Проблемы CD Projekt RED: что рассказали YongYea бывшие сотрудники студии
Ютубер YongYea, первым рассказавший о негативных отзывах сотрудников CD Projekt RED в сервисе Glassdoor, поговорил с бывшими разработчиками студии о проблемах в компании. Мы коротко пересказываем сорокаминутное видео YongYea.
Кстати, на сайте читать удобнее
В предыдущей серии
В сентябре YongYea обнаружил, что пользователи сервиса Glassdoor, представляющиеся бывшими и действующими сотрудниками CD Projekt RED, активно критикуют работу менеджмента студии. Встречались жалобы на проблемы роста, постоянные переработки и низкую зарплату, особенно часто критиковали главу студии Адама Бадовски.
В начале октября стало известно об уходе из CD Projekt RED нескольких ведущих специалистов, работавших над серией The Witcher и Cyberpunk 2077. Спустя еще несколько дней CD Projekt RED прокомментировали слухи о проблемах студии: Марчин Ивински и Адам Бадовски заявили, что никаких причин для беспокойства нет.
Источники
В новом видео YongYea утверждает, что ему удалось пообщаться с двумя бывшими сотрудниками CD Projekt RED, предоставившими убедительные доказательства своей работы в компании. YongYea не намерен раскрывать имена и какие-либо данные своих источников.
О зарплатах в CD Projekt RED
Студия платит своим сотрудникам самые большие зарплаты среди всех польских игровых компаний, однако они все-таки ниже, чем в западных компаниях. Примерная сетка зарплат выглядит так:
- Младший разработчик: $1000
- Специалист: $2000
- Старший разработчик: $3000
- Ведущий разработчик: $4000 - $6000
Для Польши это хорошие деньги: YongYea отмечает, что аренда однокомнатной квартиры в Варшаве стоит порядка $350 в месяц, двухкомнатная обойдется где-то в $500-$550 ежемесячно.
Фактчек
Мы исследовали несколько польских сайтов, посвященных аренде недвижимости, и не смогли найти в Варшаве однокомнатную квартиру дешевле $570. Выглядит эта квартира вот так. Квартиры-студии сдаются примерно за $450. Приличная двухкомнатная квартира стоит около $750 в месяц.
Ротация кадров и проблемы с документацией
YongYea подсчитал, что через некоторое время после выхода первой части The Witcher студию покинули примерно 60% разработчиков, работавших над игрой. После выхода The Witcher 2 из CD Projekt ушли около 40% сотрудников, принимавших участие в работе над проектом.
Как утверждают источники YongYea, спустя какое-то время после релиза The Witcher 3 Wild Hunt студию покинула "значительная часть разработчиков" игры. Сообщается также, что в CD Projekt есть проблемы с документацией: уходящие сотрудники как правило не передают свои знания действующим разработчикам. В результате утрачивается масса полезной информации и некоторые вещи приходится переделывать заново.
Интересно
Руководство студии упоминало "переизобретение колеса" в письме, посвященном ситуации в компании. Это "переизобретение" позиционировалось как преимущество.
Демо-версии
CD Projekt RED тратит массу времени на создание эффектных демонстрационных версий своих игр. В демо-версиях показывается не реальное состояние проекта: это либо очень сильно заскриптованные геймплейные презентации, либо пререндер, который выдают за актуальный геймплей игры. В демо-версиях могут показываться геймплейные механики, еще не реализованные в игре - уже после презентации разработчики думаю, как реализовать их в основной версии проекта.
Очевидно, речь идет не о пресс-версиях, в которые дают сыграть журналистам, а о презентационных демках, показывающихся на большом экране при минимальном участии ведущего.
Проблемы The Witcher
Первая игра студии была проблемной: релиз оригинального The Witcher несколько раз переносили, игра вышла на год позже плана. После выхода проекта код представлял собой "ужасное месиво". Никаких выводов руководство CD Projekt не сделало, работа над второй частью шла в том же неорганизованном стиле, предполагающем многочисленные переработки.
Проблемы The Witcher 2
Разработка The Witcher 2 стартовала в 2008 году, первоначально над проектом работало 60 сотрудников. К 2010 году, когда число разработчиков увеличилось до 100 человек, еще не была готова альфа-версия игры.
Во время разработки игры студия сменила движок с Aurora Engine на RED Engine, изначально предназначавшийся для The Witcher 3. На тот момент в RED Engine были реализованы не все необходимые возможности. В расширенное издание The Witcher 2 попал контент, который разработчики не успели доделать к выходу проекта.
CD Projekt RED не удалось завершить в срок ни один из ключевых этапов разработки The Witcher 2, игра была перенесена на более поздний срок и урезана примерно на 30%. Предполагалось, что игра выйдет одновременно на PC и Xbox 360, версия для Xbox появилась только через год.
Проблемы The Witcher 3
Последняя на данный момент часть серии The Witcher переносилась дважды, с осени 2014 года на февраль 2015 года и с февраля на май 2015 года. Полноценная разработка игры стартовала в 2013 году, создание The Witcher 3 сопровождалось многочисленными кранчами.
