Аватар Иммануил Кант Иммануил Кант 6546

Герои давно забытой эпохи

10
1
Поделиться
Телеграфировать
Когда-то, в полузабытом детстве мир представлялся мне иным. Я рассматривал мир как поступательное развитие человечества движущееся вперед через все и всяческие преграды, верил в силу всепобеждающего человеческого разума который рано или поздно одержит верх над человеческим неразумием и беспринципностью.
Герои давно забытой эпохи

Со всей детской наивностью и верой в героев разума я всей душой ненавидел иррационализм, мистику, мракобесие, сектантство. Гуманизм моих героев поражал мое воображение и в то время пока мои товарищи играли в казаков разбойников, я со всей душой пытался быть хоть на одну сотую процента похожим на кумиров. Детское воображение тем и примечательно что раздувает все до космических масштабов, с тех пор то чувство долга которое я выдумал для себя, не оставляет меня ни на секунду. Я уже давно забыл точную формулировку предложения или принципа которому я поклялся следовать. Нет, я не помню формулировки этого принципа, но помню то душевное состояние которое я испытывал осознавая тот факт, что я отныне пусть мало, но внесу вклад в дело моих героев.

В детстве каждого человека есть события или ряд событий которые оказали на него влияние, влияние которое чувствуется и сейчас, для кого-то это священное восхищение новым годом и ожидание подарков, для других всепоглощающая родительская любовь и опека бабушки, для третьих мутные ностальгические воспоминания пиксельной графики на приставке денди и точно такой же "пиксельной" музыки. Нет, эти воспоминания не отнять, они составляют сущность каждого человека, время от времени он к ним обращается, иногда забывает их, но порой раз - и вспомнит, но не четко, вспомнит только некое душевное удовлетворение, то ли от настольгии, то ли от радости самого факта воспоминания. Священной "коровой" моего же детства были рассказы сэра Артур Конан Дойла, человека создавшего образ Шерлока Холмса и его друга Доктора Ватсона. Четыре книги на пыльном книжном шкафу, небольшое кресло потрепанное временем - вот и все что нужно было для счастья.

Чем больше я вчитывался в рассказы, тем прочнее убеждался, что мир можно рационально познать, что добро побеждает хитроумное и подчас омерзительное зло вызванное людским невежеством и жаждой к обогащению. Праведный гнев не терпящий мистики и шарлатанства все больше входил в мою кожу и кости, я пропитался им, то есть сделал это принципом своей непростой человеческой жизни. Главные герои произведения Конан Дойла были для меня воплощением обычных людей, простых и в то же время добродушных, беспрекословное рассуждение без нарушений правил формальной логики созданной Аристотелем были в моем представлении идеалом всякого возможного мышления, ведь "дедуктивный" метод Холмса был не всегда дедуктивным в логическом смысле, это было лишь название которое он дал ему, сам в это время просто рассуждая используя все инструменты логики начиная от силлогизмов всех четырех фигур и индуктивных умозаключений, заканчивая обычными условно-категорическими умозаключениями. Хрестоматийно-классический отрывок из произведения "Этюд в багровых тонах", в котором Шерлок Холмс впервые представал перед читателем, вызывал у меня всегда положительные эмоции и веру в силу человеческого рассудка: "По одной капле воды человек, умеющий мыслить логически, может сделать вывод о возможности существования Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видал ни того, ни другого и никогда о них не слыхал. Всякая жизнь — это огромная цепь причин и следствий, и природу её мы можем познать по одному звену" (Шерлок Холмс в беседе с доктором Ватсоном)

Надо признать что частный лондонский сыщик был яркой личностью в мировой литературе, во многом он был популярен в среде обычных англичан девятнадцатого века, которые выражали огромную благодарность его создателю. Что касается создателя, то Артур Конан Дойлу это не совсем нравилось, потому что он больше позиционировал себя как создатель исторических романов, которые как он считал намного лучше чем "легкое чтиво". Но история распорядилась иначе, и Шерлок Холмс был вознесен на королевский пьедестал великого сыщика, гуманиста, логика. Как должно было и ожидать сага о Шерлоке захватила буквально весь мир, даже малые дети были наслышаны о великом сыщике, не зная при этом был ли этот человек на самом деле или это всего лишь выдумка. О величине народной любви к литературному персонажу мы можем судить хотя бы из того, что при попытке закончить сагу Артуром Конан Дойлем читающая публика тогдашней Англии выразила протест, по легенде даже сама королева Виктория была причастна к возвращению Шерлока к жизни после его смерти у Рейхенбахского водопада.

