Rain92 10979

Command & Conquer и неправильная концепция религии

2
1
Поделиться
Поделиться
Данная статья рассчитана, в первую очередь, на людей, знакомых со вселенной C&C; и являет собой перевод текста за авторством Криса Хаттона.

От переводчика:

Хотя в наше время уже существует целое поколение, ничего не знающее о вселенной C&C, я, тем не менее, считаю что данная статья всё равно будет интересна ряду читателей, особенно олдфагам. Напомню, всё что представлено ниже, является лишь переводом одноимённой статьи и не является моей точкой зрения.

Автор: Крис Хаттон

Религия и война являют собой вещи довольно изменчивые и непостоянные - оба этих социальных феномена продолжают опираться друг на друга в своём стремлении навредить врагам и помочь страдающим людям. Возьмите, например, выкрики джихадистов о тотальном уничтожении самого дьявола в лице США, или первый крестовый поход, одобренный лично Папой Римским.

Многие рассказчики осознали важность веры во время войны. Ещё авторы сценария в таких играх как Skyrim, или Bioshock Infinite использовали религию как движущую силу в мотивации определённых фракций, желающих уничтожить всех неверных, или исполнить высшее призвание. Однако обе эти игры являют собой, скорее, образец встречи с отдельными последователями, нежели детальным объяснением идей их религии. Но вот незадача - как можно показать религию в войне, в которой вы ведёте к победе целую армию?

Этот вопрос становится ключевым, когда мы касаемся стратегий под заголовком Command and Conquer. Сама серия C&C разбита на три вселенных: Тибериумная вселенная, вселенная Red Alert (она же «Красная угроза» прим. перев.) и вселенная Generals. События Тибериумной вселенной происходят в далёком будущем, где военные силы объединённых наций сражаются с агрессивно настроенной религиозной группировкой террористов за Тибериум (также известный как «тиберий» в ряде переводов. прим. перев.), являющий собой бесценный для человеческой расы минерал внеземного происхождения (последствия его нахождения на земле включают в себя вторжение пришельцев и восстания мутантов). Серия Red Alert, наоборот, происходит в недалёком прошлом, где Альберт Эйнштейн путешествует во времени и убивает Гитлера, открывая тем самым возможность для развития Советского Союза и последующей его попытки захвата мира. И, наконец, последняя в данном списке: Generals - серия игр об альтернативном развитии нашего мира после теракта 11 сентября. В этих играх рассказывается о МАО - Международной Армии Освобождения (Global Liberation Army, или коротко: GLA - прим. перев.), которая появляется на территории Евразии и ставит своей целью уничтожение армий США и Китая на подконтрольной местности.

Несмотря на то, что каждая из трёх вселенных обладает своим сеттингом, а также разными причинами для конфликта, все их в конечном итоге объединяет одна общая черта: главные антагонисты религиозно ангажированы. Каждая вражеская сторона имеет уникальный политический и культурный подход к религии, от построения культа, вплоть до копирования реальной веры без прямого указания на неё. Однако способ, используемый создателями серии Command and Conquer для повествования истории сквозь призму религии, часто стереотипизирует и неправильно использует веру, от которой следует отталкиваться.


Братство NOD: лжерелигия с политическим подтекстом

Самый яркий пример пример всего вышесказанного являет собой Братство NOD, описываемое как «всемирно популярное движение, посвящённое поклонению неуловимому и харизматичному лидеру - Кейну, а также странной инопланетной субстанции под названием Тибериум». Идеология Братства уходит своими корнями к Каину, персонажу Иудейско-христианской религии. Однако его истинная суть целиком и полностью посвящена Кейну.

Согласно истории Братства, Кейн является нестареющим сверх-человеком, существующим на протяжении многих тысяч лет и играющим ключевые роли в истории человечества. Он не только помогал Сталину во время конфликта, показанного в первом Red Alert, но также предвидел появление Тибериума - химического минерала, ставшего, в последствии источником силы Братства. Несмотря на то, что игра никогда не показывает рождение антагониста, сам факт того, что Кейн - не простой смертный, является очевидным. Лидер Братства вёл своих людей на протяжении более пятидесяти игровых лет без старения, выживал после многочисленных атак и не погиб даже после выстрела ионной пушки. Более того, когда пришельцы, именуемые как Scrin сканируют Кейна во время своего вторжения на Землю в Command and Conquer 3, им удаётся узнать что тот вовсе не является человеком.

