Хранители: История черной шхуны 12109
Аватар Иммануил Кант Иммануил Кант

Мир без супергероев

14
0
Поделиться
Телеграфировать
Холодная война - период в истории который оказал колоссальное влияние на умы и сознание миллионов людей, оказал влияние на хозяйственный и политический уклад отдельных государств. Противостояние гигантов США и СССР вылилось в массу локальных военных конфликтов по всему миру-это и Корейская Война и Афганистан, и бешеная гонка вооружений, подгоняемая и подзадориваемая ростом научно-технического прогресса и появлением ядерного оружия.
Мир без супергероев

Мир не смог бы жить так, как жил раньше, даже если бы очень сильно постарался. Появление огромного количества фобий, связанных с ядерной угрозой свидетельствовало о небывалом страхе и паранойе царившей в американском обществе. Агрессивная теле-пропаганда и выискивание коммунистов за каждым углом, которая была характерна для эпохи маккартизма, дополнительно нагоняло ужаса на и без того ошарашенное население. О том, как отражалась эпоха "холодной войны" в культуре СССР и США говорить можно бесконечно, однако стоит упомянуть некоторое интересное явление, которое возможно заинтересует часть современной публики - "Хранители". "Хранители" или по другому "Часовые" (Watchmen) - ограниченная серия комиксов, состоящая из 12 частей, и по мотивам которой был снят фильм в 2009 году.

Создатель серии комиксов преследовал цель - отразить проблемы общества и за одно раскритиковать концепцию супергероев, получивших в массовой культуре огромное распространение. Холодная война, вот та историческая эпоха на фоне которой разворачиваются все основные события комикса и его экранизации. Его герои живут в альтернативной реальности 1980-х годов в США. Причем не гнушаясь средств и методов, ведут борьбу не только с преступностью как это обычно бывает, а с врагами Америки как государства гегемона, исходя из этого понятно "героями" какой страны являются сии молодцы. Но обо всем по порядку, итак, основными действующими лицами комикса являются:

Роршах (Линчеватель) - один из "хранителей, не обладает никакими сверх-способностями, имеет хорошую боевую подготовку и физическую силу. Помимо всего этого хорошо развиты логические способности и склонность к детективному анализу. В качестве оружия может использовать подручные средства, которые причудливым образом приспособляет к конкретной обстановке во время боя. "Ночной Филин" говорит о Роршахе как о : "блестящем и непредсказуемом тактике". Матерью Уолтера была проститутка, в детстве в основном описан как замкнутый ребенок, который, однако, преуспевает в литературе, религиоведении и математике. После случая, о котором говорится в комиксе, испытал психическое расстройство и отождествил себя с носимой им маской. Случай состоял в том, что при расследовании похищения о пропавшей девочке, выясняется, что она была изнасилована, убита и отдана на съедение собакам. Обладает бескомпромиссным характером, любимая фраза Роршаха — «Никаких компромиссов, даже перед лицом Армагеддона». На момент начала комикса остается единственным героем, продолжившим бороться с преступностью, несмотря на официальный запрет властей касающийся "Костюмированных героев".

Ночной Филин, настоящее имя Дэниэл Драйберг, как и большинство "хранителей" не обладает сверх способностями. В комиксе описывается как человек являющийся профессионалом в орнитологии, т.е. разделе зоологии которая занимается непосредственно изучением птиц. Является вторым по счету Ночным Филином после Холлиса Мейсона, который имел такой псевдоним во время существования первой группы героев. Обладает значительными материальными средствами, позволяющими ему иметь у себя все необходимое для борьбы с преступностью оборудование. Неплохо управляет летальным аппаратом "Арчи", который находится в его собственности. Критики упрекают образ "Ночного Филина" за его сходство с образом Бэтмена. Является ли Ночной Филин плагиатом Бэтмена? Безусловно в некоторых аспектах сходство на лицо. На момент начала комикса живет спокойной, размеренной жизнью. Отошел от дел и не занимается противо-преступной деятельностью.

Адриан Вейдт (Озимандия) - крупный бизнесмен, является одним из двух хранителей раскрывших свою собственную личность. Обладает крупной корпорацией которая занимается парфюмерией, генетикой и энергетикой, также занимается производством определенного спектра потребительских товаров. В комиксе позиционируется как один из самых умных членов "хранителей", обладает спокойным, не заносчивым характером. Интересуется культурологическим наследием египетской цивилизации, а также испытывает повышенный интерес к античным учениям. Восхищается личностью Александра Македонского. В своих решениях исходит из рациональных доводов, которые, однако, придя в противоречие с моральными нормами одерживают верх. Уходит из "хранителей" за два года до запрета их деятельности, тем самым на начало момента повествования не занимается былой деятельностью.

Шелковый Призрак II, Лорал Юспешик - дочь Салии Юспешик, которая в свое время также была героем, что позволяет нам говорить о том, что Лорал является потомственным героем. В серии комиксов примечательна тем, что крутит романы сначала с богоподобным Доктором Манхеттеном, а затем с Ночным Филином. После запрета деятельности героев остается и долгое время живет с Доктором Манхеттеном.

