Как CD Projekt RED кранчит на самом деле — с точки зрения польского Трудового кодекса
По сравнению с западными компаниями все выглядит довольно щадяще.
Кстати, на сайте читать удобнее
Последние недели перед выходом Cyberpunk 2077 студия CD Projekt RED будет работать 6 дней в неделю: начался финальный кранч. Руководство критикуют за неспособность сдержать обещание и обойтись без переработок, сотрудники CD Projekt и представители польской игровой индустрии отвечают, что журналистам не стоит писать о том, в чем они не разбираются.
Говоря о переработках в западных игровых студиях, журналисты-расследователи обычно делают акцент на том, что сверхурочные часы не оплачиваются, а разработчики проводят в офисе по 80+ часов в неделю. Однако в Польше, где базируется CD Projekt, все устроено иначе.
Трудовое законодательство Польши достаточно неплохо защищает сотрудников местных компаний от сверхурочной работы. Мы изучили его и расскажем, насколько серьезными могут быть кранчи в CD Projekt, но сперва — интересный момент.
О том, что CD Projekt RED переходит на 6-дневную рабочую неделю, стало известно 30 сентября, сама шестидневка началась с 28 сентября. До выхода Cyberpunk 2077 в этот момент оставалось семь с половиной недель; значит, сотрудники проведут на работе только 7 лишних дней.
Об увеличении рабочих часов ничего не сообщалось — сотрудники ежедневно выполняют обычный объем работы, просто работают на один день в неделю больше.
Согласно польскому Трудовому кодексу, рабочее время не может превышать 8 часов в день или 40 часов за пятидневную рабочую неделю. Но если у работодателя возникает соответствующая потребность, он может предложить сотрудникам поработать сверхурочно.
Есть ограничения. Во-первых, даже с учетом сверхурочных сотрудники польских компаний не могут работать больше 48 часов в неделю. Другими словами, сейчас CD Projekt работает в максимально возможном режиме: 6 дней в неделю по 8 часов в день.
Правда, с 48 рабочими часами в неделю связан интересный момент. Они рассчитываются не еженедельно, а в среднем за определенный промежуток времени — но не больше квартала. Поэтому теоретически можно устроить короткий, но достаточно интенсивный кранч.
Так сколько можно работать максимум?
Не больше 576 часов за квартал. Например, можно месяц работать по 10 часов в день 6 дней в неделю, а оставшееся время трудиться в более-менее обычном режиме.
Во-вторых, за год объем сверхурочной работы не может превышать 150 часов, это чуть меньше 19 полных рабочих дней. Но есть лазейка: это ограничение можно изменить, подписав с сотрудником или сотрудниками специальный договор.
Вполне возможно, что в CD Projekt действует такой договор: по словам источников Джейсона Шрейера, сотрудники студии работают сверхурочно годами. Однако они в любом случае не проводят в офисе значительно больше 48 часов в неделю на протяжении многих месяцев — не позволяет ограничение.
А как в западных компаниях?
По-разному. Например, во время разработки Red Dead Redemption 2 сотрудники Rockstar в среднем работали по 55-60 часов в неделю: это 10-часовой рабочий день при шестидневной неделе. Иногда сотрудников просили работать ночью.
Постоянным сотрудникам оплачивались переработки, контрактникам платили обычную фиксированную зарплату, но они надеялись на компенсацию в виде бонусов. Примерно в таких же условиях создавалась The Last of Us 2.
С другой стороны, Valve всячески избегает переработок и имеет имидж компании, заботящейся о своих сотрудниках. Время от времени в Valve все-таки приходится работать сверхурочно, но это редкие исключения, а не правило.
Сверхурочная работа, говорится в польском Трудовом кодексе, обязательно должна быть оплачена дополнительно. Если сотруднику приходится работать ночью, в праздники или по воскресеньям, то он получает надбавку, равную обычной дневной зарплате. Кроме того, за работу в праздники и по воскресеньям полагаются дополнительные выходные.
Если, как в случае с CD Projekt RED, сверхурочная работа приходится на субботу или любой другой день недели, кроме воскресенья, сотрудник дополнительно получает 50% от обычной дневной зарплаты. Другими словами, за 7 дополнительных рабочих дней сотрудники студии получат столько же, сколько за десять с небольшим.
Наконец, в том случае, если сотрудник проведет на рабочем месте больше 48 часов в неделю, каждый дополнительный час оплачивается в двойном размере вне зависимости от дня недели.
По словам источников Джейсона Шрейера, сотрудникам CD Projekt приходится работать и по ночам. Если сотрудник работает хотя бы три часа в промежутке между 9 часами вечера и 7 часами утра, это налагает на студию дополнительные ограничения в плане оплаты труда и максимального рабочего времени.
Есть нюанс. Если студия заключила с разработчиком договор о внештатной работе или об оказании услуг, то этот человек выводится из-под действия трудового кодекса и сам решает, сколько нужно работать для выполнения условий контракта.
Мы точно не знаем, какое количество контрактников работает на CD Projekt. Известно лишь, что они есть: например, над The Witcher 3 работало порядка 250 сотрудников студии, но общее количество людей, поучаствовавших в разработке игры, достигает полутора тысяч. Сюда входят и контрактники, и сотрудники компаний-подрядчиков.
Правда, обычно в роли контрактников выступают художники и моделлеры. Сейчас, на заключительном этапе разработки игры, их услуги не нужны — можно предположить, что кранчат именно сотрудники самой CD Projekt RED. Осталось совсем чуть-чуть.
Cyberpunk 2077 выйдет на PC, PlayStation 4 и Xbox One 19 ноября 2020 года.
- СМИ: историю с кранчами в CD Projekt раздули, разработчики сами решили работать сверхурочно
- Автомобили Cyberpunk 2077 покажут 15 октября на Night City Wire
- Экранизация Resident Evil: первые детали и актеры
- СМИ: французский офис Activision Blizzard будет закрыт — он отвечает и за Россию
- В Украине выпустили набор Old Spice в стиле Cyberpunk 2077
- Акционер CD Projekt продаст все акции и пожертвует прибыль профсоюзу из-за кранчей в студии