Лучшее  🚀
19.01.2018 в 16:49 Evernews

Как CD Projekt RED сражалась за независимость

Это история о том, как небольшая польская компания не прогнулась под давлением крупных издателей, сумела сохранить права на свои проекты и стала одной из известнейших игровых студий. Эта компания — CD Projekt RED.

Кстати, на сайте читать удобнее

CD Projekt начинали как дистрибьюторы, а затем как издатели и локализаторы западных проектов в Польше: об этом периоде в жизни компании отлично рассказывал документальный фильм Noclip. Только через некоторое время руководство студии решило попробовать свои силы в роли разработчика — начиналось создание первого «Ведьмака».

Atari

Студия не могла самостоятельно финансировать разработку игры, но все же выдвигала одно принципильное условие: все права на интеллектуальную собственность должны остаться в распоряжении компании. В конце концов студия решила подписать договор с Atari: у этого издателя имелся большой опыт работы с ролевыми играми. Была и еще одна причина — у разработчиков кончались деньги.

На первый взгляд все было в порядке: Марчин Ивински и Михал Новаковски вроде бы сумели добиться сохранения за CD Projekt всех прав на «Ведьмака». Однако в контракте, составленном юристами Atari, говорилось нечто совершенно иное. Ивински вспоминает, что по этому контракту разработчики буквально попадали к издателю в рабство на следующие десять или пятнадцать лет и не могли ничего изменить.

Разработчики предположили, что произошла ошибка, и обратились к представителям Atari за разъяснениями. Те, по словам Ивински, заверили сотрудников студии, что с контрактом все в порядке — подписывайте и не волнуйтесь. В CD Projekt так не думали.

Следующие полгода юристы студии яростно сражались с Atari, выбивая необходимое разработчикам соглашение. CD Projekt подписали контракт только когда были на 200% уверены: «Ведьмак» останется у них. Позднее Ивински вспоминал, что только на юристов студия потратила около $60-70 тысяч — гигантские деньги для небольшой компании.

Первая битва была выиграна, но настоящие проблемы ждали CD Projekt RED впереди.

Конец «Белого Волка»

Проблемы возникли в 2009 году, спустя пару лет после выхода первого «Ведьмака». Студия занималась второй частью приключений Геральта, а параллельно команда Widescreen Games трудилась над The Witcher: Rise of the White Wolf, переносом первой игры на консоль Xbox 360. Этот порт очень серьезно отставал от сроков.

Настолько серьезно, что руководство CD Projekt решило "убить" проект. Студия сообщила Widescreen Games об отмене порта и стала ждать звонка из европейского подразделения Atari, финансировавшего разработку порта. Ждать пришлось недолго.

Ивински вспоминает, что ему позвонил лично Фил Харрисон, президент Atari Europe. Харрисон очень вежливо сообщил: ему ужасно жаль, но CD Projekt нарушили такие-то и такие-то пункты контракта. Теперь студии нужно вернуть Atari несколько миллионов долларов, выделенных на разработку Rise of the White Wolf.

У компании просто не было таких денег — в мире бушевал финансовый кризис — но, как вспоминает Марчин Ивински, сработала старая поговорка: "если вы должны 100 долларов, то у вас проблема; если несколько миллионов — можно договориться". Руководство CD Projekt отправилось в Нью-Йорк, договариваться. Марчин признается, что было страшновато.

Договориться действительно удалось: в Atati не хотели уничтожать студию, работающую над потенциальным хитом. Издатель получил права на распространение второго «Ведьмака» на физических носителях, а CD Projekt оставила себе распространение цифровых копий. Менеджеры Atari не прогадали — The Witcher 2 оказался успешнее первой части.

Самые дерьмовые переговоры

О праве Atari на распространение физических копий The Witcher 2 вновь вспомнили только через несколько лет, когда в CD Projekt начали думать о выпуске консольной версии игры. К тому времени Atari Europe была куплена Namco Bandai, но сотрудники остались на своих местах и даже в тех же офисах.

Представители издательства предложили CD Projekt свои условия и уверяли разработчиков, что тем не удастся найти лучшую сделку. Студия все же решила подыскать нового партнера и нашла его в Калифорнии: CD Projekt заключили сделку с THQ и ушли на каникулы. Через две недели разработчики оказались в лионском суде.

Юристы Namco Bandai выдвинули против CD Projekt три иска. Параллельно издателю удалось добиться временного запрета на продвижение The Witcher 2: получить такой запрет за несколько месяцев до выхода игры было чрезвычайно неприятно.

В конце концов суд постановил, что CD Projekt должны перезаключить соглашение с Namco Bandai и отказаться от сотрудничества с THQ. Марчин Ивински и Михал Новаковски вновь отправились в Калифорнию: нужно было извиниться и решить все финансовые вопросы, связанные с отменой сделки. В Калифорнии у разработчиков случились "самые дерьмовые переговоры" в жизни.

Оказалось, что в THQ не хотят просто так отпускать CD Projekt: компания затребовала солидную компенсацию. Ивински и Новаковски вспоминают, что эти переговоры чрезвычайно напоминали попытки пробить головой бетонную стену — причем стена в это время держала пистолет, приставленный к вашей голове.

Представители Namco Bandai были отменно вежливы, но тоже хотели денег и давали понять, что готовы уничтожить CD Projekt в суде. Проконсультировавшись с юристами разработчики выяснили, что еще один процесс обойдется студии где-то в полмиллиона фунтов стерлингов. Было решено договариваться.

В результате CD Projekt удалось скостить выплаты THQ и Namco Bandai до приемлемых размеров: релиз The Witcher 2 был совсем близко, разработчикам нужно было думать о продвижении игры, а не отвлекаться на судебные тяжбы.

Независимость

Сейчас Марчин Ивински считает, что студии очень повезло. Дело в том, что через несколько лет THQ обанкротились. Ивински полагает, что если бы CD Projekt все-таки стала сотрудничать с издательством, то так и не дождалась бы прибыли от продаж второго «Ведьмака», а с правами на издание игры в Европе могла возникнуть путаница. Словом, все к лучшему.

Судебные баталии и переговоры тоже положительно повлияли на имидж студии. Компания, уверен Михал Новаковски, показала партнерам, что готова отстаивать свои интересы и смогла установить с ними определенный уровень взаимоотношений. Возможно, именно поэтому Namco Bandai до сих пор выступает европейским издателем игр CD Projekt.

К моменту анонса The Witcher 3 CD Projekt занимала принципиально иное положение в игровой индустрии. Первые материалы об игре вышли в Game Informer: крупнейшем американском игровом издании с аудиторией в 30 миллионов человек — специально для тематического номера разработчики свозили журналистов в Европу.

Только после такой мощной презентации, вспоминает Ивински, компания начала общаться с потенциальными бизнес-партнерами. Те были чрезвычайно заинтересованы: по сравнению с предыдущим опытом студии эти переговоры были словно глоток свежего воздуха.

Интересно, что ждет CD Projekt после выхода Cyberpunk 2077? Ходят слухи, что рекламная кампания игры уже планируется.

Читать далее