Аватар Алексей Малахов Алексей Малахов 1603

Рецензия на комикс «Мороженщик»

2
0
Поделиться
Телеграфировать
Так слушать эту музыку из старого фургона с мороженым или нет?
Рецензия на комикс «Мороженщик»

В 2018 году от компании Image Comics начала выходить довольно интересная серия Ice Cream Man. Пишет её У. Максвелл Принс, рисует Мартин Мораццо, красит Крис О’Хэллоран. В настоящее время комикс продолжается, всего сделано 33 выпуска и 1 спешал. В России издаёт Комильфо.

Произведение представляет собой антологию депрессивных историй с элементами хоррора. Все они повествуют о горестях людских, и Мороженщик выдаёт каждому страдание со вкусом.

Поначалу схема довольно проста – антагонист дарит несчастным героям угощения, которые делают тех ещё более несчастными. У мальчика проблемы с родителями – пусть пломбир превратится в ядовитого паука, который этих родных убьёт и станет лучшим другом паренька. В кафе сидит опустившийся и спившийся музыкант – сладость заставит его увидеть сон, где он всё ещё востребован, но по пробуждению начнёт унывать ещё больше. А с наркоманами можно поступить и того жёстче.

Очень быстро правила меняются. Мороженщик становится чуть ли не всесильным. Он - голос в голове слабых личностей, он оборотень и похититель детей, у него есть необычная свора из животных, космических пауков, людей и монстров-помощников, а также совершенно паранормальные способности.

Такой арсенал позволяет нашему дьяволу из фургона творить немыслимое, а писателю экспериментировать со способами подачи сюжета. Помимо навыков антагониста, постоянными перестают быть время и место действия. Истории могут происходить на другой планете, в супергеройской вселенной или прошлом веке.

Художнику же это открывает свободу в применении приёмов визуального повествования. В частности, есть симметричный выпуск, который читается как с начала, так и с конца, сюжет при этом не развалится.

Необходимости продавать мороженное нет. Антагонист может стать кем угодно: злодеем мексиканской драмы, дрессировщиком, телеведущим и т.д. 

Это даёт возможность сильнее влиять на человеческие судьбы или просто освещать их ужасную повседневность. Например, в одной из историй главгад сам особо ничего не делает. Он просто показывает по телику, как один смертный разводится, лысеет, теряет вес и медленно умирает. На шоу запущен сбор средств для оказания помощи.  

Субъекту многие говорят при встрече, что скоро обязательно задонатят, но позже. Сам герой телевизор не смотрит, потому ничего не понимает. Финал можно интерпретировать по-разному, однако, скорее всего, никто так и не попытался помочь.

Другой вариант - просто запихнуть самого человека в телик на всякие опасные программы с медициной, готовкой и сериал про семейку зомби. Племянники не заметят дядю на экране поскольку сидят в телефонах.

Достаточно абсурдная мысль, если подумать. Продемонстрировано негативное влияние смартфонов, но разве «ящик» чем-то лучше? Похоже, именно такого эффекта бессмысленности сценарист и добивался.

В одном из номеров автор, ломая 4-ую стену, сообщает, что какого-то смысла, вроде борьбы человека с собственными страхами или недостатками – в произведении не заложено. Если быть точнее, Мороженщик ничего такого не закладывает, он просто веселится.

Несомненно, он умеет ломать людей. Даже вполне самодостаточных. Примером может служить мини-история про гремлина и траву. Гремлин постоянно пытается толкнуть мужику косяк, тот отказывается. Монстр не сдаётся, надоедает герою, ставя его в опасные ситуации - протагонист соглашается, теперь он наркоман. 

Но есть и другой мини-сюжет: дереву понравился какой-то школьник, оно следит за взрослением мальчика. Парень начинает гнобить других ребят, курить и ломать машины. Дерево не смущается, готово принять человека таким, каков он есть. Однажды парень без адекватной причины поджигает дерево.    

И это не единственный случай в серии. В другом номере сотрудники бригады скорой помощи употребляют разные медицинские препараты вместо работы, вспоминая о раненном лишь в конце. 

Несомненно, люди бывают жестокими. И всё же у вас наверняка есть чувство, что существует и немало порядочных. Да и злоба первых является лишь отражением их тяжёлой судьбы. Не нужно слушать музыку из старого фургона с мороженым.

У Мороженщика есть двоюродный брат Калеб. Он – противоположность своего кузена, поэтому иногда старается помогать его жертвам. Получается не очень. Впрочем, стоит отметить, некоторые индивиды способны противостоять Мороженщику и без всякой подмоги.