Доктор Манхэттен  (Джонатан Остерман) - единственный герой, обладающий способностями, которые он приобрел (как всегда) в результате несчастного случая. Со временем все меньше начинает проявлять интерес к обычным людским делам. Имя персонажа служит аллюзией на реально существовавший Манхэттенский проект. Участвует во Вьетнамской Войне, отстаивая интересы USA. В результате чего выигрывает войну для президента Никсона за две недели. В число способностей Манхеттена входит: левитация, телекинез, неуязвимость, телепортация и +100500 производных от этого скиллов. "Я устал от Земли. Люди. Мне надоело путаться в хитросплетениях их жизней. Они утверждают, что трудятся, чтобы построить рай. Но их рай населен кошмарами. Возможно, мир никто и не создает. Возможно, никто ничего не создает. Часы без часовщика"©

Комедиант (Эдвард Блэйк) - начало и завязка всей серии комикса. По описанию Ричарда Рейнольдса «безжалостный, циничный и нигилистичный, но всё же способный на более глубокое, в отличие от остальных, понимание роли костюмированного героя». Постоянно носит с собой значок в виде смайла на желтом фоне. Характерна сцена в которой Комедиант убивает беременную от него девушку (жительницу Вьетнама), получает упрек от Доктора Манхеттена, на что отвечает: "..знаешь что, ты все видел, ты мог пулю разложить на атомы, испарить пистолет ... но ты этого не сделал, тебе на самом деле плевать на человечество.."

Незадолго до начала сюжетного повествования погибает, что как раз таки и служит катализатором всей серии.

Есть люди  столь богоподобные, столь исключительные, что они естественно, по праву их необычайных талантов, не подлежат никакому моральному суду или конституционному контролю: «Для такого рода людей и законов не нужно, потому что они сами — закон».( Аристотель. Политика, Книга третья, VIII.2)

Можно сказать, что "Хранители" - это супергеройская тематика, доведенная до логического конца, то есть до полного и окончательного абсурда. В этом мире герои не свободны от политической конъюнктуры и запретов, а порой и сами служат этой политике: Доктор Манхеттен и Комедиант участвуют во Вьетнамской войне на стороне США, безжалостно убивая вьетнамцев. Правительство США здесь использует Манхеттена, для того чтобы запугать своих противников и тем самым получить мировое преимущество, а также "герои" подавляют демонстрации недовольства в стране. В этом мире так ярко и в отвратительной форме показаны наиболее упаднические проявления западной цивилизации в лице США, о которых периодически упоминает Роршах в своих монологах и дневниковых записях. Театр абсурда который творится в альтернативной вселенной 1980-х наполнен изрядной долей идеологической ангажированности, которая принимает уродливую, искаженную форму. 

Ядерная катастрофа - страшный сон 20-го века, угроза реального уничтожения человечества, которая, однако, существует и сейчас, но не в такой раздутой форме как в тот период. Именно эту фобию эксплуатирует создатель комиксов о "Хранителях". Но каким образом остановить противостояние гигантов, как разрешить вековую проблему и тем самым спасти человечество? Или его нельзя спасти, как утверждает один из "Хранителей": тяга к уничтожению составляет природу человека, которую к сожалению мы не в силах изменить. И вообще "природа человека" с завидной частотой всплывает в комиксе, но нужно понимать, что природа человека это не неизменная субстанция, а исторически-конкретная категория. В общем говоря "природа человека" создается обществом и является его пародией, маленькой ограниченной копией. Показательно, что Комедиант понимая все это, продолжает пародировать современное ему американское общество, можно сказать, что он тем самым его своеобразно троллит.

Общераспространенная концепция супергероев гласит, что всякий супергерой обязан помогать  и спасать общество. Эта концепция не нова и появилась в 30-х годах 20-го века в Америке. Супергерой по большей части - костюмированный человек, обладающий сверхъестественными способностями, в огромном количестве случаев защищающих интересы Америки, здесь не лишним будет вспомнить Капитана Америку, который был целенаправленно создан как патриотический персонаж. Он борется с фашистами, неофашистами, коммунистами, анархистами внутренними террористами, то есть со всеми врагами Америки, можно даже сказать, что это попытка увековечить американские стороны жизни (частная собственность на средства производства, свободный рынок, типичная американская семья и столь же типичная американская мечта) в образе одного героя, защитника всего нами перечисленного. В этом аспекте данный герой уже не выглядит "хорошим" героем. В этом русле понятно, что супергерои как явление отнюдь не безобидны, а представляют из себя носителей определенных политических идей тех или иных государств или слоев населения. Но не во всех комиксах это видно, потому что не всем издателям хотелось бы, чтобы их обвинили в дискриминации или империалистических замашках, понимая это "хранители" наглядно проводят известные концепции супергероев до конца. Жгучая справедливость - получите Роршаха, хотите капитана "патриота"? - получите Комедианта, быть может вам подать борца со злом который имеет рациональные методы борьбы? - тогда Адриан Вейдт, то что надо. 

Повлечет ли образ "хранителей" к отказу от устоявшихся стереотипов героев или уничтожит их вообще? Ответ здесь несмотря на общую видимость может быть только один - он лишь уничтожит некоторые из трафаретов былых типичных героев. Уже сейчас в комикс вселенных чувствуется влияние "Хранителей", которое проявляется в попытке поместить своих персонажей в более реалистичные, не мифические условия. Но поступая таким образом, рано или поздно, былые подводные камни "комикс культуры" все больше обнажают свои лица, становятся тем, чем они были всегда - продуктом определенного общества (американской культуры), которое воплощает свои идеи и чаяния в конкретных антропоморфных существах обладающих сверхсилами. Существует ли Америка без комиксов?, исходя из нашего опыта -нет, будут ли существовать комиксы, а стало быть и супергерои без Америки? - нет. Комикс культура и все что с ней связано - это именно продукт определенного общества, и когда другое общество, с другими условиями жизни пытается копировать своеобразие чужих культур, то получается "Черная молния".

Теги: Хранители: История черной шхуны, Хранители, Креатив, Годнота
Аватар Иммануил Кант
Иммануил Кант
25 подписчиков