Креатив 5697
Аватар Rain92 Rain92

ШОК! Смартфоны зомбируют наших детей! Или нет?

19
2
Поделиться
Телеграфировать
В век новых технологий в нашу жизнь пришло много изменений. И даже автобусы и парки заполнены людьми, смотрящими в экран телефона. Но что же станет с нашими детьми?
ШОК! Смартфоны зомбируют наших детей! Или нет?

Предисловие

На написание данных мыслей меня натолкнул очередной разговор с матерью, во время которого мне был прислан репост из Facebook с отменнейшей по своему качеству статьёй о зомбировании детей при помощи смартфонов. Ну, все мы читали подобные статьи, верно? Вот вам рассказывают о вреде компьютерных игр и компьютеров с телефонами в целом, затем дают почитать историю мамы из первых уст, которая чуть не потеряла своего любимого сынишку, приправляем это всё, например, фактами о стрельбе в школах, или одним исследованием с относительно небольшой выборкой, и вуаля! Очередная феерическая статья на тему того, что видеоигры и компьютеры вообще, нужно запретить, готова.

Так уж сложились обстоятельства, что я и сам начал играть в начале нулевых, в относительно раннем детстве, а в уже более осознанном возрасте работаю преподавателем в небольшой школе. Из чего мы можем сделать несколько простых выводов: тема видеоигр мне относительно близка, с детьми я также контактирую довольно часто и имею некоторый опыт в психологии (правда, до настоящего полноценного психолога мне довольно далеко, так что давайте ограничимся тем, что я т.н. "диванный" психолог. Ненуачо, людям можно клепать статьи без указания настоящих фактов и результатов научных исследований, а мне нет?) 

В общем, как вы и сами, наверное, поняли, я лишь подвожу вас к довольно простому выводу: в данной статье я буду опираться, в основном на свои выводы и свой (пусть и не самый богатый) опыт. В каких-то моментах я вполне могу быть неправ, а в каких-то школах ситуация с учениками может кардинально отличаться от моей. Да и в конце концов, на звание научной статьи я не претендую, так что верить мне на слово, или нет - ваше личное дело.

Ах да, ссылка на статью, которая натолкнула меня на все эти мысли находится здесь. Справедливости ради, стоит отметить что речь шла не про стрельбу в школах, а, скорее, про зависимость детей от интернет девайсов, компьютеров и планшетов. И нет, я не отрицаю проблему как таковую, но критикую подход, при котором вам под видом серьёзной информации подаётся ничем не аргументированный, выдуманный бред. Но обо всём по порядку.

Пара слов о "научных" статьях и их авторах

Начать, пожалуй, стоит даже не с игры, которая меня очень удивила, а, скорее, с автора оригинальной статьи, что заставила меня прожечь стул насквозь. Итак, знакомьтесь: Доктор Николас Кардарас

Я не люблю швыряться фекалиями в оппонентов, либо людей, с мнением отличным от моего, но когда в ход идут грязные приёмы, то выбора, к сожалению, просто не остаётся. Итак, кто же такой мистер Кардарас? Это уважаемый американский психолог, доктор наук, который написал книгу "Glow Kids", поднимающую проблему зависимости детей от интернета и влиянии технологий на наших отпрысков. Сам он публиковал ряд статей в авторитетные издания вроде New York Post, TIME, Scientific American Mind и ряд других журналов, а также, если верить ссылкам на официальном сайте, появлялся в ТВ новостях типа Fox News, CNN-HLN и.т.п. 

И казалось бы - куда мне, простому учителю из глубинки оспаривать мнение столь уважаемого человека с колоссальным 15-летним опытом по лечению подростков от компьютерной зависимости? Возможно, я действительно неправ и зря всё это затеял. Возможно, я просто чего-то не понимаю в этой жизни. А возможно кто-то банально мухлюет и подтасовывает факты, для того чтобы прорекламировать свои услуги. Упс... 

Однако о способах ведения споров мы поговорим несколько позже. Я лишь замечу что являюсь не единственным критиком статей и подходов данного человека. Так, например, Рейчел Беккер в своей статье подвергла критике очень многие моменты в текстах Кардараса. И, к слову, подметила немало интересных нюансов. Если вы знаете английский язык, то я настоятельно рекомендую после прочтения оригинальной статьи, выложенной мною в начале текста, ознакомиться с критикой от Рейчел. Уж её аргументы будут всяко лучше моих.