Сам же Кейн искренне считает что Братству следует использовать Тибериум для того, чтобы «эволюционировать/возвыситься» до следующей ступени жизни и изменить человечество. Это сосредоточение на следующей ступени человеческого существования является самым близким понятием к доктрине Братства. И хотя игровое описание изобилует такими выражениями как «пути Nod», всё же не совсем ясно что эти пути означают.

История Братства подразумевает связь
с библейским повествованием о Каине

Мы наверняка можем сказать что вера и идеология бойцов Братства является очевидным атрибутом того, за что они сражаются. В основном это можно заметить во время внутриигровых фраз, в которых юниты игрока выражают преданность Кейну и его делу. Кроме того, в арсенале Братства имеется т.н. Чёрная Рука и Конфессоры - армия религиозно-ориентированных солдат-священников, инструктирующих бойцов относительно «Пути Nod». Ну и последнее - фанатики, чьи отряды самоубийц добровольно взрывают себя во имя идей Nod.

Несмотря на то, что игры этой серии пытаются дать геймерам чувство политических идеалов, ведомыми Братством, сама игра, тем не менее, не объясняет взгляды этой фракции на духовную жизнь после смерти (хотя косвенные доказательства позволяют судить об отсутствии оной). Но если это действительно так, то почему солдаты так преданы и столь яро стремятся погибнуть во имя идеи? Как Кейну удалось переубедить настолько много людей пойти на верную гибель, если после их смерти не будет никакой награды?

Единственный возможный способ, при котором Братство Кейна имеет право на существование - это культ личности, схожий с культом Корейского евангелиста Дэвида Джанга и его Церковью Объединения, или Народного Храма Джима Джонса: Эти религии соответствуют всем стандартным критериям культа. Например, наличие лидера, назначенного самим Богом; последователями, готовыми умереть за веру, недоверие к «остальным»; вербовка и контроль людей в странах третьего мира, а также ряд других признаков.

Подводя итоги можно сказать, что Братство - это международный культ с огромным политическим влиянием, в мире мутантов с пришельцами, но слабым пониманием принципов работы верования.

Международная Армия Освобождения и современный Ислам

В то время как Братство представляет собой выдуманную религию с признаками культа, идеология МАО основана на реальной вере с политическими целями. Разработчики создали Международную Армию Освобождения с явной оглядкой на тактику Аль-Каиды,  будь то ветхий дизайн оружия; воинов, стилизованных под террористов из Ближнего Востока, или факт того, что эта фракция использует террористов-смертников в качестве основного юнита. 


Такое явное использование культуры Ближнего Востока в качестве антагонистов добавило команде Command and Conquer ряд сложностей. Многие геймдизайнеры столкнулись со схожими проблемами после теракта 11 сентября. Большая часть попыток изобразить Ислам погрязла в стереотипах, где всех мусульман изображали людьми, которые хотят уничтожить США и свободу. Однако, команда, занятая разработкой Generals решила  применить упрощённый подход: Геймдизайнеры  удалили в своей игре любые отсылки, касающиеся Ислама и Джихада. Таким образом, когда террорист-смертник атакует врага, он не кричит: «Аллах Акбар!». Вместо этого он восклицает:  «Я умру за идею!» Кроме того, описания миссий не содержат такие слова, как Аллах, Джихад, Мекка, или Священная война. Однако даже несмотря на все попытки избежать подобные отсылки, всё же довольно сложно игнорировать технологическую, визуальную, или тактическую схожесть с группами вроде Аль-Каиды, или ИГИЛ. 

