Hellblade: Senua’s Sacrifice 10035
Аватар Cyber Morning Star Cyber Morning Star

Персональный ад

27
2
Поделиться
Телеграфировать
Немного об играх, столько же о клише и ещё меньше о психозе. spoiler free.
Персональный ад

Вы не понимаете Hellblade.

Это не тот случай, когда за гиперболизированную, фантастически нереальную боевую систему или десяток прикрученных кастомизаций игра вызывает интерес, а потом теряется на фоне других таких же, оставляя или нет после себя хоть какое-то игровое похмелье. Тут надо эмоции чувствовать, а не просто знать, что они существуют. Надо прислушаться не за тем, чтобы просто услышать, а чтобы понять. В общем, надо не быть критически настроенными игровыми аналитиками, которыми мы, по сути, и не являемся. Ну, по крайней мере я.

На самом деле Hellblade - это самая подходящая и нужная игра для любого человека, который каждый день борется со своими демонами и своей тьмой. Сенуа даёт каждому из нас шанс почувствовать себя … не одиноким. Она вручает нам в руки легитимное право бояться, когда страшно, убегать, когда плохо и никто, совсем никто, не имеет никакого права упрекнуть или наставить на 'верный путь'.

Если когда-нибудь мне хватит сил взглянуть в глаза своей тьме, надеюсь, во мне будет хоть капля той решительности или того отчаяния, капля чёрт знает чего, любви или страха, главное пусть будет, я вспомню тебя, Сенуа. Вспомню, и научусь принимать.

Я тоже не понимаю Hellblade, но обязательно постараюсь это сделать.

Я оглядываюсь через плечо и пытаюсь вслушаться в доносящийся словно издалека крик. Но ни одна ветка ни одного дерева не двигается в такт рваным порывам ветра, что то и дело норовят подтолкнуть к обрыву. Человек не может так кричать, животное не может так кричать. Я касаюсь своих губ и понимаю лишь одно.

Всегда, когда я читаю истории про таких людей, как Гейси младший, Хеннард, Мякила или даже Ван Гог, мне хочется пробраться в их мысли, воспоминания и образы. Понять, почему именно так и не иначе, о чём они думали, когда совершали какие-то действия. Если они видели что-то, чего не видели другие, то что это было и как выглядело. Если они слышали кого-то, то кого? Чьи это голоса, были ли они звонкими и давали ли они спать.

Фрейд писал, что психоз - это протест. Состояние, при котором человек не избегает реальности, а перестраивает её, не отрицает, а пытается изменить. И переработка этой реальности происходит на основе уже существующих воспоминаний, суждений и мнений. Это очень важно понять и важно отличать. Сейчас это кажется логичным, в 1924 это было откровением, а в 790 до нашей эры Фрейда и меня сожгли бы на костре. Но эта игра не про психоз и даже не про путешествие. По крайней мере на первый взгляд.

Это любовь.

И нам позволяют стать на пару десятков часов свидетелем всего того прекрасного и ужасного, что может это чувство дать. Главное - позволить себе увидеть, услышать, почувствовать. Сенуа уже умеет всё это, поэтому никто в этой игре ничего не объясняет. И не должен. Тренировочные забеги, псевдо глубокомысленные кат-сцены и различные подай-принеси - этому просто напросто нет места.

Мы - свидетели с уникальной возможностью увидеть историю.

Мы - ещё один голос в её голове.

Эта история не такая, чтобы весь humankind, нет, но она не менее ошеломительная и, в то же время, простая. Вы не увидите обучалок, меню с десятками мечей на выбор и блистающие комбо-ударами бои.

Это не та игра. И не про то.

Это история о девушке. Она больна, она устала и ей жутко страшно. Вам когда-нибудь было страшно? Замирало сердце, когда на улице вдруг останавливались как вкопанный и засомневались закрыли ли дверь? Пропустили ли мамино день рождение, не потеряли ли ключ, а вдруг уволят, а если не сдам…Наша жизнь полна страхом, самым неподдельным и искренним чувством, какое только может быть у человека. И в данном случае, главное - это правильно расставить акценты. Эта история не про страх, но про то, как его преодолеть, не про смерть - а борьбу с ней, не про психоз - а видение мира.

