Outlast 12171
Аватар Докель Докель

Страшная рожа — это еще не хоррор

24
4
Поделиться
Телеграфировать
Что тебя пугает?
Страшная рожа — это еще не хоррор

В кино жанр ужасов возрождается благодаря экранизациям Стивена Кинга и работам Джордана Пила, сиквелам к "Хэллоуину", "Заклятию", "Пиле" и другим популярным блокбастерам. В игровой индустрии же наоборот. Уже долгое время ощущается недостаток качественных игровых хорроров.

«Где хорошие хорроры? Где, *****, они?!» — вопрос, мучающий многих поклонников жанра. Конечно, можно играть в третьесортные лоу-поли игры, сделанные ради (десятибаксовойнаживы. Но кто будет щекотать нам нервы? Кто даст почувствовать страх от игры, а не от потери своего времени?

Silent Hill, Amnesia, Resident Evil, Dead Space — эти серии были отличными представителями жанра ужасов 2000-2010 годов. В основном, тогда делали ставку на survival-элементы. И они очень хорошо работали, вгоняя в дрожь игроков. Исключением были лишь храбрецы, которые хвалились на форумах, что "игра — нестрашная, я прошел зевая", пока остальные юзеры недоверчиво переглядывались.

Щелк! И наступило новое десятилетие. Вначале появился Cry of Fear, который еще тогда мне показался г крепким среднячком. Не манил он из-за неумелого использования движка Half-Life и постоянных багов на этой почве. Играть было практически невозможно, форумы были заполнены жалобами игроков. Сейчас, вроде бы, все починили. Но осадочек остался.

Зловещим показался теплый прием игроками Outlast'a. Его выход сразу дал понять, что жанр повернул на 180°, превратившись из хоррора в унылый бег во мраке с частыми скримерами. Начало конца? Можно и так сказать.

Довольно забавный скример, ожидавший игроков MK9 в Крипте

Ну а дальше вы и сами знаете. Five Nights at Freddy's, The Forest и миллион ужасных инди-игр. Но сконцентрируемся не на этом. Предлагаю дальше рассмотреть несколько хорроров, которые, как я считаю, являются хорошими; и разобрать, что именно сделало их такими.

Прежде всего, хочу напомнить очевидное. Страх бывает разным. Ты можешь быть напуган скримерами, саспенсом, персонажами или даже звуками окружения. Если игра сочетает всё из вышеперечисленного, то она отлично метит в любую аудиторию. Все просто.

P.T. (Silent Hills)

А ведь сколько шуму P.T. подняла в 2014... Именитый геймдизайнер Хидео Кодзима вместе с режиссером Гильермо дель Торо и актером Норманом Ридусом делают новый Silent Hill? Даже тогда это звучало очень сказочно. Я до конца не верил, что это случится. Голос разума не подвёл, проект отменили.

Тем не менее, осталось наследие в виде играбельной демки, которую успели даже перенести на PC. В чем же заключается её успех?

Я не думаю, что тут дело только в "гениальности" её создателя. Просто она, как любой уважающий себя хоррор, пугает игрока не скримерами (несмотря на то, что они там все равно есть), а атмосферой и психологическим давлением на игрока. Оно достигается за счет плавного изменения игрового уровня и грамотной работы со звуковым окружением.

Позже по её стопам попробует пойти Layers of Fear 2. Но и она утонет из-за планки, поднятой первой частью.

UNREAL P.T. для PC тут

Layers of Fear

Иронично, что игра с названием "Слои Страха" половину своей аудитории не напугала. Возможно, дело в том, что многие современные игроки мало вникают в сюжет и персонажей. Они не могут установить связь со своим протеже. Поэтому и попытки ужаснуть игрока проваливаются: он не поглощён игрой.

Но многим игра понравилась. Людям попросту импонировал акцент на саспенсе и психологической драме. Тем не менее, не будем заострять внимание на сильном сюжете игры: он может быть либо хорошо прописан, либо не очень. Интересно другое.

Есть интересный парадокс отсутствия примеров. Он гласит, что некоторые клише мы берем из общей памяти, такой себе выгребной ямы нашего подсознания. Например, ситуация в ужастиках, когда персонаж входит в дверь, оборачивается, а её уже нет. Кажется, что примеров к этой ситуации очень много, но на деле больше одного-двух вспомнить невозможно.

