Хранители 7440
Аватар Алексей Малахов Алексей Малахов

Это не Хранители

16
1
Поделиться
Телеграфировать
Оригинальный графический роман Алана Мура и Дэйва Гиббонса, «Хранители», вышел ещё в 1986 году, заработав огромное количество наград и принеся своим создателям славу. Комикс перевернул представление о командной супергероике, став при этом культовым, и экранизация была лишь вопросом времени. А на закате прошлого десятилетия завершились оба продолжения, сериал с тем же названием от HBO и комикс «Часы судного дня».
Это не Хранители

Они и будут рассмотрены в этой статье. Предупреждение, будет много спойлеров комикса, для сериала только описание завязки и некоторые общие моменты. Второе предупреждение, знакомство с "Хранителями" обязательно. Не важно фильм или комикс, но без этого Вы ничего не поймёте.

Перед тем, как перейти к самим медиа продуктам нужно знать о нескольких закулисных интригах. Издательство DC, в котором «Хранители» и вышли, отказалось отдать авторские права на персонажей Муру после его ухода, вызванного недовольством политикой компании. 

По условиям контракта они были обязаны отдать права после того, как закончат продавать серию, и вселенная перестанет приносить прибыль, но сделка с корпоративным дьяволом всегда содержит подвох… 


«Хранители» возымели огромный успех и DC не перестали их продавать, они выпускали их на протяжении многих лет самыми разными форматами, были не только сборники в толстом абсолютном издании, чёрно-белые варианты, каждый выпуск появлялся в магазинах книжкой с твёрдой обложкой, не забудем про фильм и анимационный фильм, и модули для настольной игры. Ещё были переводы на другие языки посредством местных издательств, поэтому даже у меня на полке стоит абсолютное издание от Азбуки.

Впрочем, спустя 20 лет после выходя, в нулевых, Алану предложили отдать права с условием, что он выпустит серию приквелов, от чего он отказался. В результате на серию Before Watchmen пригласили других талантливых сценаристов, и с персонажами поработали другие люди.

Именно поэтому некоторое фанатское сообщество косо смотрело на продолжения в любом формате ещё на стадии анонса, считая их не только способом получения денег с любителей оригинального комикса, но и удержанием прав.

Сначала рассмотрим комикс. Сценаристом и автором идеи «Часов судного дня» стал известный комикс писатель DC, Джефф Джонс, за рисунок же отвечал менее известный художник Гарри Фрэнк, а за покраску Брэд Андерсон.

Главная фишка произведения – выдернуть представителей «Хранителей» из привычного окружения и столкнуть с основными супергероями DC, сеттап для этого неожиданно появился в ваншоте очередного перезапуска Rebirth в мае 2016 года. Было объяснено исчезновение героев 40-ых годов и рождение текущего состояния таймлайна New 52 вмешательством доктора Манхэттена. 

С прелюдиями покончили, к самому комиксу. 

Вселенная «Хранителей» вновь на грани ядерного коллапса. Дневник Роршаха всё-таки опубликовали. Сложив два и два, люди догадались о происхождении гигантского осьминога, мнимая угроза инопланетного вторжения исчезла, за голову Озмандии назначена награда, а остальные герои разбрелись кто куда. Но Адриан Вэйд всё ещё одержим комплексом спасителя человечества, только теперь он понимает, своими силами этого не достичь. Поэтому он собирает команду из новых персонажей с целью отправится на поиски Манхэттена и уговорить того вернуться.

С первых страниц Джонсу удаётся отлично передать дух первоисточника, атмосфера нуара передана замечательно, стиль изложения хорошо описывает пороки местного общества и политическую ситуацию. Визуал просто хорош, каких-то изысков рисунка или игры с панелями нет, но грамотная покраска создаёт нужный угнетающий эффект. 

Поскольку главный упор всё-таки сделан на сценарий, углубимся в него побольше.

Что же там за новая команда? По традиции это обычные люди, не обладающие сверхсилами. В экспедицию по спасению мира отправятся в компании с Озимандией отправятся новый Роршах и парочка беглых преступников: Мим и Марионетка. Последние обладают необычным вооружением, а интересные характеры и предыстории есть у всех. 

Параллельно с этим на просторах DC зреет похожий кризис, конспирологи задвигают населению небезосновательную «теорию суперлюдей», в которой говорится о том, что всё костюмированые и мета-люди кроме супермена – результат правительственных экспериментов разных государств. Народ также выходит на улицы с плакатами и даже преследует некоторых супергероев, что несколько похоже на ситуацию в оригинальных «Хранителях».

