Аватар Cyber Morning Star Cyber Morning Star 13229

Животные в кино. Как это работает

3
1
Поделиться
Телеграфировать
Продолжаем рубрику «Как это работает» и узнаём, откуда берутся животные-актёры, почему белый и пушистый лучше, чем чёрный и лысый, и что любят есть тараканы. Осторожно, присутствуют изображения пауков, тараканов, змей и злых котиков.
Животные в кино. Как это работает

Настоящий профессионал

Сыграть в фильме может не каждое животное. Тут ситуация обстоит почти так же, как и с людьми. Ни для одного мало-мальски важного фильма не возьмут соседскую овчарку, случайного питона из зоопарка, домашнего паука и тем более лесного волка. Хорошо обученное животное, знающее команды и не пугающееся скопления людей и наличия яркого света, сэкономит не только нервы съёмочной группы, но и приличные деньги.

На Западе существуют целые компании, которые занимаются разведением, тренировкой и предоставлением определённых видов животных для фильмов, сериалов, телепередач и рекламы. В России это дело пока развито не особо, а накопленного опыта потомственных дрессировщиков и вовсе нет.

Иногда животных для тренировок берут из приютов. Главных критериев несколько: возраст, внешность и желание идти на контакт с человеком. 

По словам российской дрессировщицы Александры Степановой, идеальный возраст для начала тренировки собаки-актёра — до 3 месяцев. Взрослым собакам усваивать особенности актёрской дрессуры намного тяжелей. Ведь если во всех других случаях можно обойтись стандартным пулом команд «сидеть», «лежать» и «дай лапу», то пушистые актёры могут исполнять целые цепочки замысловатых действий, идеальное выполнение которых требует многолетней практики.

За время подготовки собаки усваивают большой набор команд, который позже позволяет им выполнять серьезные актерские задачи. Например, в кадре они могут выйти на нужную позицию, развернуться в нужную сторону, подбежать к нужному человеку, прыгнуть в указанное место, по команде замереть, облизать, положить голову на плечо, принести или спрятать какую-то вещь, смущенно закрыть лапой нос.

Дрессировщица Александра Степанова

Внешность также играет важную роль. Как бы это ни было печально, но для фильмов предпочитают выбирать симпатичных представителей определённых пород. Немецкие овчарки славятся харизмой, золотистые ретриверы — красавцы, а чёрным собакам стать актёрами практически невозможно. Пушистые кошки лучше лысых, попугаи с цветастой расцветкой красивее, а тараканы обязательно пожирнее.

В желании контактировать с человеком, кстати, скрывается ответ на самый главный вопрос: почему фильмов с собаками больше, чем с другими животными?

С собакой у вас намного больше преимуществ, потому что она действительно хочет что-то для вас сделать. Она хочет быть хорошей. Она хочет быть частью вашей жизни. И она хочет участвовать в ваших повседневных делах. Свинья предпочла бы поваляться в грязи, курица поклевать в поле. [...] Собака же действительно единственное животное, у которого есть желание быть в компании с человеком.

Тереза Энн Миллер, потомственный координатор по работе с животными

Кошка, которая не гуляет сама по себе

За каждым выдающимся актёром-животным стоит не счастливая случайность и природная тяга к послушанию, а труд и дрессировщик. В этом вопросе, как и во всех других, касающихся съёмок фильмов, не может быть ничего, сделанного наобум.

Если в фильме животное занимает главную или одну из главных ролей, то дрессировщика или команду дрессировщиков могут привлечь к работе ещё на стадии составления сценария. Такой подход позволяет изначально избежать ошибок в вопросах достоверности или невозможности определённого животного делать определённые вещи.

Непосредственно тренировкой начинают заниматься за несколько месяцев до начала съёмок. Дрессировщик прописывает техзадание и раз за разом прогоняет трюки, пока животное не начинает выполнять их идеально.

Самое сложное для животного во время съёмок — это ничего не делать. Они пытаются понять, зачем они здесь и что нужно делать.

Тереза Энн Миллер

Начинается с простого: автоматизация условных рефлексов. Это способ заставить животное сделать определённое действие, а затем подать сигнал о том, что всё сделано верно и пора остановиться. Сигнал подаётся при помощи особого девайса под названием «кликер». Он используется для тренировки многих животных и, как вы поняли из названия, издаёт щёлкающий звук. Как только животное его слышит, то сразу перестаёт выполнять данную ему раньше команду.