Minecraft - зло

А теперь - самое интересное. Если вы не смотрели статью, ссылку на которую я предоставил, то вот вам короткий экскурс: 

В качестве одного из аргументов к своим доводам, г-н Кардарас рассказывает историю молодой мамы с ребёнком - однажды она купила своему чаду на планшет Minecraft. Великолепная игра, что-то вроде кубического лего, да ещё и развивает воображение. Словом, одни плюсы. Со временем она даже повела своего ребёнка в школьный клуб майнкрафта (??? ладно, возможно, в США что-то подобное и впрямь практикуют). Но затем молодая мама начала замечать изменения в поведении сына. Сначала он стал более замкнутым, затем более нервным, но вскоре...

А затем, одной ночью, она обнаружила, что кое-что всерьёз идёт не так.
«Я пришла в его комнату чтобы проверить как он там. Он должен был уже спать — и я по-настоящему испугалась…»
Она обнаружила его в кровати с открытыми и налитыми кровью глазами, которыми он смотрел на ярко светящийся экран IPad, находившийся рядом с ним. Он выглядел так, как будто бы был в трансе.
Впав в панику, Сьюзен стала трясти его, пытаясь вывести из этого состояния. Обезумев, она не могла понять как её когда-то здоровый и счастливый маленький сын стал столь зависим от игры, от которой впал в кататонический ступор.

Звучит ужасно, неправда ли? И у нас ведь научно-популярная статья от подтверждённого источника, общепризнанного светила науки, значит нам предоставят доказательства. Например, видео этого фрагмента, или комментарии психолога, объясняющего что именно произошло и почему это произошло, верно? ...Ведь так, да?

Нет. Всё чем мы руководствуемся - это старой доброй формулой под одноимённым названием "ОБС" (читай: одна бабка сказала). И да, возможно вы меня захотите упрекнуть, мол, как же так? Неужели ты, человек, который работает с детьми, не понимаешь, что мать сразу ринулась помогать ребёнку? И вообще, в её случае снимать происходящее было бы высшей степенью кощунства?

Да, именно так. Но моя критика направлена не к матери. Более того, я даже не берусь утверждать что вся история, рассказанная матерью - ложь. Наоборот, не исключено что подобное событие действительно произошло, но господин Кардарас банально вырвал его из контекста. Что нам известно об истории болезни мальчика? Что нам известно о событиях последних дней, незадолго до инцидента? Да что нам вообще, чёрт побери, известно? А известно нам только та небольшая часть информации, которая показывает события в выгодном для психолога свете. Упс...

И всё это происходит сегодня, в XXI веке. Человек пишет научно-популярную статью! Если подобные события имеют место, то почему бы не взять то, которое заснято на камеру, или хоть как-то документально подтверждено? Ведь это же не единичный случай за 20 с лишним лет?! Или......

Вот и получается, что статья этого психолога, как минимум от части, блефует и оперирует лишь частью информации. А если таким образом выполнена одна часть, то где гарантии, что остальные аргументы правдивы? Но, конечно, возможно я просто притянул своё мнение за уши, поэтому мы ещё разок пройдёмся по цитатам, ну, так чтобы наверняка:

Общеизвестно, что Стив Джобс не позволял своим детям пользоваться подобной техникой. Руководители компаний и инженеры Силиконовой Долины отправляют своих детей учиться в школы Уолдорфа, где нет техники. Основатели Google Сергей Брин и Ларри Пейдж выбрали школы без техники Монтессори, так же как создатель Amazon Джефф Безос и основатель Википедии Джимми Уэллс.

В своё время мы в университете изучали один интереснейший предмет по культуре общения. Среди прочих уроков мне почему-то особенно запомнилась лекция по ведению споров. Знаете, например, как брать толпу на веру, без использования ссылок и доказательств? 

Всё просто: В своей речи оперируйте вводными выражениями, типа: "Общеизвестно, что...", или "Как мы все мы знаем...", ну или более агрессивные варианты типа "Только глупец будет спорить, что..."

