Джессика Джонс 11835
Аватар Geroneya408 Geroneya408

Джессика Джонс: итоги марвеловского постмодернизма

25
1
Поделиться
Телеграфировать
Не так давно Marvel Television и ABC Studios порадовали нас свежим сериалом с яркой Кристен Риттер. 13 серий вышли одновременно, подтвердив положительную практику такого формата показа, а заодно не дали зрителям опомниться от потока впечатлений. Интернет не взорвался от ажиотажа, аватарки не замелькали лицами Джессики и Киллгрейва, но сериал однозначно привлек внимание. И его стоит посмотреть как ради, так и вопреки (остерегайся спойлеров, всяк сюда входящий).
Джессика Джонс: итоги марвеловского постмодернизма

Кто бы мог подумать, что восхитительная стерва из "Don't Trust the B---- in Apartment 23" и девушка Джесси из "Breaking Bad" сыграет непростую роль бывшего супер-героя? По сюжету Джессика Джонс - частный детектив, обладающая феноменальной физической силой. Ее будни - слежка за неверными супругами в обнимку с термосом виски, вручение повесток в суд особо буйным товарищам и еженощные алкогольные возлияния до состояния нестояния. Причиной ненависти к себе, окружающему миру и паническими атаками стал злодей Килгрейв (Дэвид Теннант), даром внушения державший Джессику в плену несколько месяцев. Насмотревшись мерзостей в его исполнении и поучаствовав в них сама, Джессика чудом избавляется и от контроля, и от похитителя. Мы застаем главную героиню в мрачный период жизни - не такой, как у героев в "Watchman", но по-своему способный зацепить.

Главная причина потратить свое время на "Джессику Джонс" - оценить мастерство перевоплощения Риттер. 

Риттер постарались обруталить со всех сторон: ей всучили бутылку, надели на нее жесткие ботинки, джинсу и косуху и даже кинули девушку в мусорку, но в итоге картинка выходит очень марвеловская. Героиня чудо как хороша собой, и это несколько мешает окунуться с головой в постнеонуар, особенно фанатам, которые читали хотя бы две или три версии комиксов. Но знаете, черт с этим - Риттер так хорошо изображает страх, отвращение, злобу и ярость, что это отодвигает мысли о любви Марвел Экранизирующего к писаным красавцам. 


Кстати, насчет красавцев: взять на роль антагониста одного из самых рейтинговых Докторов Кто одновременно и win и fail. C одной стороны, это очень мило - продолжать американскую традицию снимать в роли злодеев британцев. Да и Таннант изобразил неуравновешенного маньяка на ура. С другой стороны, чувства после просмотра остались неоднозначные как из-за логической составляющей сюжета и мотивации героев, так и из-за излишне обаятельного актера.

Килгрейв представлен в сериале как личность-сюжетный поворот. Вот дается информация, по которой Килгрейв плохой, а вот подробности, которые говорят об обратном. А вот его родители, и у них не все так однозначно. Лично меня добила сцена, в которой Килгрейв соглашается на предложение Джессики начать меняться, и тут же - о, женское коварство! По итогу я бы скорее назвала героя Теннанта социопатом, которому требуется квалифицированная помощь, чем Абсолютным Злом Джессика Убей Его. Способность манипулировать окружающими (чего только стоит "go fuck yourself" - кто поймал референс на Сапковского?) лишила Килгрейва возможности социализироваться. Но давайте выйдем на метауровень, чтобы понимать ткань повествования и паттерн комиксов вообще.

Сила Килгрейва не может быть представлена со знаком "плюс", т.к. иначе вышло бы неинтересно. Взять кого-то под невидимый контроль - драма-квин, стероиды и растишка для геройской истории. Это идеальный конфликт на трех уровнях: героя и злодея, героя с самим себя (хотел я этого или не хотел? Осталось ли зло во мне после того, как я по чужой воле творил зло?) и героя с жестоким мрачным миром, где нельзя спасти всех и каждого. Подчинение - квинтэссенция геройских сил, потому как каждая из них несет в себе конкретную подоплеку подчинения мира.