Следующее гениальное изобретение — это палка с лакомством. Обычная палка, на конце которой находится мячик для привлечения внимания и кусочек чего-нибудь вкусного, как обещание будущей награды. Это приспособление используется для того, чтобы показать животному куда нужно смотреть.

Для реализации более сложных сцен, где животному нужно много перемещаться и часто переводить взгляд от одного актёра к другому, такая палка — вещь незаменимая. Иногда, чтобы снять идеальный кадр, на съёмочной площадке может находиться до четырёх дрессировщиков, которые внимательно отслеживают все действия, вовремя щёлкают кликерами и машут палками.

Она [палка] позволяет нам заставить его [пса] смотреть сначала в одно место, а потом в другое. И для этого не надо передвигаться. Потому что очень часто мы испытываем проблемы со светом, тенями и возможностью ходить по полу.

Тереза Энн Миллер

Индивидуальный подход

Если с собаками дела обстоят достаточно просто, то как в Голливуде готовят к съёмкам других животных? Вы удивитесь, но почти на каждую кошку и каждую змею найдётся свой спец, который не только досконально знает своего мохнатого\чешуйчатого\рогатого друга, заботится о нём, но и разучивает трюки.

Так, например, компания Party Goats LA может дать в аренду парочку очаровательных коз, которые умеют трясти рогами, подавать копытца, запрыгивать на человека и даже ходить на задних ногах. По словам дрессировщицы Скот Раскин, козы такие же умные, как и собаки. А в некоторых моментах даже умней. У них, в отличие от многих других животных, есть понимание постоянства объектов. Если по сценарию козе необходимо куда-то прийти, то дрессировщик показывает, где прячет лакомство, а потом уходит. Как только начинается съёмка, коза вспоминает спрятанную награду и идёт к ней.

В хорроре с Аней-Тейлор Джой «Ведьма» снялся подопечный вышеупомянутой компании по имени Чарли. Учитывая специфику фильма и своей роли, чёрный цвет, наоборот, стал для него выигрышным. Правда не обошлось без эксцесса. Чёрный Филлип очень неудачно боднул актёра Ральфа Айнесона и отправил его в больницу с ушибленными рёбрами.

С пауками работать сложней и легче одновременно. Они, конечно, никого не забодают, но и мячиками их не заманить. Главный энтомолог Голливуда Стивен Катчер, однако, знает что нужно делать. Он поработал над такими фильмами, как «Парк Юрского периода», «Человек-паук», «Боязнь пауков», и для съёмок использует очень тонкие нити, по которым пауков и пускает.

Для легендарной сцены, где кусают Тоби Магуайра, также использовали нить. Стивен взял обычного домашнего паука, попросил художника раскрасить его в яркие цвета и расположился над актёром с кисточкой и нитью в руке. По команде режиссёра Стивен слегка постучал кистью и отправил паука вниз. Сам укус сделали при помощи спецэффектов.

А вот у тараканов с собаками оказалось куда больше общего, чем кажется. И пусть голосовые команды они не понимают, но очень любят вкусно поесть. Для того чтобы таракан в фильме прошёл из одной точки в другую, достаточно запастись нужным количеством нектара или подслащенной воды. Без тренировок тоже не обходится. Например, перед съёмками в фильме «Спасительница» (2019), дрессировщица Грейс Дикинсон несколько дней гоняла тараканов Нэнси и Пеппер от одной сладкой капли к другой. Тут главное — не напугать их резкой сменой температуры или света.

С лошадьми связана интересная и трагичная история. В старых военных фильмах, когда по сценарию лошадь падает во время битвы, съёмочный полигон оснащали специальными растяжками. Лошади, подгоняемые актёрами, спотыкались и падали. В современном кинематографе от этой антигуманной стратегии давно отказались. Теперь лошадей тренируют падать и при этом не разбиваться. А чтобы и вовсе оградить их от травм, съёмочную площадку равномерно посыпают матрасами.

Она [лошадь] реагирует на сигнал и потом, бедолага, падает. Для этого у неё есть матрас, как и у каскадёра-человека.

Камилла Напрус, владелец фирмы The Devil’s Horsemen о съёмках сериала «Игра Престолов»

Если без тотального смертоубийства не обойтись, то от настоящих лошадей отказываются в пользу спецэффектов.

