Все новости
Это интересно
Сейчас читают
Тор
Аватар Докель Докель

Важность музыки в современном кино

13
1
Поделиться
Телеграфировать
Мюзиклы начинают снова захватывать Голливуд. Последние фильмы этого жанра - 'Ла Ла Лэнд', 'Красавица и Чудовище' (2017 года) и 'Отверженные' сквозь года продолжили эту тенденцию. Но почему это происходит - столь старый вид кино снова возвращается в тренды? Почему киностудия Marvel начала обращать на это внимание и переделывать звуковую составляющую своих фильмов? И как это сможет повлиять на наше восприятие их фильмов? Сейчас мы в этом и разберемся.
Важность музыки в современном кино

Осторожно. Далее на вас выльется поток музыкальных терминов и рассуждений автора на тему 'Как лучше' или 'Почему именно так'. Во время написания статьи еще ни один композитор не пострадал.

Часть 1. Важность музыки в фильмах


   Заглядывали ли вы когда-нибудь в аудиосервис после просмотра фильма в кинотеатре, чтобы поскорее добавить песню или саундтрек из фильма к себе в библиотеку? Конечно же. Когда фильм способен создать такую связь между вами и музыкой, то можно начинать говорить, что его звуковая составляющая хорошая, ведь именно она является мостом между картинкой и вами. За отличный пример можно взять саундтрек к фильму 'Челюсти' 1975 года. Главная музыкальная тема этой кинокартины стала культовой, а ее не слышал разве что человек, который полностью отстранен от телевидения и интернета. Невозможно представить, какой бы была атмосфера этой киноленты, если бы не было пугающего саспенса, созданного связью из тишины и резкого звука тубы. Музыку к фильму написал Джон Уильямс, ставший уже легендой среди композиторов. Сам он комментирует 'тему Акулы' так: 'Она, словно зверь из фильма - инстинктивная, безжалостная и неостанавливаемая'. Стивен Спилберг, режиссер фильма, засмеялся, когда впервые услышал набросок саундтрека от Уильямса, посчитал его не слишком уместным по отношению к 'Челюстям'. Но позже, уже после выхода фильма, Спилберг признался прессе, что кинолента без музыки была бы и вполовину не успешна. Хороший пример того, что не нужно недооценивать эффект музыки на зрителя, учитывая работу, которую она выполняет. 

   В мае состоялась премьера фильма 'Стражи Галактики. Том 2', в котором, как и в первой части, немаловажную роль играют классические песни из 1970’х годов. У них, в отличие от оригинальных саундтреков, есть небольшое преимущество - они комментируют происходящее не только тоном самой музыки, но и текстом, который подстраивается под ситуацию и сцену. Так, например, во время сбора команды, в кульминации фильма, звучит песня The Chain, которая навевает тему воссоединения старой команды - Стражей Галактики; а в развязке фильма - Father and Son, рассказывающая о тяжелых взаимоотношениях между Йонду Удонта и Питером Квиллом. Но фильм цепляет зрителя не только классикой - он продолжает играть в финальной схватке лейтмотив (главную тему - прим.) из первой части, таким образом вызывая своеобразное чувство ностальгии у зрителя.

 Так как все музыкальные инструменты для создания OST’a уже были использованы, композиторы начинают экспериментировать со звуком. Например, в фильме 'Дюнкерк' Ханс Циммер за основу всего саундтрека взял тиканье часов режиссера киноленты - Кристофера Нолана, а в фильме 'Начало' - мелодию песни 'Non, Je ne regrette rien'. Особенно сильно в память врезается как раз звук из 'Дюнкерка'. Тиканье часов в тишине попросту не дает расслабится, накаляя обстановку происходящего. Достигается этот эффект тоном Шепарда - звуковой иллюзией, из-за которой наш мозг думает, что высота музыкальной темы все время повышается. На деле это очень сложно описать, но когда вы слышите это в самом фильме, вы начинаете трястись от напряжения. Как говорится, хоть ножом режь.

  Однако, есть и фильмы, которые полностью углубляются в понятие музыки, рассказывая с помощью нее историю. Одним из таких стал 'Ла Ла Лэнд', и я до сих пор считаю его настоящим победителем 'Оскара 2016'. Он показал, что, при грамотном сочетании компонентов фильма, любой жанр кино можно воскресить. Возможно, аудитория просто соскучилась по такого рода кинолентам - непринужденным и простым, но я считаю, что дело в совершенно другом. Мюзиклы позволяют создателям неординарно рассказать свою историю. Вместо обычного повествования визуалом-музыкой, тут на зрителя большее влияние оказывает именно музыка, так как здесь она является не второстепенным, а уже главным рассказчиком.