Layers of Fear постоянно использует изменение пространства за спиной игрока, а реже — перед ним. Это вполне можно назвать основной игровой механикой LoF. Среди игр она — нечастый гость. Вспоминается только не шибко известный Antichamber.

Тут любой догадается, что именно таинственность, неизведанность, которая может поджидать нас за спиной, щекочет нам нервишки. Более незатейливо этим пользовались игры про Слендермена.

Кстати, поподробнее про нестандартную геометрию и четырехмерное пространство в играх можно почитать здесь. Занимательно.

Alien: Isolation

Одна из лучших игр, сделанных по мотивам фильмов. Успеху игры способствовало множество факторов. Игроки были удивлены, что создатель серии Total War, Creative Assembly, выпустили вполне годный стэлс-хоррор. Это произвело определенный эффект лавины, в которую попал даже я, купившись на лестные отзывы друзей об Alien: Isolation.

Возможно истина в том, что хороший хоррор должен работать как часы. Все его механики не должны никак конфликтовать и выбиваться из контекста, а образовывать цельную картину, захватывая игрока. По крайней мере, так было в Alien: Isolation.

Отличный AI, мастерский саспенс, неплохие survival-элементы — всё это собралось воедино в лучшую, по мнению большинства игроков, игру по вселенной "Чужого". И есть за что.

Call of Cthulhu (2018)

Пожалуй, главный проект 2018 года, который очень сильно меня удивил. У меня уже издавна предвзятое отношение к играм, основанным на произведениях Лавкрафта. Видите ли, было два исхода: игра выйдет либо неиграбельным дерьмом, которое будет стыдно запустить, не говоря уже о том, чтобы пробраться её атмосферой; либо ультимативным проектом, который никогда не вспомнят из-за "трушности". От того, что вышло в итоге, я немного прифигел. И это еще мягко говоря.

Несмотря на расхождения с первоисточником, эта игра, пожалуй, единственная, которая мне подарила те чувства, которые я испытываю при чтении рассказов отца вселенной Ктулху. Это какой-то совершенно новый слой страха, который не имеет ничего общего с предудыщим. Это чувство упоения неизведанным и дрожи перед ним, понимания опасности действий персонажа и принятия этих последствий. 

Главная особенность "героев" Лавкрафта заключается в том, что они являются всего лишь марионетками судьбы, которых несет по течению. У них нет нет имени и они не могут ничего изменить в балансе мира Древних. Хотя, справедливости ради, прервать обряд призыва оных они могли. 

Единственная проблема игры в том, что ей не хватило времени на разработку. Игра ощущается идеально, вот только контента маловато. Некоторые механики так и вовсе заваливаются в гости на пару минуточек. Например, стрельба. Чувствуется, что некоторые скиллы и навыки имели большее значение, но потом их просто вырезали. Вместе с половиной игры.

У игры имеются негативные отзывы, и если вы не играли в Call of Cthulhu из-за них, то стоит дать ей шанс. Несмотря на свои недостатки, игра стоит потраченного времени.

Другое

Может, и не хоррор, но пугает

  • Conarium — интересная игра в жанре walking simulator. Сюжет написан под вдохновением от фильма "Нечто" и произведений Лавкрафта. В целом выглядит как младший брат Call of Cthulhu. Короче, но не менее интереснее.
  • Мор. Утопия — что-то крышесносное. Что-то, что находится за гранью моего понимания. Что-то, что ужасает своей историей, своим обществом, своими персонажами.
  • Sunless Sea — отличный рогалик, который отличается среди других отличным сюжетом, поданным в виде атмосферного вариативного квеста. 

На самом деле, в 2019 году все будет намного лучше. На Е3 появится Синдзи Миками со своим (аллилуя) новым проектом. Выйдут The Sinking City, Someday You’ll Return, Man of Medan, полная версия Pathologic 2... Кстати, еще надежда на Death Stranding в которой есть намеки на что-то пугающее.

В любом случае, в хоррорах у каждого свои предпочтения, но сходятся все на одном: пора заканчивать со скримерами и начинать становиться более креативными. 

Теги: Outlast, The Evil Within 2, Dying Light 2 Stay Human, Call of Cthulhu: The Official Video Game, P.T., Layers of Fear, Five Nights at Freddy's 4, Death Stranding, Alien: Isolation, Silent Hills, Креатив, Cry of Fear, Conarium, Игры, Годнота
Аватар Докель
Докель
153 подписчика