Полет - преодоление пространства.

Супер-сила - преодоление препятствий.

Телепатия - преодоление барьеров общения.

Каждая сила дает возможность делать больше обычного, сопротивляться внешнему миру, подмять его под себя, если хотите. И вот Марвел дошли до идеального решения идеи конфликта.

Отдельное слово хочется сказать о женщинах в сериале, потому как рука феминизма чувствуется как никогда. Тут речь не о самой истории Джессики, а об общей картине. Женщин действительно много, они сильные, крепкие духом, не ищут опору в мужчине и не носят вызывающую (как у Черной Вдовы) одежду. Ни одной damsel in distress, и это при том, что сама ГГ настоящая жертва. Выходит снова амбивалентно: неискушенный зритель удивится, что Тринити стала лесбиянкой, а неискушенный скажет: "Так, так, у нас появился новый маркетинговый тренд". В этом отношении сериал несбалансирован.

Марвел из зала: "А куда нам еще вписать столько самостоятельных дам, как не в историю о жертве насилия, которая не сдалась?"

Ну уж точно не в кассовых "Мстителей", у которых другая целевая аудитория. Отходить от шаблонов, создавая новый шаблон - плохо, ребята. Одной Джессики Джонс в исполнении Риттер хватило бы на десяток несчастных, беспомощных и неприкрыто расписанных как сексуальный объект девушек. Сама ситуация "после бала", то есть после мучительного заточения и мучительного освобождения, остра и вызывает интерес. Внутренняя борьба и хождение по кругу переданы довольно реалистично. "Жизнь - дерьмо", - говорит Джессика, и ей хочется верить, и вместе с ней хочется упрямо гнуть свою линию.

И немного о боли и страданиях. Недостатки есть, их мало, но они всплывают довольно часто. 

Логика. Просто для восстановления справедливости: даже наняв тренера и наглотавшись чудо-таблеток, женщина не может ушатать бывалого солдата. Оставьте это Джессике. 

Растянутость сюжета. Прокрустово ложе из 13 серий ощутимо, история одновременно и растянута, и скомкана, чтобы поместиться в рамки. Чувствуете легкую горечь во рту после просмотра? Это оно.

Споры о межрасовом сексе. Сериал не об этом, а что должно вызывать больше нарицаний, так это игра Майка Колтера. Она такая же, как и реплики его героя - односложная.

Второстепенные персонажи. Пытаются достойно занять эфирное время между противостоянием двух ГГ. Пытаются.

Камео Сорвиголовы. Появление DD сделало бы сериал лучше и соответствовало бы идее объединения минисериалов в общую линию Защитников. А еще показало бы хороший пример метатекста в поп-культуре (даже Теннанта потроллили его ролью Доктора). Но создатели ограничились только медсестрой Тэмпл.

Предсказуемость. Вот если бы Джонс оказалась во власти Стокгольмского синдрома - это да, это разрыв шаблона. А что, финал был хоть для кого-то загадкой? Всех волновал вопрос не "чем закончится", а "как Джессика одной рукой будет вливать в себя вискарь, а другой бить Килгрейва, если она уже держит огромного негра?"

Излишняя жестокость. А, нет, тут все на своих местах - эмоциональная встряска безжалостным вырезанием персонажей - то, что нужно для формата Джессики Джонс.

И немного иронии напоследок. Кто побеждает в конкурсе лучшая подружка для Килгрейва ever? Она любит дорогие рестораны, шмотки, халяву и та часть мозга, что отвечает за совесть, у нее отсутствует!

Спасибо, что ты есть, Хлоя. А мы будем ждать второго сезона "Джессики Джонс"!

Теги: Джессика Джонс, Креатив, Годнота
Аватар Geroneya408
Geroneya408
92 подписчика