Проект двигался вперед недостаточно быстро, на помощь команде Ведьмака отправили всех разработчиков, занимавшихся Cyberpunk 2077. К осени 2014 года у CD Projekt RED не было альфа-версии The Witcher 3.
Примерно в это же время к работе над Ведьмаком вернулся Адам Бадовски, руководитель студии - некоторое время он не занимался проектом, поддерживая умиравшую от рака девушку. После ее кончины Бадовски вплотную занялся проектом и продавил изменения в множестве игровых механик, в том числе и близких к завершению.
Интересно
Разработчики потратили около года на реализацию системы, позволявшей атаковать противников в уязвимые точки - что-то похожее на систему V.A.T.S. В финальную версию игры она не попала.
Разработка Cyberpunk 2077
Реальная разработка игры началась в конце 2015 года: к проекту вернулась небольшая часть сотрудников студии, основной штат CD Projekt RED занимался дополнениями к The Witcher 3. В это время предпринимаются первые попытки создать играбельный прототип проекта.
Список фич игры огромен: гигантски город, мультиплеерный режим, обширная кастомизация, транспорт, множество классов персонажей, продвинутая диалоговая система, выбор пола героя и так далее. Проект невероятно амбициозен, вдобавок к освободившейся команде Ведьмака студия планирует нанять еще порядка 200 человек.
К концу 2016 года разработчики начинают дорабатывать движок: RED Engine 3 не поддерживает мультиплеер и транспортный средства, в движке не реализована механика стрельбы, на нем невозможно создать гигантский мир Киберпанка. Источник YongYea считает, что доработка игрового движка может занять несколько лет.
Фактчек
Работа над улучшением RED Engine 3 началась раньше. Весной 2016 года художник CD Projekt RED Хосе Тейшейра рассказывал, что программисты студии уже занимаются обновлением движка и улучшением инструментов разработки.
В конце 2016 года в студии прошло собрание, на котором были озвучены следующие ключевые даты проекта: демо-версия Cyberpunk 2077 на E3 2017, альфа-версия в 2018 году и релиз в 2019 году.
Во время этого же собрания разработчикам была представлена новая концепция Cyberpunk 2077: единственный герой без кастомизации, "в стиле Геральта"; сильный акцент на сюжет и катсцены, "в стиле Ведьмака, но с пушками и в будущем".
Источник YongYea утверждает, что CD Projekt RED придется очень постараться, чтобы выпустить игру хотя бы в 2020 году.
Менеджмент
Один из источников YongYea уверены, что большая часть проблем CD Projekt RED заключается в руководителе студии, Адаме Бадовски. Он описывается как неплохой человек, оказавшийся не на своем месте: Бадовски якобы отличается хорошим чувством стиля, но слабо разбирается в дизайне и коде.
Утверждается, что руководитель студии не дает разработчикам достаточно четких указаний. В то же время он замкнул на себя принятие решений по множеству важных вопросов и пристально следит за работой сотрудников, не давая им полной свободы действий.
Кроме того, в CD Projekt RED слишком много руководителей департаментов: например, вместо единственного руководителя арт-департамента в студии есть главный аниматор, главный специалист по катсценам, главный специалист по персонажам и главный специалист по окружению.
В CD Projekt RED порядка 20-25 продюсеров и руководителей отделов. Если верить источнику YongYea, все эти специалисты постоянно конфликтуют, пытаясь добиться одобрения руководителя студии, принимающего все основные решения.
Источник утверждает, что польские разработчики в курсе проблем CD Projekt RED, поэтому компания все активнее нанимает сотрудников-иностранцев. По сравнению с 2012 годом их количество увеличилось с 1% до до 40%. Если положение в компании не улучшится, то искать новых разработчиков на замену уходящим будет все сложнее.
Почему о проблемах компании так мало говорят
Лучший отдел в CD Projekt RED - отдел маркетинга. Команда, состоящая примерно из 20 сотрудников, отлично умеет работать с сообществом и радовать фанатов студии. Источник YongYea уверен, что проблемы CD Projekt RED почти ничего не слышно именно благодаря отличной работе этого отдела.
Стоит ли этому верить?
Мы не знаем, насколько достоверна информация, озвученная YongYea.
Большая часть данных получена из единственного источника. Существует вероятность, что этот источник разошелся с CD Projekt RED не слишком мирно и решил отомстить бывшим работодателям. Второй источник предоставил YongYea намного меньше информации, в целом она подтверждает данные первого источника.
- Объявлены обладатели Премии Steam 2017
- Теперь в The Witcher 3 можно пройти пролог первого Ведьмака
- Horizon Zero Dawn The Frozen Wilds: все новые машины
- Destiny 2: местонахождение и инвентарь Зура с 10 по 14 ноября
- Документальный фильм о CD Projekt, часть вторая: воспоминания о первых "Ведьмаках"
- Документальный фильм о "Ведьмаке", часть первая: история CD Projekt