 Но тут назревает проблема - на всем хайповом желают поживиться. И по этой причине выходят ремейки 'Красавицы и Чудовища', 'Алладина' и следующие будущие Диснеевские фильмы, в котором качество песен, мягко говоря, хромает. Автотюн всегда режет слух. Но если вы Дрэйк - вам можно.


   Кроме атмосферы, комментирования картинки и отображения эмоций героя, музыка создает тон и настроение сцен. Саундтрек 'Пиратов Карибского Моря' можно уже по праву назвать классическим. В нем нашлось место и устрашающим мотивам Капитана Барбоссы, и ободряющей скрипке, играющей на фоне безумных похождений Дж… Капитана Джека Воробья. Главной заслугой Клауса Бадельта и Ханса Циммера я считаю идеальное соотношение между спокойной и тихой музыкой и веселой и энергичной. Было бы интересно наблюдать за Черной Жемчужиной без ее фирменной бас-партии? Не думаю.

  Но, все же, лучшим саундтреком в кино я считаю саундтрек Говарда Шора к фильму 'Властелин Колец'. Шарм этой музыки пока что я больше нигде не видел. Незабываемая тема Шира всегда будет в наших сердцах, а загадочный мотив Кольца Всевластия уже вообще вне всякой лиги. Эффект незабываемости придает определенно то, что все основные мелодии многократно повторяются по ходу повествования, по-всякому смешиваясь или понижаясь на тональность. За счет того, что мы слышим их огромное количество раз, они словно заедают в нашей голове навсегда, оставляя теплые воспоминания о 'Властелине', теплые, словно побережья края Валаров...

Правда, иногда что-то идет не по плану, и выходит что-то вроде неоднозначной ситуации с фильмом 'Пэн'. В фильме используется кавер на песню 'Smells Like Teen Spirit' для представления Нетландии и Капитана Крюка. Создатели картины, очевидно, пытались добавить немного юмора сцене и подтянуть старшую аудиторию, но, как видим, получилось как всегда. Множество критиков назвало добавление этой песни в фильм ужасным решением, так как она полностью убила атмосферу самого Неверленда, а зрители просто не знали что делать - смеяться или плакать от ужасного качества остальной части киноленты.

Часть 2. Творческие решения Marvel и DC относительно саундтрека

В последнее время фильмы по комиксам обрели огромный коммерческий успех. Этот феномен до сих пор нельзя объяснить. Как раньше были популярны мюзиклы, так сейчас в трендах обосновалась супергероика. Начала всю эту многоходовочку киностудия Marvel Studios со своим первым фильмом в уже культовой MCU - Железным Человеком. Сейчас мы заострим внимание на его музыкальной составляющей.

Одной из главных проблем этой киновселенной остается континьюити музыки. Что представляет из себя это обозначение? Это непрерывность музыкальных тем, которые должны всегда с чем-то вызывать ассоциации. В нашем случае - с персонажами. Но, к сожалению, студия не умеет в это понятие, нанимая для каждого фильма про 'Железного Человека' по новому композитору. И в итоге выходит самая настоящая каша, в которой оригинальный лейтмотив персонажа ты не найдешь. С каждым фильмом мелодия героя полностью меняется, и каждую вы начинаете ассоциировать не с Тони Старком, а с конкретным фильмом. И в этом кроется огромная беда. Если в сольниках композиторы не могут согласовать мелодию, относительно которой нужно ориентироваться и писать саундтрек, то какой беспредел будет твориться в кроссоверах? К счастью, никакой.

Главная тема 'Мстителей' - одна из немногих, которую можно напеть, и которая никогда не выпадет из вашей головы. Но за счет чего? Почему 'Железного Человека 2' никто не помнит уже 7 лет, а эта так запоминается? Потому что она очень часто повторяется на протяжении двух фильмов, как и тема Шира во 'Властелине Колец' или Капитана Джека Воробья в 'Пиратах'. Как же я был приятно удивлен, просматривая 'Эру Альтрона' и услышав знакомую мелодию Мстителей. Спасибо нужно сказать Дэнни Эльфману за это. К слову, вторым композитором фильма стал Брайан Тайлер, который писал музыку к третьему фильму о Тони Старке. И в момент сбора Халкбастера можно ее как раз и услышать. Где-то в самом низу будет ролик, где будут примеры правильного континьюити саундтреков фильмов Marvel Studios.