В такие моменты комикс напоминает мне сериал «Собиратель душ». Там был коллектор, который считал, что продавших душу дьяволу можно спасти. Лажал практически в каждом эпизоде.

Идею о том, что мир сломан и полон жуков, как и чувство, что всё едино – нельзя уничтожить или пленить. Оба братца бессмертны и никогда сядут в тюрьму. Переживать за пронзённого ножом на картинках выше Калеба, наверное, не нужно.

Таким образом, в комиксе появляется глобальный сюжет, правда, двигается он медленно, поэтому данное противостояние тоже нельзя назвать основной идеей. Тем не менее я не стану называть отсутствие сквозной мысли недостатком.

У комикса имеются настоящие проблемы. Внезапно, первая – некоторое однообразие. Слишком много разведённых протагонистов в разных историях. Я понимаю, что несчастливые браки – актуальная тема, но тут указывают на неё слишком часто.

И это удивляет. Серия то не скатилась, фантазия у сценариста есть, за упомянутыми избитыми клише следуют оригинальные рассказы и персонажи, а параллельно Максвелл Принс и Мартин даже начали другой комикс делать, Art Brut.

Вторая – не обошлось без тупых моментов. Пример, авиакатастрофа. Самолёт падает: кто-то из пассажиров метается в поисках парашюта, бабушка приняла неотвратимость гибели и спокойно шьёт, одна пассажирка вспоминает, что улыбчивый попросил её кинуть подозрительный чемодан в багаж, пилоты признаются друг другу в любви и тут же ссорятся… 

Вся история ведётся от лица расследователей происшествия, слушающих чёрный ящик. Они закрывают дело словами: «Плохие вещи постоянно просто случаются». А найти человека, который дал девушке бомбу, не хотите?

Третья достаточно субъективна, и это скорее опасение. Я увидел отсылку на комикс The Sandman. Ничего против вселенной, где все религии верны, не имею, но вложите хоть толику оригинальности, переосмыслите оригинальные образы в своём произведении. 

В комиксе Black Hammer Лемир скопировал семейку Бесконечных, не привнеся ничего нового. Будет очень печально, если в конце глобального сюжета Мороженщика мы увидим нечто подобное.

Четвёртая – непоследовательность в начале. Когда братья встречаются в первый раз на страницах комикса, весельчак в фургоне почему-то пугается. 

Во всех других подобных случаях как происходящих до этого свидания, так и после Мороженщик смел и отважен. Да, Калеб – угроза, но явно неэкзистенциальная.

Есть предположение, как так вышло. У издательства Image часто бывает следующее – авторы придумали сюжет только на небольшую лимитку, а серия хорошо продаётся, хочется делать онгоинг.

Возможно, изначально "Мороженщик" задумывался набором камерных сюжетов в одном городке. Отдаю должное, создателям удалось расширить вселенную и набрать обороты, а описанная выше нестыковка не существенна.

Подводя итог, хочу сказать, что мне комикс очень нравится. Это одна из немногих серий, за которыми я продолжаю следить, ожидая каждый следующий номер.

Очень интересно посмотреть, что авторы придумают в следующий раз. Они уже обыграли разные проблемы современности, вроде карантина, и делали референс на произведение Франца Кафки, от них можно ждать чего угодно. Рекомендую к прочтению всем, особенно зайдёт меланхоликам.

Поговорим про издание в России. Всего Комильфо выпустило два тома, каждый по 4 номера. Я купил только первый, обложка сразу предупреждает о наличии нецензурной лексики.

Мат, действительно, есть, перевод диалогов мне понравился, хотя для фразы на испанском языке стоило сделать сноску. Всякие вывески, надписи на картинах или дипломе в рамке тоже переведены, что является плюсом. Сделана и локализация звуков КУСЬ, ЩЁЛК, ЧВОНЬК и ЧИК, это уже спорный момент, но меня не раздражает.

В качестве дополнительных материалов в конце приведены вариантные обложки номеров и несколько скетчей.

Формат бумажной книги со скреплёнными клеем страницами и малое кол-во выпусков в ней некоторым коллекционерам не нравится. Информации о том, будет ли на русском издание в твёрдом переплёте у меня нет. Учитывая особенности правообладания, хардкавер вполне может выйти от другого издательства с иным переводом.

Кроме того, я изучил современные цены в магазинах разных городов, они от 400 руб. как были на релизе, так и остались. Предложил бы брать по скидке, но тогда важно не пропустить момент, когда тираж может закончиться.

На этом всё! Всем спасибо за прочтение, конструктивная критика приветствуется. 

Теги: Креатив, Комиксы, Годнота
Аватар Алексей Малахов
Алексей Малахов
19 подписчиков