Викторианская Англия уже давно позади, конец исторической эпохи был ознаменован со смертью королевы Виктории и началом научно-технического прогресса. Но викторианская Англия как историческая эпоха все еще живет в человеческой культуре, со всеми ее кэбами, бедными мальчиками, рабочими у которых слегка загрязнено лицо, паровыми двигателями и тусклым, необычайно теплым ламповым светом освещающим ночную жизнь Лондона. Она живет и приспособляется к современности, становится такой, какой ее видит современный человек со всеми его запросами и потребностями. В каждую последующую историческую эпоху образ Шерлока Холмса не стоял на месте, а менялся, менялся как менялся образ старой викторианской Англии, менялся как меняются идеалы человечества. Шерлок Холмс приобретал новые, причудливые черты как в связанных с ним литературных произведениях (если говорить языком современной моды, которая скоротечна и преходяща, то "фанфиков"), так и в связанных с данным литературным персонажем фильмах, сериалах, постановках. В связи с этим появилось даже причудливое название этого явления "Шерлокиана". Она огромна, исчерпать ее означало бы исчерпать серьезную долю нашего свободного времени. Современному поколению Шерлок и все что с ним связано может быть знакомо из фильмов Гая Ричи с Робертом Дауни-мл. в главных ролях или сериала режиссера Пола МакГигана в котором играет британский актер Бенедикт Камбэрбэтч. Но несмотря на весь релятивизм образа Холмса в последнее время остается и что-то ,что входит в культуру и считается ее классикой, наиболее удавшимся экземпляром который соответствовал бы канону так, что его приняли бы и ортодоксальные поклонники творчества Артура Конан-Дойла.

К таковым наиболее удавшимся экземплярам относится образ Шерлока Холмса в исполнении Василия Ливанова. "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", цикл 1979-1986 года, был очень серьезно приближен к оригиналу, колоритный и главное подходящий актерский состав всегда радовал глаз, качественная игра актеров. Но все это лишь внешние причины признания, внутренние причины кроются куда глубже. Игорь Масленников, который как раз и был режиссером советского цикла фильмов о Шерлоке, определял суть того, что вызвало любовь зрителя так: "Холмс противопоставлен официальной полицейской системе Скотланд-Ярда, потому что главное для него — оказать помощь, а не только воздать кару. В этом, мне кажется, и состоит секрет непреходящей любви читателей и зрителей к Шерлоку Холмсу, живому олицетворению верности и надёжности — качеств, в которых всегда так нуждались люди. В этом и была причина, почему мы так охотно принялись за работу над этими фильмами."

Сам цикл фильмов был тепло воспринят не только советскими гражданами но и за рубежом, в частности в Англии, в которую попал через границу между ГДР и ФРГ. Критики выделяя достоинства экранизации в основном отмечали: "что создатели сериала тщательно отнеслись к первоисточнику, и атмосфера произведений Конан-Дойла передана с настоящей любовью истинных ценителей классики детективного жанра". Шерлок Холмс в исполнении Василия Ливанова стал эталоном и для меня, кстати не только для меня. Василий Ливанов официально стал почетным членом Ордена Британской империи "за лучший экранный образ Шерлока Холмса", учитывая тот факт, что не-поданный Британской империи не мог вступить в этот орден. Хвалебно о цикле фильмов также отзывалась дочь самого Артур Конан-Дойла.

