Самые первые сложные органические молекулы нашли в космосе — им миллиарды лет

Как ни странно, молекулы обнаружили с помощью телескопа.

Самые первые сложные органические молекулы нашли в космосе — им миллиарды лет

Исследователи Техасского университета A&M обнаружили самые первые из сложных органических молекул. Их нашли не на Земле, а в космосе: молекулы обнаружили с помощью телескопа «Джеймс Уэбб».

Молекулы обнаружили в галактике SPT0418-47, находящейся на расстоянии в более чем 12 миллиардов световых лет от Земли. Это значит, что сложные органические молекулы существовали еще на заре Вселенной, возраст которой оценивается в 13.8 миллиарда лет.

Красный фон это галактика SPT0418-47, оранжевым выделены органические молекулы

Ученые судят о наличии или отсутствии нужных молекул по анализу длины волн света, приходящего из нужных галактик. Благодаря высокой чувствительности «Джеймс Уэбб» получает гораздо больше данных, чем менее совершенные телескопы.

Исследователи подчеркивают, что речь идет именно о сложных молекулах, состоящих из множества атомов. Прежде предполагалось, что такие молекулы появились во Вселенной примерно на миллиард лет позже.

Джастин Спилкер
ведущий автор исследования

Обнаруженные нами молекулы это не простые вещества вроде воды или углекислого газа. Речь идет о больших, гибких молекулах из десятков или сотен атомов.

Наблюдение за галактикой SPT0418-47 велось с помощью гравитационной линзы. Телескоп «Джеймс Уэбб», отмечают исследователи, оказался хорош в поиске сложных органических молекул: хватило всего часа наблюдения за галактикой. Для сравнения: телескоп «Спитцер», запущенный 20 лет назад, собирал нужные данные целый день.

Впрочем, кое-какие вопросы еще остаются. Судя по данным «Джеймса Уэбба», сложные органические молекулы распределены по галактике SPT0418-47 неравномерно; ученые пока не могут сказать, что повлияло на распределение молекул.