Для фильма Альфреда Хичкока «Птицы» (1963) чаек опаивали смесью пшеницы и виски. А сейчас тренируют при помощи вышеупомянутого кликера и награждают замороженными фруктами. Самыми умными представителями оказались вороны. У них хорошая память и способность выполнять длинные цепочки действий.

С приматами, естественно, работать куда проще. Кристалл, звёздная роль которой пришлась на фильм «Джордж из джунглей» (1997), знает и понимает около 60 английских слов, включая такие сложные команды, как «руки на голову», «открой рот», «покажи зубы» и «высунь язык». А для сиквела «Мальчишник в Вегасе» её даже научили курить ненастоящую сигарету и вытягивать губы, выпуская несуществующий пар.

А вот дрессировщица змей Джулс Силвестер слову «тренировка» предпочитает «менеджмент». Ведь, по её словам, змею нельзя заставить делать то, чего она не хочет. Даже за вкусняшки. Приходится хитрить и использовать заложенные природой поведенческие особенности. Так, например, змея всегда стремится переползти из тёплого места в прохладное, из света — во тьму, с высоты — в низину.

С крысами немного полегче. Дрессировщик Марк Харден заявляет, что они достаточно умны и легко соглашаются на тренировки. А если в конце долгого забега их будет ждать любимая ореховая паста, то идеальное поведение обеспечено. Тут главное, как и в случае с тараканами, не напугать резкими запахами и звуками.

Вершину самых несговорчивых и упрямых животных занимают, как вы уже могли догадаться, кошки. При идеальных условиях и наличии горы лакомств эти представители актёрской братии могут просто не хотеть что-либо делать. Тут помогают только многолетние тренировки и удача.  По словам дрессировщицы Мелиссы Милетт, одна из самых рабочих стратегий — это расположить угощение в нужной точке, а потом просто подождать, пока кошка решит туда пойти. 

Защита животных

Тема жестокого обращения с животными является одной из самых больных и животрепещущих во всём Голливуде. С 1939 года в Америке существует организация American Humane Association, в задачи которой входит контроль подобающего обращения с животными во время съёмок. Координаторы этой компании присутствуют на площадках и следят, чтобы с животными хорошо обращались, хорошо кормили и содержали в подобающих условиях. Именно они дают свою знаменитую «печать одобрения»: «во время съемок фильма ни одно животное не пострадало».

У организации есть официальный сайт и очень интересный раздел, в котором приводится список всех одобренных фильмов и детали съёмочного процесса.

В «Бэтмене» (2022), например, кошек для комнаты Селины Кайл аккуратно привезли в переносках, расположили на маркерах, приказали «место» и наградили едой.

В «Лулу и Бриггс» (2021) собака якобы выпрыгивает из движущейся машины. На самом деле машина, в целях безопасности, не двигалась.

А вот драма «Невероятный мир глазами Энцо» (2019) одобрение организации пусть и не получила, но сделала всё возможное, чтобы съёмки прошли комфортно и безопасно. Момент, когда Энцо мчится в кабриолете, был полностью сфабрикован. На самом деле машина не двигалась больше 20 миль в час. А чтобы уши собаки красиво развевались, площадку оснастили вентиляторами. Для воссоздания иллюзии высокой скорости снимали в режиме слоу-мо.

Невольные жертвы

Несмотря на строгость закона и страх маркетингового провала, несчастные (или не-несчастные) случаи с животными всё же случаются.

Во время съёмок фильма «Хоббит: Нежданное путешествие» (2012) от дегидрации, усталости и утопления  погибло около 27 овец и коз. В «Пиратах Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины» постановочные взрывы убили неизвестное количество рыбы и кальмаров. Даже в драме «Жизнь Пи» знаменитый бенгальский тигр чуть не утонул во время съёмок в бассейне.

И примеров таких можно привести если не сотни, то несколько десятков точно. По этой ли причине или из-за того, что с тренированными животными работать сложней, но многие продюсеры выбирают спецэффекты.

Теги: Джордж из джунглей , Спасительница , Ведьма, Мальчишник в Вегасе, Невероятный мир глазами Энцо, Игра престолов, Уиллард , Лулу и Бриггс , Бэтмен, Змеиный полет , Птицы, Мальчишник 2: Из Вегаса в Бангкок, Человек-паук, Фильмы, Креатив, Годнота
Аватар Cyber Morning Star
Cyber Morning Star
281 подписчик
«Секреты Minecraft»: как создавались Древние города и Мрачные глубины