Дизайнеры удалили из игры
любое упоминание об Исламе и Джихаде

Основная причина по которой дизайнеры не стали открыто использовать Ислам заключалась в том, что́ многие комментаторы того времени думали об Исламе в 2002-2003 году, сразу после теракта 11 сентября. Большинство людей, критиковавших эту религию, включая Памеллу Геллер, или Ричарда Докинза, в течение десятилетий заостряли слишком много внимания на политической и насильственной части истории этой веры. Столь огромное внимание к подобным частям, как правило, игнорирует богатую религиозную и культурную историю Исламского общества, выставляя Мусульманскую веру в таком свете, словно она представляет собой величайшую угрозу Западной Цивилизации. Однако это совсем не значит, что такие группы, как ИГИЛ не заслуживают нашего внимания и немедленного реагирования. Просто Ислам представляет из себя гораздо больше, чем фанатичная группка последователей, стремящаяся в своей святой миссии уничтожить всех «неверных». Более того, если глянуть глубже, то Ислам - это сложная религия, состоящая из множества обычаев и философских школ. Но заостряя внимание на ближневосточной армии, использующей тактику Аль-Каиды, Command & Conquer закрепляют в нашем мозгу идею о том, что Ислам не представляет из себя ничего, кроме милитаристической силы, жаждущей уничтожить свободу и «ужасного дьявола».

Советский Союз, Империя и Божественная Судьба

Red Alert представляет из себя дикую смесь, когда дело касается вероисповедания. Игра концентрирует своё внимание, в основном, на Советском Союзе, который являлся заядлым сторонником атеистического коммунизма. Игры данной серии отстраняются от религиозных вопросов, концентрируя вместо этого своё внимание, в первую очередь, на экономические и политические интересы СССР. Однако, в серии появился и религиозный подтекст, когда в очередной части добавили Японию.

Red Alert 3 представил игрокам Империю Восходящего Солнца - фракцию, использующую передовые технологии, для противостояния основным военным угрозам своего времени. Японией в RA3 руководят два идеала: 

1) Империи Восходящего Солнца суждено захватить весь мир.

2) Император - Бог, живущий среди людей.

Данная идеология, повествующая нам об императоре, как о Боге в людской оболочке, а также о том, как сама судьба начертала нации победу над низшими расами, на удивление схожа со взглядами Японии во Вторую Мировую Войну. Однако Империя в игре старательно игнорирует духовные и личностные практики, исполняемые последователями Императора во время войны, концентрируя своё внимание на том, что сама идея в Бога-императора ведёт данную страну к  непобедимости, а также сосредотачиваясь на влиянии путешествий во времени на эту идею.

По своей сути Command & Conquer является одной из лучших стратегий в истории видеоигр. В своё время он предлагал геймерам революционные способы управления войсками и необычные сражения с выдающимися противниками. Также, эта серия пытается предложить игрокам ряд интересных антагонистов, ведомых религиозными идеями и мотивами. Однако этого оказалось мало - несмотря на то, что харизма и патриотизм сами по себе являются достаточной мотивацией для сражения, слабой религии с поверхностным описанием явно недостаточно для того, чтобы довести фракцию до уровня, при котором она смогла бы захватить весь мир. Если кто-то захочет максимально реалистично показать выдуманную веру, как у Братства Nod, или, как это было в случае с МАО, клонировать уже существующую, им следует глубже раскрыть и личностную сторону религии.

Изображение флага Советского Союза любезно предоставлено пользователем Oren neu dag: Wikipedia Commons

08.18.15

Теги: Command & Conquer 3: Tiberium Wars, Command & Conquer, Command & Conquer: Generals Zero Hour, Command & Conquer: Red Alert 3, C&C, Креатив, Command and Conquer, Игры, Годнота
Rain92
27 подписчиков
Похоже, в Assassin’s Creed Valhalla будет фестиваль «Дикая охота»
Это интересно
Нереально реально: 10 самых достоверных научно-фантастических фильмов
Мир тебе Бэтс — разбор комикс-антологии Batman: The World
«Разорвать временную петлю»: обзор Deathloop от PC Gamer
Из чего же, из чего же: состоит наш Джеймс Бонд
Оживляя Disney: вспоминаем ремейки классических мультфильмов
Road 96 — Автостопом по Петрии