Лучшее  🚀
26.10.2020 в 13:59 Evernews

Manor Lords: как одиночка делает масштабную стратегию про Средневековье

Позади три года разработки, впереди — еще как минимум пара лет.

Кстати, на сайте читать удобнее

Manor Lords это хардкорная средневековая стратегия, местами напоминающая Kingdom Come Deliverance, а местами — игры серии Total War. Хотя первые трейлеры Manor Lords выглядят достаточно любопытно, проектом занимается всего один человек.

Гжегож Стичен — так зовут разработчика — рассказывает, что начал прототипировать Manor Lords еще в середине 2017 года. В жанре исторических стратегий в реальном времени тогда почти ничего не происходило и Гжегож решил, что инди-проект может быть интересен фанатам.

Знакомство с Manor Lords, средневековой стратегией в духе Kingdom Come Deliverance

Правда, концепция достаточно быстро изменилась. На начальном этапе разработки, вспоминает Гжегож, он активно экспериментировал с идеями и понял, что нужно делать не обычную стратегию в реальном времени, а своеобразный гибрид.

Вместо условной Age of Empires Стичен решил ориентироваться на что-то вроде Banished, гибрид стратегии и сити-менеджера с акцентом на экономику. Для игрока это означало понижение: он становился не королем, а одним из нескольких конкурирующих лордов.

Страна в Manor Lords разделена на несколько регионов, которыми правят игрок и правители, управляемые искусственным интеллектом. Все они примерно одинаково сражаются за благосклонность короля, стремясь порадовать его и расширить свои владения.

Те самые лорды-конкуренты

Королевская власть сильна, но не абсолютна. Правители обладают достаточной автономией и вполне могут устраивать локальные войны, сражаясь за особо привлекательные регионы. Впрочем, до войны еще далеко: сперва надо прокормить людей и набрать войска.

Нарубить дров и посеять пшеницу для этого недостаточно. Экономическая система Manor Lords предполагает переработку продукции: фермеры, конечно, могут поесть простой пшеницы, но такая диета приводит к болезням, а с медициной в Средние века было непросто.

Куда лучше перемолоть зерна в муку и испечь хлеб. Если удастся добыть немного меда, то можно организовать производство сладкой выпечки и наладить импорт, зарабатывая гораздо больше, чем на простой продаже выращенного зерна.

То же самое, рассказывает Гжегож, касается и остальных ресурсов. Торговать досками выгоднее, чем свежесрубленным деревом, а железную руду с экономической точки зрения логичнее переплавить, а не отправить покупателю прямо так, нагрузив подводы.

Глобальная карта в игре выглядит довольно схематично, зато понятно, где какие ресурсы

Со временем, если все делать правильно, благосостояние подданных игрока будет расти. Постепенно у них появятся различные нужды: люди, заработавшие несколько монет на продаже выпечки и металла, больше не захотят жить в убогих хижинах.

Придется тратиться на возведение более практичных домов и налаживать производство или доставку средневековых предметов роскоши — например, приличной обуви. В принципе, можно и не следить за нуждами жителей, но будут последствия.

Во-первых, в более качественных домах подданные меньше болеют и быстрее восстанавливают силы, а сам игрок получает больше очков исследований. Во-вторых, если не заботиться о жителях, они могут поднять бунт и перейти под контроль другого правителя.

Наконец, чем богаче подданные, тем больше налогов с них можно собрать. В Manor Lords налоги это основной источник бюджета правителя, ставками можно аккуратно манипулировать, создавая льготы для одних областей хозяйства и нагружая другие.

Только что улучшенный дом. Курица в комплект не входит и выращивается отдельно

Например, можно ввести церковную десятину. Эти деньги не достанутся казне игрока, зато взамен священнослужители начнут генерировать очки влияния. В обмен на эти очки можно — если повезет — попросить короля о какой-нибудь милости. К примеру, дополнительных землях.

Возможно, если повезет еще раз, в новом регионе окажутся особо ценные ресурсы. Например, соль, с помощью которой можно производить вяленое мясо и зарабатывать дополнительные деньги. Правда, такая удача может привлечь внимание конкурентов.

Чтобы защитить свои земли, имеет смысл потратиться на создание армии или хотя бы ополчения. К сожалению, бойцы не возникают из воздуха: появление десятка ополченцев означает, что эти десять человек перестали рубить лес или ковать железо.

Кроме того, ополченцы не слишком искусны. Их можно улучшать и обучать, но они все равно останутся толпой не особо умелых крестьян с луками, вилами и копьями. В случае действительно серьезных проблем лучше положиться на наемников.

Даже на начальном уровне игры придется иметь дело с десятком ресурсов

С одной стороны, наемники приходят со стороны и не отвлекают крестьян от их занятий. С другой стороны, наемникам нужно платить серебром: значит, войну можно вести либо пока у вас есть запас валюты, либо пока крестьяне готовы терпеть высокие налоги.

Битвы, рассказывает Гжегож Стичен, будут не просто свалкой толпа на толпу. Игрокам придется использовать и рельеф местности, и особенности юнитов, и погоду. К примеру, войска, стоящие на возвышенности, получают преимущество, а тяжеловооруженные бойцы вязнут в болотах, появляющихся после дождя.

Кроме того, есть построения, открывающие различные тактические возможности. Например, пехотинцев можно построить в медленную, но хорошо защищенную «черепаху» — а можно приказать рассыпаться, чтобы двигаться к цели с прежней скоростью, не так сильно страдая от вражеских стрел.

В оборонительном построении, продолжает Стичен, даже отряд копейщиков-новобранцев может стать достаточно серьезной проблемой для опытной тяжелой пехоты. Придется обходить врагов с флангов, выбирать правильные построения и разумно управлять войском.

Перед нами самый базовый лучник-ополченец

Хотя Гжегож работает над Manor Lords больше трех лет, он пока не знает, когда будет готова финальная версия игры. Надо как минимум доделать несколько ключевых механик: например, систему замков, без которых немыслимо Средневековье.

Замки, объясняет разработчик, должны стать модульными; игроки смогут развивать их, осаждать и брать штурмом. Кроме того, планируется добавить морскую торговлю, тоже имевшую большое значение в реальном Средневековье.

Но и замки, и торговля появятся уже после того, как Manor Lords выйдет в раннем доступе. После трех лет труда Гжегож полагает, что проект готов к показу другим игрокам — пусть даже с единственной картой и биомом, без смены времен года.

За три года, признает Стичен, он прилично выгорел, работая над проектом практически в одиночку. Ранний доступ позволит получить больше обратной связи от фанатов, понять, в каком направлении стоит развивать проект, и немного заработать.

В ранней версии у игрока не будет замка — только вот такой укрепленный особняк

Manor Lords может провести в раннем доступе еще пару лет: время понадобится и на доделку механик, и на улучшение аспектов игры, сделанных на начальном этапе разработки. Релиз ранней версии состоится не раньше 2021 года.

Читать далее