Наш протеже обладает поистине исполинскими габаритами: крепкий, широкоплечий мулат 2-ух метрового роста с выдающейся физической силой – гангстеров можно разделывать буквально голыми руками, какие ещё стволы? Арсенал даст разгуляться не на шутку: вы найдёте оружие на любой вкус, от револьверов до гранатомётов. И, подобно старине Максу Пэйну, Клэй может носить собой лишь два ствола – пистолет да винтовку. Оружие звучит как надо, дробовики бахают под стать настоящим, а уж как от выстрелов разлетаются тела противников – любо дорого смотреть.
До перестрелок доходит только в том случае, если игрок сам того пожелает, потому что ИИ настолько тупой и примитивный, что зачистку какого-нибудь борделя можно провести абсолютно бесшумно и без свидетелей, по принципу "стоишь за углом, свистишь, бьёшь ножом в грудь". Причём даже подняв шум - например, выстрелив - враги лишь для вида осмотрят приблизительное место происшествия, а потом, как ни в чём не бывало, пойдут по своим делам.
Вот и Линкольн после очередной заварушки отправляется бороздить просторы Нового Орлеана в поисках интересного контента, заданий и чего-нибудь необычного. Нью-Бордо, по субъективным ощущениям, выглядит достаточно аутентично: южные границы города полны болотами, в которых обитают аллигаторы (кстати, весьма охотно пожирающие любого, кто угодит в водоём), окраины – типичные нищие кварталы, обитателей которых притесняют бандиты и государство, а центр города – рай для богачей, цивилизация во всей своей красе. Изучать город, скажу честно – не самое увлекательное занятие. Новый Орлеан не кишит жизнью как Лос-Сантос из GTA 5; никаких случайных событий, разговорчивых жителей или заскриптованных сценок – нет ничего, что напоминало бы повседневность.
Пресловутое коллекционирование, которым нас пичкают из года в год во всем известной серии про убийц в капюшонах, не вызывает должного интереса и удовлетворения: да, журналы Playboy по-прежнему интригуют своим содержанием, но даже самые прекрасные дамы того времени не стоят того, чтобы вдоль и поперёк излазить весь город, а электронные запчасти, нужные для прослушивания какого-либо объекта, и вовсе пустая трата времени.
При этом запустив игру и увидев главное меню, в котором во всю зажигает Джимми Хендрикс, хочется поверить, что дальше будет круче. Начав с пролога, где повествование идёт в духе фильмов жанра "документалок", посредством флэшфорвардов, участники процесса о банде Линкольна Клэя рассказывают на камеру обо всех тёмных делишках. Эти сцены прописаны очень круто, а лицевая анимация и детализация самих персонажей просто выше всяческих похвал. Так вот, после такого начала наивно полагаешь, что Hangar 13 сделали что-то невероятно захватывающее, интригующее. К большому сожалению, иллюзия рассеивается ровно в тот момент, когда дело доходит до вышеупомянутых миссий.
Техническая составляющая игры вызывает ещё больше недоумения и вопросов: чем занимались разработчики на протяжении стольких лет, если их детище ставит на колени самые топовые конфигурации, которые не всегда могут выдать честные 60 кадров? И это при том, что графика не самая сильная сторона проекта? Серьёзно, игра, не считая превосходной детализации персонажей (и то, это не касается ботов), осталась на уровне 2010-го года: странное освещение, работающее через одно место; примитивные отражения, текстуры, тени и сглаживание, вызывающее синдром "мыльного" глаза – увы, тут даже откровенно карикатурная GTA 5 делает "мафию" по всем статьям. И это не говоря уже о смешных багах, заполонивших просторы YouTube.
Mafia 3 – очень странный проект. Невзирая на то, что разработчики были озабочены прежде всего вопросом расизма, они не сумели выдать и малой толики того, чего наобещали игрокам в трейлерах. В многочисленных роликах проект выглядел, как минимум, самобытным, необычным для серии про гангстеров из 40-ых, а на деле мы получили переключаемый в меню режим смертельного и несмертельного устранения, наполненный клише сценарий, плохую графику и оптимизацию, унылый геймплей и менеджмент, от которых после нескольких часов игры хочется нажать "Delete".
Год назад я писал превью, в котором охарактеризовал грядущее продолжение следующими строками:
«От ламповых заседаний «семей», сходок гангстеров с томпсонами, и от Фрэнка Синатры, звучащего по местным радиостанциям - ничего не осталось. Классическая мафия уходит на задний план, а уходя, забирает с собой целую эпоху. Эпоху семейных ценностей и чести.»
К большому сожалению, так оно и вышло.