Путин собирает российскую команду во главе с Пожаром, аналогом Фаершторма, Медведев винит во всех проблемах страны иностранных металюдей, Чёрный Адам в пустыне собственного государства Кандах собирает независимую армию людей со сверхсилами. Вместо ядерного армагеддона над миром нависает суперугроза. И да, время в DC опережает «Хранителей», здесь на дворе 2017 год, президентом США является Барак Обама.

Для того, чтобы увидеть качественное изучение писателем оригинала, продолжим. Сразу после прибытия пришельцы понимают, что без местных связей Джона Остермана не найти. Быстрый математический анализ показывает, что на планете всего два умных человека при деньгах: Брюс Уэйн и Лекс Лютор. Оливер Квин где-то в сторонке плачет( 

Герои разделяются, Андриан попробует найти общий язык с Лексом, Роршах с Брюсом, а злодеев оставляют связанным, ибо нефиг. Когда Вейд начинает соблазнять Лютера, на него нападает взявшийся из ниоткуда Комедиант и чуть ли не убивает обоих. На этом месте у фанатиков-гиков может возникнуть бугурт – Ози же победил Комедианта в начале «Хранителей», что за бред?- но только не у настоящих задротов, так как там он побил его бухим. При столкновении в здравом уме и твёрдой памяти расклад был прям как здесь.

Более странным выглядят похождения второго парня. Он проникает в бэт-пещеру находит там Бэтмена, раскрывает его личность и даёт почитать дневник старого Роршаха. Брюс как почитал, чё там пишут, так кинул гостя прямо в лечебницу Аркхейм заманухой, что Манхеттен там прячется, там всё будет хорошо. «Грызун, ты ваще страх потерял? Он знает, где ты живёшь, а в психушке томится целое капище психов только и жаждущих узнать, кто ты под маской, и система безопасности заведения оставляет желать лучшего!» - проорал бы я, если бы не замечательный четвёртый номер серии. Именно здесь с помощью флэшбеков внутренних самокопаний новый персонаж раскрывается. Мы узнаем кто он, и почему надел маску. Оригинальный Роршах тоже раскрывался при подобных обстоятельствах, но через беседу с врачом, но этот пациент со стажем. История смогла по настоящему зацепить меня, а выпуск можно считать лучшим в серии.

Кроме описанных отсылок, есть несколько других. Например, помните комикс «Чёрная шхуна», который читал какой-то парень у киоска? Он отлично иллюстрировал идею: «Если долго бороться с чудовищами, сам станешь чудовищами», которая подчёркивала основной сюжет. Здесь же по телевизору показывают старый чёрно-белый сериал про детектива, но его мысль куда проще. А кроме описанных выше действующих лиц, многие персонажи DC имею свою повестку.


Пока сюжет развивается камерно, всё идёт хорошо. Однако стоит только начать делать из этого глобальное событие, любые опоры здравого смысла рушатся. В 9-ом выпуске начинается Кризис (идей). Серьёзно, в DC пора специальную тревогу делать на случай Кризисов… А стоп! Такая есть. Пора уже на митинги выходить против Кризисов… А нет! И такое есть. Даже массовка в комиксах вашего издательства понимает, что это уже не работает!

В результате одного инцидента, супергерои понимают, что на Марсе сидит какой-то опасный хрен. В силу обстоятельств считают его враждебным. Все, за исключением Супермена, Бэтмена и Чудо-Бабы грузятся по космическим кораблям и летят воевать с Доктором Манхэттеном. Причем буквально все, включая Болотную тварь, Аквамена с женой, Робинов, Константина, Бэтгёрл… Мало того, что многие из них теоретически бесполезны в подобном бою, но почему быть не разведать потенциального противника Зелёными фонарями? Также напомню, на Земле политический коллапс, кто людей защищать будет? Итог предсказуем, все разбиты. Прямо, как в старые добрые времена, да Джефф Джонс?

Нетрудно догадаться, что произошло дальше, Супермен уязвим к молниям Адама, и Пожар нехило накидывает. Но Кларку удаётся убедить Манхеттена спасти мир. Тот откатывает изменения таймлайна, на сцене появляются олфдаги из 40-ых и ставят ньюфагов по углам. С конспирологами тоже разберутся. Последний взгляд синего аутиста на DC показывает будущие перезапуски и глобалки, которых не хочется видеть. После этого Джон возвращается домой и наводит порядок там, что очень слабо. Все понимали, из-за политики издательства вселенные не умрут, не отдавать же права дядушке, но в первоисточнике у решения конфликта была цена. Цена в более чем 2 миллиона жизней, и превращение одного человека в чудовище.