Справедливости ради, я тоже немного утрирую в данный момент, ибо, во-первых, одними лишь вводными словами успеха не добьёшься и для положительного влияния на толпу нужно иметь сразу несколько рычагов действия (о которых в контексте данной статьи нет смысла рассказывать). Ну и конечно же, для полноценного действия ваши аргументы должны быть хотя-бы немного на слуху у оппонента, а уж правда это, или вымысел - вопрос второй... 

Прямо как в нашем случае, потому что вот вам цитата о вальдорфских школах (тех самых, в которые водит своих детей земная элита) из википедии:

При оборудовании [вальдорфских] школ отдается предпочтение натуральным материалам и неготовым игрушкам и пособиям (в первую очередь для развития фантазии детей). Использование гаджетов и компьютеров ограничено, а в младшей школе исключено[38]. Большое внимание уделяется духовному развитию всех участников учебно-воспитательного процесса.

Чувствуете, да? Полный запрет на технологические девайсы для всех и ограниченное их использование детьми постарше. Также мне не удалось найти ни подтверждения, ни опровержения о запретах на использование медиа устройств в школах с педагогикой Монтессори. Ну, хоть про Стива Джобса не соврал, и на том спасибо.

Безусловно, я мог бы копнуть глубже и посмотреть на личности остальных людей, которых господин Кардарас цитировал в своей работе, или начать цитировать статью и дальше, разрушая ещё часть ссылок, но стоит ли игра свеч? Я задался целью доказать о грязной игре и, на мой взгляд, вышеперечисленных аргументов с лихвой хватает для того, чтобы разрушить целостность его статьи. Если же вам хочется больше аргументов, то, я повторюсь, Рейчел Беккер справилась с этим гораздо лучше меня.

Откуда ноги растут

Человечество всегда боялось инноваций. Так, например, когда император Николай II приобрёл себе автомобиль, то в простонародье стали шептать, что у этого "зверя" на колёсах нет души и вообще, он от нечистого. Из более современных примеров - уже в XX веке пошли слухи про зомбирование человека телевидением и про великий и ужасный 25й кадр, сокрытый от человека, и влияющий на его подсознание (Пожалуйста, не говорите мне, что вы верите в эту чушь). Ну, а в начале XXI века место телевидению уступили компьютеры и планшеты.

Конкретно в случае с видеоиграми и насилием, история тоже уходит корнями в средние века, когда учёные мужи своего времени на полном серьёзе утверждали, что у детей, проводящих много времени за чтением книги, развивается лень. Примерно в 80е был настоящий бум с исследованием зависимости подростковой жестокости от чтения  комиксов. Подобные исследования, кстати, делались и с мультфильмами. Теперь вот игры... Ну, вы понимаете. Как знать, возможно, мы точно также будем реагировать на следующее поколение виртуальных развлечений у молодёжи.

Что же касается влияния современных медиа девайсов на человеческий мозг, то учёные уже всё перерыли в этой области вдоль и поперёк, и только дешёвые популисты всё никак не успокоятся. 

Справедливости ради, можно ли запрограммировать человека на что-либо ужасное, например - убийство? Скорее да, чем нет. Вот только работать это будет совсем не так, как вы себе представляете, поскольку ваше подсознание не отключится и вы в аморфном состоянии не начнёте стрелять в толпу. С помощью игр, равно как и с помощью новостей по телевидению, пропагандистских фильмов и печатной макулатуры вам могут внушить мысль, идею, что на вас движется ужасный враг, и только объединившись перед лицом ужасной беды, мы выстоим и отстоим свою независимость (Посмотрите вокруг. Ничего не напоминает?).

Ну а дальше вы и сами с улыбкой в 32 зуба возьмёте винтовку и в здравом сознании пойдёте крушить врага. В конце концов никто же не требует мозги на завтрак после просмотра очередного выпуска "Пусть Говорят", или выпуска воскресных новостей с Киселёвым, так почему после сеанса перед монитором со схожим принципом действия результат должен быть иным? Впрочем, я ударился в политику, а это явно плохой знак.

