Life is Strange 16521
Аватар Geroneya408 Geroneya408

Life Is Strange Шредингера: настолько же хорошо, насколько плохо

19
0
Поделиться
Телеграфировать
LIS закончился, а вопросы остались. Самый главный - это великая игра или иллюзия великой игры? Сомнения возникли не на пустом месте, а копились все пять эпизодов и увенчались концовкой. Почему эта игра одновременно и провал, и успех - читайте дальше.
Life Is Strange Шредингера: настолько же хорошо, насколько плохо

Положение первое: выбор Шредингера

Сделать нелинейную игру не удалось. Выбор одновременно есть - он добавляет в игру живость, искренность, но его и нет - финал о двух концах. Почему так вышло? LIS - это сюжет, это текст в широком смысле слова, и перед разработчиками встал вопрос: сделать венгерское порево с мультиверсиями конца, которые таки останутся на грани обмана (см. DAI), или честно сказать: "Мы с самого начала хотели раскрутить сюжет и свести его к этому концу, который все объяснит".

Хорошо: 

выбор показывает включенность в игру, жизнь деталей

выбор не только из серии "да/нет", но и без однозначного морального маркера. Например, посмотреть видео с Кейт, чтобы лучше разобраться в ситуации и помочь ей, или не смотреть, ибо это неэтично

выбор как показатель успешности в игре (лично я пропустила половину ивентов в первом эпизоде:( )

Плохо:

игрок настроился на нелинейность, может даже что-то революционное, а этого не произошло

современности нужен не выбор, а свобода действий. Много выбора - это никакая не свобода

Положение второе: романтика Шредингера

Механика отношений с НИП в LIS такая: целуешь/не целуешь. Целуешь Хлои - концовка романтическая, если ты выбираешь ее. Целуешь в последнем акте Уоррена - целуешь в последнем акте Уоррена. Послесловие никак не покажет, будет ли Макс с ним вместе или нет.  Ни намека. Делать список в этом пункте не буду, прямо скажу: психология в игре естественная, человеческая, влюбленность протекает имплицитно, ощущение свежести первой любви есть. В конце концов, кажется, LIS не о любви, а о попытках сохранить то, что тебе дорого. P.S.: да и не об этом, а о том, из-за чего Джефферсон бы спился.


Положение третье: драма Шредингера

Вторая или третья фишечка LIS после тайм-тревелов и чойсов - сюжетные повороты. И к пятому эпизоду их уже некуда складывать, весь корвалол в доме выпит, игрок в таком напряжении, что может колоть орехи задницей. И тут действует эволюционный принцип приспособления, и многие из нас стали воспринимать очередное "та-да-дам!" притупленно. Вкупе с тем, что от финала ожидалось что-то среднее между буддистским просветлением и феерическим оргазмом, немудрено, что посыпались разочарованные и сдержанные комментарии. 

Хорошо:

сами повороты просто отличные, нет логических ошибок, нет санта-барбары

каждый новый эпизод своей концовкой хорошо мариновал игрока, просто мастерски

Плохо:

пятый эпизод слишком часто ставил все с ног на голову и обратно, эффект несколько снизился

Положение четвертое: вопросы Шредингера

За всю историю накопилось порядочно ружей, которые по чеховскому принципу должны были выстрелить. Имя им - легион,  если покопаться, конечно. Вот мой личный шорт-лист:

Садовник: мутная личность, которая умеет общаться с фауной и хранит женские вещи (журнал и платок) в своей каморке. Его странности никак объяснены не были.

Виктория: мы выяснили, что она - просто маленькая одинокая девочка в теле богатенькой стервозины, у нас была возможность с ней подружиться, но она своей роли не сыграла.

Суперпауэр Макс: ГГ получила эту силу просто так, для сюжета. Я всю сагу думала, что у Рейчел была схожая способность, и она с ней сильно напортачила, но нет. Перемотка времени - рояль в кустах, свет на который никто не пролил.

Фотография для конкурса: в чем ее глубинный смысл? Почему это "Everyday hero"? Окей, один черт, она хотя бы вопросы вызывает, а не такая одномерная как остальные фото-победители.

С другой стороны, если это жизнь, то многое и должно было остаться за кулисами. Таков ход вещей.

Бонус: анализ кошмара Макс

Кое-кто уже стал говорить, что полупредсмертные галлюцинации Макс ничего не значат. Мол, игровой стелс-уровень и просто белиберда. Читайте матчасть, в голове Макс скрыты любопытные вещи. 

Во-первых, вне зависимости от вашего выбора, Макс - минимум бисексуальна. Привязанная к стулу, она смотрит на Хлою и ее потенциальных партнеров, среди которых и Виктория. Это значит, что Макс ревнует Хлою к Виктории, хочет ее, но считает себя недостаточно привлекательной для выбора.

Во-вторых, Макс боится Уоррена. В ее кошмаре Уоррен появляется в малоприятных образах: он вместе с Хлоей, и он - пьяный, ищет ее в темноте. Он то требует, чтобы она села к нему в машину "для поездки", то начинает безумно кричать. Мужское проявление у Уоррена пугает Макс, для нее он грубый и опасный. Не так мы себе представляли мальчика-ботаника, да? А ведь он избивает Нейтана и напивается в зюзю. (Шуточка о том, что в России все это проходят в 13 лет)

И кое-что от самых внимательных (нет, я не о себе). Уоррен следил за Макс, он не просто влюблен, он очень сильно влюблен. Может даже одержим. Тут ребята обсуждают тип личности Уоррена и выводы так себе. 

Тут же: Макс боится мужчин. В кошмаре-раздевалке в темноте только мужские фигуры. Джойс или темнокожая учительница Макс не преследуют, хотя есть за что. Рейчел, главный повод для ревности, по идее, даже как модель в игре не представлена. А ведь Макс могла бы, теоретически, предотвратить ее гибель. 

Анализировать очевидные вещи типа чувства вины, страха смерти, беспомощности, думаю, не стоит.

Вывод: психология современных игроков - это психология потребителей, зачастую неблагодарных. Для них требования к игре зачастую превосходят возможности не студии - новейшей техники. LIS не первопроходец игрового кино или story oriented game, но она задала новую планку и открыла новые возможности повествования. Она не революционер, а прекрасный продукт своего времени. Мир LIS, казалось бы, не для широкой аудитории - детишки, художества, женская любовь и дружба, детективы, фантастика, - но он был ею принят. LIS расширяет культурный и эмоциональный диапазон, если вы умеете не то что читать между строк - хотя бы читать. Здесь множество референсов, пасхалок, выводов по целому поколению.

Я ставлю 10 из 10, потому что я не модный критик и не игровой журнал, который демонстрирует свою значимость, крутя носом. Я всего-навсего человек с двумя лингвистическими образованиями, который очень любит хорошие истории.

P.S.: верю, что много интересных моментов были мною не замечены (как подглядывающий Уоррен), так что делитесь в комментариях своими теориями и наблюдениями.

Теги: Life is Strange, Креатив, Годнота
Аватар Geroneya408
Geroneya408
92 подписчика