Единственное, ради чего стоит это читать, сюжетка Роршаха. Персонаж хорошо прописан, и в ходе повествования развивается. 

Высказывания Алану Мура против любых продолжений достали всех, поэтому в финальных титрах каждого эпизода сериала можно увидеть «основано на персонажах Дэйва Гиббонса».

Создатель и исполнительный продюсер сериала Деймон Линделоф изначально заявлял, что хочет создать независимое продолжение. Произошедшее в «Часах судного дня» можно спокойно забыть, в «Хранителях» наступило наше время, больше похожее на альтернативное будущее, а местом действия стал город Талса в штате Оклахома. И город этот известен за крупнейшее расовые беспорядки 1921 года, о чём напоминают флешбеком прямо с порога. Глобальный конфликт с русскими иногда мелькает во всяких интервью, но уходит на задний план, уступая место социальной проблеме – расизму. 

Всё бы ничего, да только подана эта тема отвратительно. Ку клукс клан реорганизовался в Седьмую Кавалерию: «Шёл 2019 год, а мы всё ещё расисты просто потому что». Фильма «Американская история X" Линделоф не видел. Зато новая организация вдохновляется Роршахом, её члены носят похожие маски и цитируют фразы из его дневника в соответствии со своей идеологией.

За три года до настоящего времени они попытались захватить власть посредством убийства полицейских. После этого в полицию набрали ещё больше афроамериканцев для безопасности, и все они скрывают свои личности под масками, как оперативники-супергерои. Впрочем, они могут по-тихому снять маски, дабы перекурить, что довольно забавно.

Из полицейских действующими лицами стали только двое: Анджела Эбар по кличке Сестра Ночь и Зеркало, мужик сделавший маску из какой-то фольги, Красное Пугало и Пиратка Дженни стали почётными второстепенными персонажами. Свои харизму имеют, одеяло на себя не перетягивают. Вскоре происходит загадочное убийство - это и есть сюжетная завязка. Для помощи в расследовании в Талсу присылают спец агента Лори Блэйк (взяла-таки фамилию биологического отца), Шёлковый призрак из оригинального комикса. Сцена с синим вибратором, конечно, странная, но образ повидавшей на своём веку многое женщины получилось удачно.

За историей первой половины сериала следить очень интересно, здесь есть и расследования, и драки, и даже перестрелки, суперсил, естественно,  ни у кого нет. 

Отдельный респект хочет выразить за то, что сценарист не побоялся взяться за историю Правосудия в капюшоне. Его исчезновение ещё в комиксе было загадкой, а здесь его происхождение показано лучшим образом. Его сделали чёрным, но подано это грамотно, а без мешка на голове он никогда нигде не мелькал. Казуальные зрители могут придраться к тому, что он становится геем, дескать, прогиб под толиерастию. Настоящие задроты знают, что тема ЛГБТ появилась в комиксах ещё в 80-ые, и намёки на сексуальную ориентацию первого виджиланте также имелись. Всё по канону, плюс данные флешбеки гармонично встроены в повествование.

Но именно на этом месте начинаются проблемы, логика происходящего начинает постепенно исчезать. Женщина, которая поддерживала героя, подталкивая на путь мстителя в маске, внезапно становится против без вменяемой причины. А по возврату повествования в настоящее время, в чуланах обнаруживаются слоны-рояли из кустов, не означающие ничего. Повторяющиеся воспоминания затягивают хронометраж, новые тайны прошлого граничат с абсурдом. Мотиватором становления Анджелы полицейским оказывается значок, подаренный какими-то ментами-картелями, расстреливающими людей без суда. Степень аутизма явившегося Доктора Манхэттена прогрессирует до самой тяжёлой. 

Особенно больно в глаза бросаются антагонисты. Лидер Кавалерии - расист, потому что расист. Мания величия второго раскрыта не намного больше. Не буду спойлерить концовку, но скажу чего не было:

  • Должного завершения историй и развития персонажей, кроме главной героини. Лори согласилась участвовать в расследовании, только если правительство освободит Ночную Сову. Мы не узнаем, чем дело кончилось. 
  • Решения проблемы злоупотребления полицией полномочий. Куда делись эти протесты?
  • Какой-либо информации про человека-смазку из 3-ей серии. Кто это вообще? Позже создатели ответили на этот вопрос, но произведение должно быть целостным само по себе.
  • Морали. Даже в «Часах судного дня» было что-то вроде «для того, чтобы спасти мир, нужно толкнуть его в пропасть». Тут вообще ничего. Герои просто победили. 