Подводя итог главы - ситуации, которая произошла с ребёнком из истории выше (читай: всё это в попадание в транс, глаза, налитые кровью и.т.п.) произойти не могло. По крайней мере НЕ в случае со здоровым человеком и НЕ по вине девайса. Ну а если она всё-же произошла, то почему всего одна, за столько лет?

Кто виноват и что делать

Итак, как уже было сказано в начале статьи, я не собираюсь в данном контексте оправдывать видеоигры. Скорее, вместо этого я постараюсь поделиться своим опытом и замечанием относительно реальных проблем у детей, а также их потенциально возможного решения. Повторюсь, это лишь мои мысли вслух и я вполне могу ошибаться в плане некоторых моментов.

1) Эскапизм

Для людей, не особо знакомых с этим термином, вот вам описание по википедии:

Эскапи́зм, эскепизм, эскейпизм (англ. escape — убежать, спастись) — избегание неприятного, скучного в жизни, особенно путём чтения, размышлений и т.п. о чём-то более интересном; уход от обыденной реальности в инобытие, инореальность, иномирие; бегство от действительности.

Ему подвержены почти всё люди в той, или иной степени. А дети, особенно малые, с их гиперчувствительностью, так и подавно. Ведь, согласитесь, гораздо приятнее уйти в такой добрый (или не очень) мир ярких красок, где тебе не надо делать уроки, где не нужно доказывать Васе Пупкину насколько ты крут, или соперничать за красивого мальчика со Светкой Поповой из параллельного класса. 

Справедливости ради, эскапизм существовал задолго до видеоигр и всегда был проблемой у подростков. Кто-то любил слушать музыку часами, кто-то играть на гитаре, а кто-то предпочитал распивать алкоголь.

2) Уход в себя

Зачастую при появлении серьёзных проблем ребёнок закрывается и боится признаться в них хоть кому-либо. Для многих детей всему виной страх. Страх, что родители тебя не поймут и начнут ругать. Страх, что ты покажешься слабым. Такой уход в себя, как правило, знаменуется повышенной нервозностью и агрессией со стороны ребёнка. И... Да. Всё это, зачастую (но не всегда), является ПОСЛЕДСТВИЯМИ уже произошедшей ситуации. Иными словами видеоигры в данном случае служат для ребёнка, скорее, якорем в океане, дабы не получить нервный срыв при переживании.

3) Бесконтрольное проведение времени перед монитором

Немало проблем доставляет и тот факт, что многие родители вообще понятия не имеют чем занимаются их дети во время сидения за планшетами и компьютерами. "Играет себе и ладно", - думают многие взрослые. А между тем интернет и видеоигры могут сослужить вполне плохую службу для юного создания. Посмотрите, например, на некоторые группы вк. Там вполне можно найти и расчленёнку, и эротику, и ещё много чего такого, на что ребёнку с неустоявшейся психикой и мировоззрением лучше не смотреть.

Что делать:

-Вести здоровый образ жизни вместе со своими детьми. Стараться не оставлять их наедине с девайсами. По-хорошему я бы вообще рекомендовал держать младшее поколение подальше от телефонов, но, подозреваю что после подобных слов меня объявят еретиком и понесут на святой костёр инквизиции, поэтому даже не знаю что тут сказать. Однако продолжим: Периодически проводить развивающие беседы, которые заодно и помогут в развитии критического мышления (например, почему важно выбрасывать мусор в урну, что будет если ты устроишь пожар в лесу, или нужно ли слепо идти за другом). Безусловно, отчасти, в данных моментах должна участвовать и школа - классные руководители действительно ведут классные часы на многие из вышеперечисленных тем, но одно дело когда это говорит учитель, и совсем другое - мама с папой.

-Не забывайте показывать ребёнку что окружающий настоящий мир тоже не так уж плох. Подойдёт и банальная прогулка вместе, и откровенные разговоры по душам. Не забывайте напоминать своему ребёнку что вы - семья и ваша задача помогать и поддерживать друг друга, когда в этом есть нужда, вместе радоваться победам и свершениям. Вы - одно целое.

