Deus Ex: Mankind Divided 25680
Аватар Moris Brother Moris Brother

«Трагедия киберпанка: рецензия на Deus Ex: Mankind Divided»

43
0
Поделиться
Телеграфировать
Мир Deus Ex: Mankind Divided живёт по правилам киберпанка, где история Адама Дженсена — главного героя — является классическим примером того, что ожидает человечество в будущем, если оно не совладает ни с технологиями, ни с собственными пороками. По мнению Eidos Montreal, в будущем человечество разделится на два противоположных лагеря — «аугов» и простых смертных. С помощью механических имплантов первые живут обычной жизнью вторых, а вторые — всячески дискриминируют первых, считая их чуть ли не «пятой колонной».
«Трагедия киберпанка: рецензия на Deus Ex: Mankind Divided»
Как говорится, «каждому свои кибер-яйца». Это правило, как и многое другое из первой части, плавно перекочевало в продолжение, но со своими доработками. В отличие от других разработчиков, Eidos Montreal решили, что их Human Revolution была слишком хороша, поэтому в продолжении нужно добавить больше горьких пилюль. Логично. Если игроков слишком долго баловать, то скоро удивлять зажравшихся школьников (далее ЗШ) будет нечем. Подумали – сделали.

Кибернетическая агония

Вступительный ролик Mankind Divided кратко, но информативно рассказывает новичку о причине нынешнего положения дел. Оказывается, всему виной «Инцидент» — террористический акт против обычных людей, когда у аугментированных по чьей-то указке вдруг «сорвало крышу», и те начали убивать всё, что попадётся на глаза. Последствия катастрофы — фатальны. Оставшихся «аугов» загнали в своеобразные гетто, где у тех не остаётся ничего, кроме как следовать принципу «жизнь здесь и сейчас».

Этим гетто оказывается и Прага, почему-то жутко напоминающая Сити-17 из похождений Доктора Фримена: мрачные улицы, гнетущие настроения и стражи порядка повсюду. Подозрительное сходство с «периодом-полураспада» на этом не заканчивается: на местном вокзале нас встречает подруга Гордона, Алекс, она же вводит героя в курс дела, а всевидящие «полицаи» то и дело тормозят Адама, требуя предъявить документы. 

Прага будущего так же сурова к аугам, как Россия настоящего — к бурятам
Да-да. Наверное, trey4rch имеет в виду именно Сити 17 образца 2004 года, без лишних модов и украшательств. Пусть вас не обманывают мягкие тени, рассеивание света и тесселяция. За прошедшие годы движок игры не претерпел кардинальных изменений — даже DX12 не успели как следует прикрутить (его нет). Зато в этом мире квадратность каждой отдельной сиськи замаскирована под тонной блюра. На скриншотах всё вроде красиво, да и в самой игре поначалу нет ощущения «кидалова», но со временем мельком начинаешь замечать все изъяны. Рекламные ролики? Все равно для запуска игры с ультра-параметрами надо подождать, пока человечество изобретёт скайнет.   
Сюжетное начало, да и история в целом, напоминают красивый, большущий тортик, в котором после разреза на части обнаруживается скелет старой стриптизёрши. Такое к чаю явно не подают. Задержка в пять лет, как и в случае с No Man 's Sky, явно не пошла игре на пользу. Все беды, в том числе и графические, есть следствие неудачной адаптации движка Glacier 2 (Hitman: Absolution). В истории Сорок Седьмого были те же проблемы с производительностью, провисанием текстур, падением FPS на отрытых локациях и топорной анимацией (кажется, я только что пересчитал половину минусов). Только вот зачем дважды наступать на одни грабли? А потом еще  и искать в этом позитив (ответка от trey4rch ниже, наверное).

Атмосфера и другая фантастика

Атмосфера отчуждённости и беспомощности в суровом мире Mankind Divided проникает в самую глубину души, отчего невольно хочется приспособиться к здешним правилам и пытаться им следовать. Однако правила игры постоянно меняются, а потому это сродни «сизифову труду» — бессмысленно. Помог человеку, угодившему в беду? Это похвально. Только вот глянь его ноутбук, почитай личную переписку — та ещё сволочь. 