К счастью, плюсы на этом не заканчиваются. В последнее время фильмы этой киностудии начали сильно радовать не только в визуальном и сценарном плане, а и звуковом. Например, в конце фильма о Человеке-Пауке, в штабе Мстителей, мы можем услышать знакомый мотив, угадайте сами какой команды. Про музыкальную тему на заставке я вообще молчу, тут лишь аплодировать нужно. Или в 'Гражданской Войне' мы можем услышать типичные быстрые скрипичные музыкальные движения, присущие последним лентам о Кэпе. А о 'Стражах Галактики' уже все знают, второй по узнаваемости саундтрек, который имеет одинаковую мелодию и ее вариации на протяжении вот уже двух фильмов. Они даже песенку на манер 70х-80х сделали, оцените:

Главные темы - лишь одна сторона монеты. Все-таки, основная цель - создать атмосферу. И тут нам очень сильно помогают остальные, побочные звуковые дорожки. Вот с этим у Марвел откровенная беда. Лично мне не запомнилась ни одна побочная мелодия их фильмов. Ни одна. Проблема как раз в том, что в отличие от вездесущего 'Властелина Колец', основной мотив кинокартин звучит лишь пару раз и более не показывается на вид нашим ушам. Нового предложить ничего создатели не могут - риск никому не нужен. Однако, в последних фильмах все стало исправляться. На удивление всем.

Лично я представляю идеальный пример побочной звуковой партии так. Представим кроссовер 'Мстителей'. Появляется, к примеру, Тор. На этом месте просто обязана играть его тема, а не какой-то унылый наигрыш, про присутствие которого мы забываем за 3 секунды! И так происходит с любым сольником. Большую часть времени на фоне звучит какая-то несуразная 'музыка', которая абсолютно не оправдывает наших ожиданий относительно происходящего на экране. Композиторы не экспериментируют, не играют с ожиданиями фанатов. Вот как мы привыкли: происходит что-то грустное - играют скрипки на высоких нотах, смешное - ударные, страшное - что-то резкое и низкое. Но если это было уместно несколько лет назад, то сейчас уже нет - больно приелось всем это. И это не только во всех фильмах Marvel Studios, а и в других блокбастерах. Чтобы с помощью музыки установить эмоциональную связь со зрителем, нужно вызывать чувство ностальгии за тем, что было ранее. Таким образом, когда мы видим воссоединение старой команды Тора, мы должны слышать как раз мелодию из начала фильма, а не что-то веселенькое, которое выбивается из тона происходящего. Так сцена становится гораздо богаче в эмоциональном плане.

Ярким примером эмоциональной сцены является смерть Капитана Барбоссы из фильма 'Пираты Карибского Моря: Мертвецы не Рассказывают Сказки'. Из-за перемешивания разных мелодий из прошлых фильмов в минорном ключе, сцена становится неимоверно трогательной. Воспоминания о былых приключениях Барбоссы все так и появляются у вас перед глазами. Один из отличных примеров саундтрека в последнее время.

В музыкальном плане DC имеют огромное преимущество. У них что не главная тема персонажа, то настоящая радость. Ни одна не забывается и звучит в каждом фильме. Но вот, к сожалению, песни, которые написаны специально для Отряда Самоубийц, совершенно не оправдывают плохое качество фильма. Хотя куда уж лучше - все персонажи в кармане у Warner Bros., а не разбросаны по студиям; шикарные композиторы в лице Ханса Циммера и Junkie XL; отличная команда по визуальным спецэффектам. Но желание наживы никогда себя, в конечном счете, не оправдывает…


В общем, Marvel Studios предстоит сделать еще много правок. Но, надеюсь, с Войны Бесконечности они как раз и будут вводиться. Спасибо за прочтение моей статьи. Пишите в комментариях, о какой теме мне стоит в будущем написать. Может о влиянии цветовых фильтров на кино? Или о психологии ММОРПГ

Оставайтесь на связи.

А вот подарочек за прочтение статьи.

Читать далее
Какую из этих игр вы будете проходить в первую очередь?
Civilization VII
314 голосов, 13.1%
Kingdom Come Deliverance II
1371 голос, 57.0%
Assassins Creed Shadows
423 голоса, 17.6%
Monster Hunter Wilds
97 голосов, 4.0%
Avowed
111 голосов, 4.6%
Like a Dragon: Pirate Yakuza in Hawaii
90 голосов, 3.7%
Теги: Тор, Властелин колец: Братство кольца, Мстители: Эра Альтрона, Мстители, Стражи Галактики. Часть 2, Фильмы, Креатив, Годнота
Аватар Докель
Докель
153 подписчика