Все новости
Это интересно
Сейчас читают
Фильмы 62550
Аватар Cyber Morning Star Cyber Morning Star

Состав съёмочной группы. Как это работает

0
0
Поделиться
Телеграфировать
Узнаем, кто такой хлопушечник, чем занимается фокусник и без кого нельзя снять хороший фильм.
Состав съёмочной группы. Как это работает

Индустрия кино не зря называется большим и серьёзным словом «индустрия». Над одним фильмом, пусть даже артахусным и маленьким, работает достаточное количество человек. И если режиссёры, сценаристы и — иногда — операторы еще могут оказываться на слуху, то о тех, кто держит штативы, разносит еду или следит, чтобы всё шло по плану, думают достаточно редко.

В большинстве случаев нам и не нужно знать, как работает та или иная система, но в сегодняшней статье мне бы хотелось поговорить о десятках, а то и сотнях людей, незримо стоящих на страже хорошего кино.

Помимо разделения команды на три категории (пре-продакшн, продакшн и пост-продакшн), существует множество различных департаментов и негласное деление, в основе которого лежат деньги и власть. К верхнему эшелону относятся режиссёры, сценаристы, продюсеры и актёры, то есть люди, способные повлиять на процесс съёмки и получающие больше всего денег. И есть все остальные, обычные наёмные рабочие, имена которых огромным списком несутся в финальных титрах.

Пре-продакшн

Подготовительный этап до начала основного съёмочного периода. Огромная машина по производству кино начинает свой ход ровно в тот момент, когда предложенный сценарий утверждается и студия готова начать финансирование.

Сценарист

На первом этапе, как в фильме Нолана, всё начинается с идеи. Сценарист облекает свои мысли в слова и пишет сценарий. Даже если фильм или сериал основаны на книге, нельзя просто взять и сказать «будем снимать прямо так».

Иногда сценарии заказываются специально. Например, телеканал History попросил известного британского сценариста Майкла Хёрста написать «Викингов».

Исполнительный продюсер

Продюсеров, на самом деле, существует несметное количество. В задачи же исполнительного входят все финансовые, творческие и юридические вопросы. Непосредственно при съёмках фильма он не присутствует.

Директор по кастингу

Или помощник режиссёра по кастингу, если режиссёр сам решает выбрать актёров. Функции его понятны: он ищет, подбирает и прослушивает кандидатов на роли. А после утверждения помогает со всеми финансовыми вопросами. 

Режиссёр

Именно режиссёр присутствует на всех трёх уровнях производства фильма — от утверждения сценария и его доработки до контроля монтажа уже снятого материала. На этапе пре-продакшна он принимает решения по утверждению календарных съёмочных планов, смет, выбора локаций, костюмов, декораций и даже песен.

Первый ассистент режиссёра

Для того чтобы вовремя разбираться со всеми задачами, у режиссёра есть свой ассистент. Так сказать, правая рука. Список обязанностей у него не просто огромный, а головокружительно огромный. Там всё — от помощи в редактирования сценария и до покупки реквизита. Неудивительно, что у такого ассистента может быть свой собственный ассистент. Второй или даже третий.

Линейный продюсер

Другими словами, менеджер проекта. На его плечах лежит забота обо всём процессе съёмок. Он занимается вопросами аренды помещений, выплат зарплат и сроками сдачи проекта. Линейных продюсеров, в зависимости от масштаба работы, тоже может быть несколько.

Руководитель производства

Контролирует ежедневные производственные вопросы по финансам, планированию съёмок и найму необходимого персонала. Отчитывается непосредственно линейному продюсеру и перепоручает задачи координатору производства.

Координатор производства

Осуществляет всю логистическую работу, связанную с сотрудниками съёмочной группы, актёрами и оборудованием.

Ассистент продюсера

Количество таких ассистентов прямо коррелирует с объёмом работы. Эти ребята — самые настоящие мастера на все руки и выполняют абсолютно любые задачи, которые могут им поручить продюсеры.

Локейшн-менеджер

Или, если вы не очень любите англицизмы, специалист по подбору мест для съёмок. Именно этим ребятам мы обязаны наличию в фильмах живописных лесов, дорогущих пентхаусов и заброшенных заводов. Они не только находят сами места, но и занимаются всеми юридическими и финансовыми вопросами. Как и у любого другого важного человека в этой цепи, у менеджера есть ассистент. А то и два.

Менеджер по поиску натуры для съёмок

Работа, на мой взгляд, самая интересная из всех перечисленных. Если локейшн-менеджер места находит, то натурные спецы занимаются исследованием, осмотром и фотографированием интересующих локаций.

Художник-постановщик

Руководитель художественного отдела. Тот самый человек, который, тесно сотрудничая с режиссёром, обеспечивает реализацию художественного замысла на стадии оформления съёмочных площадок. Именно он решает, как обставить квартиры и как должен выглядеть офис главного злодея.

Художественный руководитель

Почти то же самое, только помимо работы над натурой и декорациями, он руководит художниками, декораторами, костюмерами и дизайнерами.

Художник по костюмам

Придумывает и разрабатывает эскизы костюмов. После чего они отправляются на утверждение художнику-постановщику, режиссеру-постановщику и продюсерам. Сюда же, чтобы не расширять и без того немаленький список, я отнесу непосредственно портных, занимающихся пошивом.

Продакшн

Пожалуй, самый интересный этап создания фильма, ради которого я и начал писать эту статью. Когда все финансовые вопросы решены, костюмы сшиты, а локации подготовлены, приезжают актёры и команда основных съёмок.