В этом заключается основная прелесть Deus Ex — эмоциональность. Прага наполнена просто неприличным количеством событий: в каждой улочке, в каждом закоулке происходит какая-то сценка, история, в которой ты можешь поучаствовать, а после познать всю горечь от сделанного тобою выбора. При этом никто не заставляет поступать так, как велит твой внутренний моралист — границы морали размыты, карма не пострадает.

Творение Eidos жутко напоминает «Дикую Охоту», где в первой же локации — Белом Саду — игрок мог столкнуться с целой вереницей интересных сайд-квестов, больше похожих на детективное расследование старины Холмса, и провести в ней аж десяток часов. Второстепенные задания в Mankind Divided по своей проработке и вниманию к деталям дадут фору полноценным DLC, что в принципе не может не радовать. На самом деле, в этом кроется один важный момент — побочные задания влияют на сюжет, хоть и не кардинально. Очень важно понять мир Deus Ex, его проблемы и мотивацию отдельно взятых персонажей, иначе рискуешь нарваться на ворох вопросов в финале, ответы на которые, скорее всего, будут уже в следующей игре серии. Мой совет: не пропускайте второстепенные задания, исследуйте каждый уголок Праги, и тогда вы получите ответы на давно забытые вопросы. Ну а я отложу это на второе прохождение.

И толку? Здесь вообще есть что-то неразмытое? Механика игры держится на целой куче бессмысленных взломов дверей или ноутбуков, хранящих коды, с помощью которых можно отключить систему безопасности и познать новую часть истории. Это всё круто, но избыток необходимости отыгрывать  роль хакера слегка раздражает. Адама можно прокачать и облегчить свою тяжкую ношу, только вот обойтись «без» нельзя, кроме как создать электронную отмычку, которая стоит недешево. Поначалу взломы всего подряд позволяют игроку держатся на плаву, но ближе к середине припасы собираются без лишних затрат времени. К тому же, если говорить про альтернативные пути, то игра вас никоим образом к их поиску не стимулирует. 
Сказать, что в Deus Ex есть какой-то намек на эмоциональность, это все равно что отнести фильмы в стиле GloryHole к жанру мелодрамы. Большинство NPC как Durex – одноразовые. Поговорил — выполнил — забыл. Да, бывают целые цепочки заданий типа "иди укради, ой ты украл не то, иди укради снова". Они открывают новые детали конфликта, показывая подпольную жизнь Праги. Неискушенному геймеру может показаться, что разрушив лабораторию по производству НЕОНА он спасет тысячи жизней, прославится на весь город, или, на худой конец, игра хоть как-то на это отреагирует... Но в конечном итоге Адам немного прибавит в XP. Да, он узнает про торчков, умирающих сотнями от передоза этой дряни, но по сюжету ни одного из них не встретит. Это сродни анимешникам, которые передергивают  "стручки" на рисованных баб. Второстепенных заданий немного (ровно 12), проработаны они хорошо, но никак не влияют на историю, чтобы там не писал trey4rch. Иногда может появится новый вариант в диалогах, хотя это для истинных гурманов «альтернативности» (If you know, what I mean).

Инициатива наказуема 

Вот вы встретили утренний рассвет в квартире Адама: собрались с мыслями, приняли освежающий душ, глянули новости по «зомбоящику» и двинулись на улицу в поисках старого знакомого — Вацлава Коллера — подпольного «механика», который в силах привести аугментации Дженсена в рабочее состояние; двигаетесь к месту обитания этого персонажа, и снова КПП — предъявляете документы, но чёртов коп требует ещё и специальный пропуск. Сюжетная миссия разделяется на несколько побочных, в течении которых всплывает махинация с поддельными документами, как итог — разрушенные надежды и даже человеческие жизни, которым Адам, увы, не в силах помочь.

Здесь вырисовывается уже второй положительный момент в игре — актуальность. На фоне подобных, практически бытовых проблем, происходит одна большая политическая игра, нити которой и берут начало в нижних ярусах социума. Mankind Divided демонстрирует аналогичную реальной политическую обстановку в мире: гражданские войны, протесты, митинги, борьба отдельных социальных слоёв за выживание, теракты.