Отмечу одно достоинство, музыку. Что собственный саундтрек, что оригинальные композиции Фрэнка Синатры, The Ink spots и других известных исполнителей шикарно вписываются в повествование. В остальном, очередной фанфик.

Пакс Американа – лучший комикс, который я читал в жизни. Я бы назвал его, Хранителями на максималках. Вселенная изображена вроде как другая, но на самом деле, именно этих героев первоначально хотел взять Мур. У издательства прав на Синего жука, Капитана Атома, Вопроса и других не было, поэтому Мур придумывал своих. Позже DC всё-таки выкупило их, и вот в 2014-2015гг. Грант Моррисон написал подобную историю с ними. Из архетипов действующих лиц, сценарист выжимает максимум, а повествование не ведёт читателя за ручку, перескакивая с будущего на прошлое и обратно, казалось бы в произвольном порядке без пояснений. Диалоги построены убедительно, и в то же время ни хрена не понятно.

Когда я читал эту штуку в первый раз у меня закипела башка, я тщетно вбивал неизвестные слова в гугл переводчик, обнаруживая непонятные названия. Я дропнул на 36-ой странице и вернулся только после умственной передышки. После чего всё встало на свои места, а произведение просто нужно прочитать ещё раз, чтобы выстроить таймлайн и понять сюжет получше. Данный ход не просто оправдан, это лучший пролом четвёртой стены и моего мозга в частности. Местный Манхэттен – настоящий аустист по сценарной задумке, а не тупости реализации. Для него временная линия и есть комикс, который можно листать взад-вперёд, и листает он буквально. Место нашлось и чёрно-белой морали Вопроса (Роршаха), возведённой в абсолют, убийству президента местным Комедиантом, о чём были только подозрения в первоисточнике, и даже своя загадка исчезновения Жёлтого жакета (Правосудия в капюшоне) с нетривиальной развязкой.

Сама серия Multiversity – лучшее событие DC, а Pax Americana её жемчужина.

Моррисон и сейчас продолжает писать годноту, помните картинку, которую вас просили запомнить? Автор развлекается на текущей серии Зелёного фонаря, подшучивая над другими авторами. Жду второй том с нетерпением. 

Индустрия развлечений – продолжение сточных канав, а канавы заполнены бессмысленными сиквелами и перезапусками франшиз. Когда стоки будут полностью заполнены, крупные издательства окончательно разозлят фанатов. Вся накопившаяся ненависть вспенится на реддите, поднимется до страниц Твиттера. И тогда все эти бизнесмены спросят: «Нам что, нельзя трогать наследие прошлого?». А я отвечу: «Нет, можно». Было лицемерно ответить да. Сейчас обосную.

В далёкие 70-ые одному комиксисту поручили придумать нового персонажа. Он ни к чему не пришёл и уже ехал получать нагоняй от редакторов, но в метро пришла идея, Болотная Тварь. В результате появилась посредственная серия, в которой зелёный монстр воюет с частной военной корпорацией и всякими мутантами. В 80-ые произошла смена автора на персонаже, и сценаристом стал Алан Мур. Он углубил повествование заимствованными из классической литературы приёмами, добавил мистики и даже научной фантастики. Именно там впервые появился Джон Константин. Но главное, полностью изменение героя, отказ от прошлого представления, как от ненужного мусора. И это не шутка, в одном выпуске есть банка с надписью «Болотная тварь создана Уэйном и Райтсоном», Эбигейл раздавливает эту банку. Т.е. когда ты сам меняешь образы героев, это нормально, а с твоими так нельзя?

Да и дедушка ЛДСшник уже не торт. Я читал его порнокомикс Lost Girls и работу с франшизой «Кошмар на улице вязов». Так себе чтиво. Его выкрики об уходе с комиксов достали даже больше, чем уходы Morris Brother’а с Evrl. К слову, не так давно Мур снова вернулся написать «последний» комикс.

Любые деятели искусство имеют право использовать наследие. Когда-то продолжение будет хорошим, когда-то плохим, и следить за этим будут настоящие задроты.

К полуночи вся агентура
И отдел где сверхлюди одни
Вышли и скрутили каждого,
Кто знает больше, чем они.
(куплет песни «Улицы опустошения» группы Desolation Row) 

Всем спасибо за прочтение! Конструктивная критика приветствуется.

Теги: Хранители, Хранители, Сериалы, Комиксы, Креатив, Годнота
Аватар Алексей Малахов
Алексей Малахов
27 подписчиков