Если на секунду перестать относиться к этой игре, как слэшеру или претенденту на него, как на очередную строчку в списке рекомендаций, то ваш мир изменится. Забудьте про ярлыки, не старайтесь анализировать боевую систему, симулятор это ходьбы или нет, много ли она машет мечом или мало, сколько было у студии денег. Сделайте единственно верное то, что можно сделать с игрой: просто сыграйте. Сыграйте так, как если бы пробовали новое, но вкусное блюдо, не думая о том, как корове перерезают горло, разделывают на куски и тащат через полстраны на ваш стол.

При создании Hellblade, разработчики не только консультировались с профессором психиатрии, но и со множеством людей с самыми различными видами психологических расстройств и психозов. И у меня сердце замирало, когда я видел в ролике этих скромно жавшихся по стульям людей, которые неотрывно и жадно смотрели первый геймплей, слышали голоса в голове героя, видели знаки, которых нет, наблюдали, как Сенуа плачет и кричит обессиленная, уставшая, раненая. Смотрели и были благодарны. Это, наверное, словно сказанное вслух слово, которое не мог вспомнить очень долго и не мог объяснить. Это как вытащить образы из головы и наконец обрести возможность наглядно показать, каково это. Дать людям увидеть свой мир и понять, что ты больше не одинок.

Каждый из нас борется со своей тьмой. Каждый день. Можно рассказать об этом, можно объяснить, можно перечитать сотни книг и посмотреть столько же фильмов. Но Hellblade даёт нам куда как больше, чем может дать любой рассказ: увидеть своими глазами, услышать, пережить, перечувствовать. Это не просто игра, это опыт. Сконцентрированный, проработанный, красочный опыт. Словно загрузить в себя память другого человека и побыть на пару часов кем-то не собой, но тем, кто понимает.

Что мне больше всего нравится в этой игре, так это довольно таки не клишированная подача психологического заболевания, героя и места событий. Зачастую, если мы и сталкиваемся с играми такого плана, то оказываемся в заброшенном доме или не менее заброшенной психиатрической лечебнице: American McGee’s Alice, Resident Evil Biohazard.

Ну и на чистоту. Когда мы думаем о человеке с психологическим заболеванием в видеоигре, кто приходит на ум? Кто-то определённо сумасшедший. Полный псих. Неадекват. Джокер? Тревор из GTA V? Может даже Ваас из Far Cry 3. Но точно Чувак из Postal. Кто-то хладнокровный, расчётливый, кто-то со своей внутренней религией. Hatred, Friday the 13th: The Game, Сандер Коэн из Bioshock, Ричард Трагер из Outlast, Мастер Оригами из Heavy Rain. И точно убийца. Да, он должен убивать.

Manhunt, Kane & Lynch и снова Hatred. Стоит признать, что за последнее время игры шагнули далеко вперёд от стереотипов с их мягкими стенами, Наполеонами и пусканием слюней.

И словно в противовес, как взгляд с другой стороны альтернативной реальности - Сенуа. Лава из крови, пепельный дождь, непрекращающийся кошмар. Напуганная, но сильная.

Эта игра даёт надежду. Даже не смотря на то, что в ней можно столкнуться с настоящей тьмой. В каждом из нас есть немного пиктского воина. У Сенуи получилось. Чтобы это ни было, у неё получилось. Сделать первый шаг из тьмы, очнуться, принять. В следующий раз, когда закат будет особо прекрасен, на мне футболка из хлопка и на один кредит меньше, я вспомню о том, как был голосом в голове. И о том, что победил.

Теги: Hellblade: Senua’s Sacrifice, Креатив, Годнота, Игры
Аватар Cyber Morning Star
Cyber Morning Star
294 подписчика