Даже отряд Дженсена — ОГ29 — в чьём составе Адам принимает участие в провальной операции в Дубае, вдруг оказывается втянутым в очередную интригу глобального масштаба, в которой замешаны то ли ООН, то ли масоны. Всё это вынуждает героя усомниться в «чистоте» некоторых организаций и попытаться выяснить, чьих это рук дело. А уж в методах допроса Адам Дженсену, поверьте, равных нет.

Слова, слова, слова. На деле всё не так радужно. Сюжет рассказывает красивую историю, которая никак не вяжется с миром Mankind Divided. Вы можете перебить половину полицейских в городе и вам это не вспомнят. Погулять с винтовкой по улицам Праги? Не беда. Вам даже не сделают замечания. Если вы ждали, что игра будет реагировать на ваши действия, то просто разочаруетесь. За границами сюжета — вы никто. Если только не дадите кому-то нейропозина. Смиритесь с этим и продолжайте копать. 
Допросы - совсем другое дело. По идее, в ходе разговора вы должны угадывать, какой из ответов наиболее правильный. Разве не все варианты по своему верны? Нет. Есть только хорошие, за которые дают прибавление к опыту, деньги, немножко информации и ключ от тайника. Плохие, приводящие к агрессии, крови и потерянным возможностям. Из-за убогой мимики сложно понять, что от вас требуется. Приходится задействовать логику. Но здесь она не поможет: слова NPC часто расходятся с действиями. Именно для таких случаев пригодится одно из умений Адама, позволяющее отслеживать настроение собеседника. Достаточно просто следить за показателями и считать… Смотрится весьма странно. 

Агента Дженсена в пору сравнивать со знаменитыми бойцами в нанокостюмах или Тони Старком из Marvel: в арсенале игрока огромный набор крутых технологических примочек, позволяющих подстроить героя под определённый стиль прохождения. Тут вам и режим силы, броня, маскировка, приглушение шагов, тепловизор, усиленный прыжок и многое другое. В совокупности с крутым вооружением, это даёт плюс к универсальности Адама — каждый найдёт близкое ему сочетание навыков и оружия.

Но и это ещё не всё. Для особо искушённых игроков, разработчики прикрутили несколько новых аугментаций к уже имеющимся: усиленная броня «Титан», электромагнитный шокер «Тесла», дистанционный взлом компьютеров, улучшенные наноклинки… В какой-то момент чувствуешь себя богом, ибо нововведения кажутся чересчур несбалансированными, однако это дело всё же ограничено одной аугментацией за раз — новые «фишки» настолько технологичны, что их одновременное пользование «крашит» систему Адама. 

Честно признаться, я не особо вникал в предыдущую игру серии — Human Revolution — вырубил спустя час игры. Слишком неудобная система укрытий и слабоватая шутерная составляющая сделали своё дело. Здесь же мы наблюдаем переработанный геймплей в укрытиях, да и палить из летального оружия стало гораздо приятнее. Но бросаться из огня, да в полымя крайне не советую — враги запросто умерят ваш пыл, а вам придётся глотать таблетки и тихонько ожидать лучшего момента.

Забавный момент приключился со мной во время прохождения одного из сайд-квестов, где нужно было пробраться в запретную зону к нужному компьютеру. Умник, использующий стелс, сделает так: для начала осмотрит окрестности на предмет обходного пути, обойдёт нужное здание, найдёт вентиляцию, и запрыгнет в неё — вуаля, ты уже на месте. Я же, из-за своего невезения, был вынужден лезть в открытый бой… Доступ к компьютеру все-таки был получен, но для этого пришлось перестрелять всех в округе — уже на первый выстрел сбежалось несколько батальонов копов. 

В такие моменты Прага ощущается особо камерной и замкнутой. Да, разработчики старательно вырисовывали интерьер каждой квартиры, в которую можно попасть; различные улочки, подворотни и подвалы. Но зачем-то вдруг разделили город на несколько районов, объединённых целой веткой метро — пресловутых загрузочных экранов нет, зато есть умопомрачительная поездка в вагоне этого метро.