-Также не помешает договориться с ребёнком о времени, которое они могут потратить на видеоигры. В моём детстве нормой было от 2 до 4 часов. К сожалению, я и сам затрудняюсь ответить как именно можно ввести определённую цензуру интернета для ребёнка. Кроме, разве что, стояния за его спиной и тотального наблюдения, что, конечно же, в высшей степени глупо. Безусловно, есть разного рода блокировщики, которые не позволяют проходить на определённые сайты, но даже их, порой, оказывается недостаточно.

-Можно поговорить с вашим чадом о записи на какую-то секцию, которая ему интересна. Да, в наше время канули в лету разного рода кружки радио- и робототехники, но ведь всё ещё можно найти увлечение по вкусу. Есть футбол, баскетбол, шахматы, художественная школа, либо школа искусств, музыкальная школа (неужели никому никогда не хотелось научиться играть на гитаре?), есть, в конце концов, иностранные языки, кружки актёрского мастерства, секции танцев. Главное - чтобы ребёнок сам этого хотел, а не делал по указке родителей. И да, далеко не факт что ребёнок с первого раза найдёт себе увлечение по вкусу. Тут взрослые люди в 30 лет не знают что делать со своей жизнью, чего уж требовать в плане определённости от ребёнка.

Да и вообще, вы, наверное, скажете что я пишу вполне очевидные вещи, которые и так все знают, а между тем, если по-честному: как часто современная семья банально вместе ездит на выходные в лес, на природу? Про более продвинутое времяпровождение, вроде совместного хобби с ребёнком (типа моделизма, собирания скворечника, запуска воздушного змея, обсуждения прочтённой книги, просмотренного фильма, или отдыха за настольными играми) я вообще молчу.

Подводя итоги

Мои примеры ни в коем случае не являются панацеей, точным указанием по применению, или чем-то сверх меры универсальным, но это простые шаги, которые, возможно, помогут снять с ребёнка розовые очки и при этом показать, что настоящий мир тоже не так уж плох. 

Кроме того, не стоит и забывать что в районе 16 лет у детей в принципе начинается гормональная перестройка, и они начинают считать окружающих бесконечно от себя далёкими, а родителей - ничего не понимающими стариками, однако действия в данной ситуации уже выходят далеко за рамки статьи о мультимедийных девайсах с видеоиграми и требуют консультации профессионального психолога, коим, я напомню, не являюсь. Да в принципе, мои мысли и советы были направлены, скорее, на младшее поколение, чем на подростков...

Вообще забавно получилось, ибо своей изначальной целью я ставил, скорее, дискредитацию статьи, а вышло то, что вышло. Так или иначе, пожалуйста, запомните мой последний на сегодня совет:

Нельзя просто отводить ваше чадо в школу и надеяться что там из него сделают человека. Воспитание ребёнка можно условно разделить на три ежедневных этапа:

1) Общение с родственниками внутри семьи.

2) Общение в школе с учителями, в официальной обстановке.

3) Общение с друзьями на улице, когда рядом никого нет.

Если вы лишь косвенно влияете на треть жизни ребёнка (читай: водите в школу), то не удивляйтесь почему чадо внезапно отдалилось и больше не хочет общения с вами, а заодно набрало кучу проблем сверху. Да, родители тоже играют важную роль в воспитании своих детей и, зачастую, взрослые именно собственным примером учат своих отпрысков жизни. Если вы - взрослый человек, курите и употребляете спиртное, то не удивляйтесь если ваш ребёнок начнёт употреблять алкоголь в раннем возрасте. 

Да, ситуации могут быть разные. Например, ваше чадо связалось с плохой компанией, которая и научила его многим нехорошим вещам. Но далеко не всегда в подобных вещах виновата улица. Ну и напоследок: не забывайте напоминать детям, да и себе, что бегство от проблем - это не выход. Всегда гораздо проще в своих неудачах обвинить кого-то на стороне, чем взглянуть на себя и попытаться понять какие ошибки были совершены и как их можно исправить.

Надеюсь, вам понравилось. Ещё больше надеюсь, что кому-то помогут мои простые советы. За сим откланиваюсь и желаю вам всем удачи. Как говорят в одном мыльном шоу: "Берегите себя и своих близких".

Теги: Креатив, Психология, Игры, Годнота, Технологии
Аватар Rain92
Rain92
31 подписчик