Поэтому так тесно переплетаются достоинства цикла рассказов и повестей и цикл советских фильмов на них основанных. И говорить о достоинствах фильма нельзя не говоря о достоинствах самого произведения, не говоря о личности и идеалах Шерлока Холмса. "Советский" Шерлок прежде всего и главным образом сумел показать огромный гуманистический идеал воплощенный в человеке с большим умом и непреклонной волей, его отзывчивость и доброту к людям перемежающуюся с непримиримой принципиальностью и верой в человеческий разум и рациональность мира. Он живой человек не лишенный чувства юмора, но он и не инфантилен. Он не офисный клерк и не бюрократ который желает делать все по форме и закону, он и сам понимает что законы не всегда справедливы. "...но когда я узнал, что убийца предоставляет своим жертвам равные шансы, вы знаете, у меня появилась жалость к этому свирепому, опасному, но в чем то очень благородному человеку. Вот Ватсон, одна из неприятнейших сторон профессии сыщика, я обязан раскрыть преступление, но иногда преступник вызывает большее сочувствие чем его жертва.."(Шерлок Холмс в одной из серий Советской экранизации) Речь идет о преступнике который мстил представителям одной из сект США убившим его жену. Помимо этого образ Шерлока в Советской экранизации лишен стяжательства, в то время как он с доктором Ватсоном выполняет всю работу по раскрытию дела, Лестрейд, одна из официальных ищеек Скотланд-Ярда получает всю славу. Однако кем был бы Шерлок Холмс если бы не его верный друг и товарищ доктор Ватсон, которого сыграл Виталий Соломин. Впоследствии Василий Ливанов и Виталий Соломин, Шерлок и Ватсон на экране на всю жизнь остались добрыми товарищами, вплоть до смерти последнего в 2002 году. Спокойная и уютная квартира на Бейкер Стрит 221/б, во многом спокойствие и домашний очаг которой придавала хозяйка дома миссис Хадсон в исполнении Рины Зеленой, которой на момент начала съемок было уже 77 лет!

Показательно рассуждение миссис Хадсон где она рассуждает о Шерлоке: "...Как странно распределился выигрыш, все было сделано вами мистер Холмс, а прекрасную жену получил доктор Ватсон, вся слава достанется инспектору Лестрейду, что же останется вам?..." Шерлок не ответив на вопрос смотрит вдаль закурив свою трубку и ничуть не жалея об этом. Как мы видим, гуманизм Шерлока и его добродушие которые он скрывает за своим хладнокровным образом красиво демонстрируется создателями фильма. Образ Мориарти в отличие от других персонажей был передан не так хорошо, а экшена в фильмах практически нет, что может расстроить значительную часть современной публики. В цикле фильмов присутствуют практически все центральные персонажи упоминаемые в оригинале: Ирэн Адлер, Мориарти, Лестрейд, Майкрофт Холмс и другие.

Детское увлечение произведениями Артура Конан-Дойла оказало влияние на всю мою последующую жизнь. Я включаю телевизор и видя начало "Битвы Экстрасенсов" с ругательствами выключаю его, при виде сектантского мракобесия меня бросает в дрожь и праведный гнев во мне разгорается все больше. Обман людей, лицемерие, подлость, пустопорожнее краснобайство, кичиливые фразы продажных политиков, всему этому был противопоставлен образ честного сыщика и непреклонного логика, разоблачителя мистификаций и невежества людей. Образ не мертв, но и не жив в современных экранизациях, что с ним будет в дальнейшем уже удел футуристов и фантастов. А нам думаю пришло время расстаться и закончить наш диалог каким бы он не казался читателю. А тем временем в Англии, на Бейкер стрит 221/б будет играть музыка советского Шерлока и висеть портрет Василия Ливанова.

Теги: Шерлок Холмс: Игра теней, Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Знакомство, Шерлок, Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Кровавая надпись, Шерлок Холмс, Креатив, Годнота
Аватар Иммануил Кант
Иммануил Кант
25 подписчиков
На съемках «Историй ходячих мертвецов»: фото