Режиссёр

Первый человек на площадке. Босс всего и вся.

Ассистенты режиссёра

О них я уже писал выше. Главные помощники во всех вопросах.

Специалист по спецэффектам

Курирует как творческие, так и технические элементы специальных или визуальных эффектов. Сюда входит всё — от разведения на площадке огня и до пускания тумана.

Помощник режиссера по сценарию

Этот человек следит за тем, чтобы всё соответствовало сценарию. Также отвечает за преемственность сцен, снимающихся в разное время. Другими словами, актер должен быть в той же позе, а реквизит — на тех же самых местах.

Оператор-постановщик

Один из ключевых специалистов, который, как и режиссёр, начинает работать уже на стадии пре-продакшна. Во время съёмочного процесса он выбирает и устанавливает правильное освещение сцены, а также является главным связующим звеном между всеми работниками на площадке. Может любого нанять и уволить.

Оператор

Работы у него чуть ли не больше всех. Обеспечивает съёмку кинокамерой и по команде оператора-постановщика производит остановку съёмки. Дальше — больше. На его плечах заботы о плавности и чёткости картинки, все проходы, проезды и повороты камеры. Он следит за работой операторского крана и присматривает, чтобы в кадр случайно не попал шест с микрофоном.

Ассистент оператора

Ни одна такая главная позиция не обходится без одного или более ассистентов. Ассистент оператора следит за состоянием камеры и заполняет съёмочный лист, на котором фиксируются все детали отснятого материала.

Хлопушечник

Или второй ассистент оператора. Тот самый человек, который работает с хлопушкой: на ней должен быть номер сцены, дубля, время съемок и другая вспомогательная информация, которая пригодится при монтаже.

Гаффер

Или специалист по свету. Любой луч света на съёмочной площадке или его отсутствие — это работа гаффера.

Бест-бой

Помогает гафферу с осветительными приборами. Заказывает оборудование и следит, чтобы всё работало.

Фокусник

Фокусы не показывает, нет. Зато следит, чтобы снимаемый объект всегда оставался чётким и резким, в фокусе. А ещё собирает камеры утром и разбирает после рабочего дня, поддерживает линзы в чистоте и знает всё о фокусном расстоянии объектива, фокусировке и значении диафрагмы.

Осветители

Нельзя переоценить важность света. Оттого и работающих с ним людей предостаточно. Осветители по указу гаффера монтируют, поднимают, опускают и выключают оборудование.

Старший рабочий-механик

Специалист, работающий с грипами — людьми, которые приводят в готовность разного рода приспособления для камер (штативы, тележки, рельсы и пр.).

Дольщик

Работает с подвижным средством под названием «долли». Это четырёхколёсная тележка для перемещения по площадке оператора, камеры, а иногда и режиссёра. Дольщик занимается и вопросами прокладывания рельсов для тележки, и, собственно, толканием тележки в необходимые моменты.

Звукооператор

Определились со светом. Переходим к звуку. Все заботы об аудиоэлементах картины лежат на плечах звукооператора.

Оператор микрофона

Управляет «журавлём» — тем самым микрофоном на длинном шесте, который чаще всего замечают в огрехах фильма. Однако журавля он не просто держит, но и поворачивает по направлению к говорящему актёру. А это значит, что он должен точно знать, кто из актеров будет говорить и когда.

Кабельщик

Обслуживает и прокладывает кабели всей звукозаписывающей аппаратуры. А ещё следит, чтобы при перемещении камеры кабели не издавали лишних звуков.

Декоратор сцены

Если художник-постановщик выбирает декор, то декоратор непосредственно находит и расставляет необходимые предметы на месте съёмок.

Специалист по реквизиту

Отвечает за поиск и отслеживание всего реквизита, который появляется на экране.

Костюмер

Работает с художником по костюмам над гардеробом.

Визажист

Подбирает и наносит актёрам соответствующий грим.

Парикмахер

Укладывает волосы актёров. Если бюджета мало, роли визажиста и парикмахера совмещаются.

Постановщик трюков

Подбирает и контролирует каскадёров. Разрабатывает все трюки и контролирует их исполнение на съёмочной площадке.

Кейтеринг

Готовит еду, закуски и стол для актёров и съёмочной группы. Иногда еду не готовят, а заказывают готовую. Заказ и сервировка входят в задачи кейтеринга.

Пост-продакшн

Финальная стадия производства фильма. Актёры и съёмочная группа разъехались по домам, и за дело берутся они.

Менеджер по планированию

Он следит, чтобы весь процесс пост-продакшна уложился в обговорённые сроки.

Режиссёр монтажа

Тесно работая с режиссёром, реализует список монтажных решений.

Монтажёр звука

Тоже работает вместе с режиссёром и правит все звуки в фильме.

Дизайнер графики

Все спецэффекты — работа дизайнеров. В зависимости от объёма, их может быть целый отдел.

Композитор

И пусть над саундтреком он начинает работать ещё во время производства фильма, музыка накладывается на этапе пост-продакшна.

Количество людей в съёмочной группе варьируется от масштабов проекта и финансирования. Если это инди-кино, то число сотрудников на площадке может быть в пределах пяти. Если это что-то очень голливудское или многосерийное, то пригласить могут даже тех, кого я не упомянул. Это, например, координатор по безопасности огнестрельного оружия или координатор интимных отношений.

Теги: Фильмы, Креатив, Сериалы, Годнота
Аватар Cyber Morning Star
Cyber Morning Star
295 подписчиков