Тактика победы

Mankind Divided сложно понять, если ты не играл в Human Revolution. Как и пять лет тому назад, игра делает акцент на тихое прохождение. Так и криков от начальства меньше, да и праксис собирается быстрее. Тем более что механика стрельбы осталась прежней.  Ты берешь из весьма неудобного инвентаря пушку с ограниченным количеством патронов, прячешься за укрытие и начинаешь убивать подонков один за другим. Убивать? А разве мы в кого-то попали? Прицеливание, стрельба, анимация в перестрелках, логика противников – все плохо настолько, что кажется, будто играешь в шутерный Dark Souls. К тому же в любой непонятной ситуации  противники закидывают Адама гранатами. Возможно это пасхалка к библии? «Кто из вас без аугментации, пусть первый бросит в меня гранату!»
Если же трезво сделать ставку на скрытность, то игрока ждет совсем другой подход. Для того, чтобы оглушить/убить противника, нужен заряд батареи. Поначалу его достаточно для нейтрализации двоих противников, но со временем батарея изнашивается и больше одного вам уже не потянуть. Для подзарядки нужны энергетические аптечки. Если их нет, то придется использовать пистолет-шокер. А когда и его обойма иссякнет, переходим к плану "Б" - ищем пути обхода. Благо, в каждой локации их как минимум три. Звучит круто? Проблема в том, что это все работает в первой половине игры. Дальше, исходя из прокачки, вы получите неубиваемого терминатора, либо невидимого ассасина 99lvl. С этого момента игра больше не будет принуждать игрока отыгрывать свою роль, что приводит к потере львиной доли удовольствия. 

С другой стороны, необычайное внимание к деталям, коими мир Mankind Divided полон по самое горло, достойно отдельного восхищения. Особо дотошный и любопытный игрок всегда может пробраться в чужую квартиру, покопаться в «грязном белье», найти пару интересных подробностей о личности владельца и даже вникнуть в происходящее в гораздо большей степени, чем если бы он этого не сделал. 

Будем честны. Попасть в любую квартиру все же нельзя. Те квартиры, куда доступ не закрыт, наполнены горой хлама типа карт для взлома, кредитами, перепиской, на худой конец. Все достойное внимания спрятано между заданиями. Да, вы можете найти пару-тройку интересных заметок либо мест вроде тайного подвала одного чиновника, где он снимал порно. Но на этом все. Секты, секретные организации, девки с гидроусилителем подсоса – все это часть заданий. Нам говорили про игру с живым городом, а предложили статическую картинку, оживающую лишь в определённых местах. 

Вывод!

Deus Ex: Mankind Divided — бесспорно, одно из самых запоминающихся событий этого года. Будто бы на злобу дня, Eidos Montreal как нельзя кстати выпустили добротный киберпанк-боевик, повествующий о схожих по характеру проблемах современного общества, а также его будущем. Стилистически выверенный, невероятно детальный, атмосферный, с умопомрачительным геймплеем — кажется, канадцы изобрели собственную формулу успеха для подобных проектов.

Deus Ex это игра, в которой «почти» - главное слово. Здесь почти хороший сюжет, почти достойный геймплей, почти свободный мир, почти стабильный FPS. Что тут говорить. Здесь каждую дверь, которую нельзя открыть, можно взломать. А если невозможно взломать, то позволительно просто выбить. Вы можете часами напролет спускать воду в унитазе - вам за это не выставят счет. Вынести из банка всю офисную технику? Милости просим. И этим она расстраивает больше всего. Здесь так много продумано, вплоть до диалогов в чате, и так мало доведено до ума. Ей можно было бы простить старую графику, слабую шутерную механику, недосказанность истории, только вот за что? За тупой ИИ, загрузочные заставки длинною в вечность,  топорную лицевую анимацию и частые фризы?

Наши взгляды касательно Deus Ex: Mankind Divided разнятся на молекулярном уровне. Только вам решать, кто прав!

Теги: Deus Ex: Mankind Divided, Креатив, Игры, Годнота
Аватар Moris Brother
Moris Brother
657 подписчиков