«Трое из ларца»: Рецензия на Grand Theft Auto V
Сколько бы людей не играло в неё, у каждого из них была своя, неповторимая история, не похожая ни на одну другую. И что самое интересное, каждый из них видел GTA по-своему: кто-то вооружался до зубов и пускался во все тяжкие, убивая всех копов в округе, тем самым взывая на себя гнев хранителей правопорядка; кто-то вооружался ножом и маской, маниакально преследуя жриц любви во тьме ночной; многие пытались соблюдать все правила и законы; а были и те, кто просто садился за просмотр тв-передач.
И если раньше серия представляла собой лихой аттракцион, развлечений которых хватало для того, чтобы скоротать угрюмые будни за уничтожением всего живого на экране, то теперь она стала на порядок серьёзнее, в отношении не только себя, но и своей аудитории – игра повзрослела вместе с нами, при этом не растеряв ни капли безумия.
Возмужавшую социальную сатиру выдают первые минуты: один из главных героев постоянно негодует о пороках современной молодёжи, которая большую часть своего времени проводит за просиживанием задницы у компьютера, минуя период полового созревания, и как следствие, впустую потраченную молодость; персонаж второго плана критикует современный кинематограф, причём даже человек несведущий в этом направлении прекрасно знает, что Голливуд Вайнвуд – погряз в дешёвых боевиках, тупых сериалах и шоу – чувствуется самоирония авторов.
Но несмотря на моральные терзания о современном обществе и нормах, мы по-прежнему занимаемся противозаконными вещами, которые и объясняют всю суть бандитской романтики: украл, выпил – в тюрьму. С поправкой на современные реалии: угоны машин; бесчисленные убийства; кражи федеральной собственности, ну и, самое вкусное – ограбления, ради которых, собственно, и затевалась сюжетная линия.
И в этом плане GTA V просто поражает. Поражает своим вниманием к деталям, ведь ограбления здесь устроены по лучшим традициям фильмов этого жанра, а само мероприятие проходит в несколько этапов: планирование, с выбором стратегии и напарников; подготовление, добыча необходимого инвентаря, и, собственно, само ограбление, по окончанию которого не грех открыть шампанское и устроить "золотой" дождь.
В своё время, Vice City запомнился многим по тому самому, единственному и неповторимому ограблению, когда банда Версетти «вынесла» банк в Литл-Гавана, нарядившись в зелёные комбинезоны и хоккейные маски (забавно, но в GTA V есть абсолютно такая же одёжка - дань VC ?), предварительно спланировав сей деяние. Такое количество драйва в те времена, не могла дать ни одна другая игра, чем и воспользовались Rockstar, уже в пятой части доведя идею до идеала.
Так вот, ограбления - это лишь черепаха, покоящаяся на трёх китах - убийствах, погонях и главных героях. На этих составляющих держится вся суть игры, а наличие аж трёх действующих персонажей по-началу вызывало лишь опасение, которые, впрочем, были напрасны - это лучшая идея Rockstar, пожалуй, за всю их историю, ведь такой разносторонности сюжета GTA мы и представить до этого не могли. При этом каждый из них имеет неповторимые черты: привычки, характер, ценности и садистские наклонности, и в принципе ни в чём не уступают в друг другу - каждый из нас увидит в ком-то из них себя.
— Ваш сын Джеймс — он хороший мальчик?
— Он — хороший мальчик? Хороший мальчик? Почему? Он что, бедным помогает? Нет, он целый день сидит на жопе, курит дурь, дрочит и играет в эту тупую игру. Если у нас теперь такие люди считаются хорошими — неудивительно, что эта страна в полной жопе.
Минутка философии от Майкла
Тревор Филипс - бывший лётчик ВВС США, а также грабитель, близкий друг Майкла и его семьи. Переехал в округ Блейн после якобы смерти Майкла в Людендорфе, о чём горевал все десять лет до их новой встречи. Но и время он не терял зря: вёл безумную жизнь, полную жестоких убийств, грязного секса, а также вёл войну с «потерянными», байкерами, лидером которых являлся наш старый знакомый - Джонни Клебитц. Всю свою жизнь Тревор грезил о большом деле, о грандиозном ограблении, благодаря которому он мог бы вписать своё имя в историю, став одним из самых безумных грабителей. Его самая безумная черта - непредсказуемость. Десятки убийств на дню - для него обычное дело. Он обожает буйство, и сам охотно устраивает его в округе Блейн, где стал полноправным хозяином положения. При этом он предан собственным принципам, делу и друзьям.
Мистер Малина погиб смертью храбрых, а в процессе доставил огромное удовольствие одинокому человеку.Откровение Тревора
Франклин Клинтон - типичный гангста-нигга, грезящий об успешной гангстерской карьере, больших деньгах и «уважухе», чего он и пытается добиться на протяжении всей жизни. После неудачной торговли наркотиками по «малолетке», понял, что не хочет быть мелким бандюганом в гетто, а стать настоящим криминальным авторитетом, и заниматься чем-то большим, нежели участвовать в каких-то междусобойчиках местных банд и прочей грязной работёнкой, которую ему подкидывает его закадычный друг - Ламар. Некоторое время работал в автосалоне армянского предпринимателя - Симона, коллектором, занимаясь взысканием имущества у должников. Волею судьбы он сходится с Майклом, и понимает, что это именно тот человек, который обеспечит ему карьерный рост.
Сейчас я кое-что пропущу прямо через твою жопу, нигер.Гангста-угрозы от Франклина
Всех троих судьба свела в знакомом нам Лос-Сантосе, что в штате Сан-Андреас. Но нет, не ждите здесь появления героев прошлых игр, и в особенности CJ - действие происходит в перезапущенной вселенной, что и предыдущая игра, а стало быть, никакой связи с более старыми играми серии здесь нет и в помине, не считая многочисленных отсылок и пасхалок. Прямо скажем: знакомый нам город заметно преобразился, подрос в размерах, обзавёлся вменяемыми сельскими окрестностями, и остался в штате совсем один-оденёшенек - Сан-Фиерро и Лас-Вентурас - до свидания. А легендарная "Грув Стрит" стала притоном знакомых нам балласов, да и вагосы никуда не пропали.
С самого начала, за исключением пролога, вся территория открыта для свободного исследования, чего не было в прошлых играх: никто не будет «вешать» на вас три звезды, когда вы вдруг решите выбраться из города. Сельская местность заметна прибавила в деталях, став более живой и насыщенной, что не может не радовать. А близлежащая природа и вовсе, кипит жизнью: густые леса, полные различной дичи, так и норовящей попасть под колёса или прицел мушкета. Rockstar постоянно учится, и учитывает все предыдущие наработки: тут вам и живая природа из Red Dead Redemption; лихие перестрелки с буллет-таймом, как Max Payne 3; поведение автомобилей напрямую списано с Midnight Club и так далее.
От изобилия других песочниц, GTA отличало всегда одно - она жизненная. А в пятой игре, эта жизненность достигла своего, можно сказать, апогея - здесь постоянно что-то происходит, а путешествуя по штату, вы почти наверняка найдете на свою пятую точку небольшое приключение. На улицах города орудуют грабители и карманники (ворующие не только кошельки, но и имущество), полиция преследует лихачей (иногда дело доходит до перестрелок), знакомые нам банды воюют друг с другом за территории, или какое-то выкинутое в их сторону слово или жест, а животные охотно лезут под колёса - Лос-Сантос живёт своей жизнью, не требуя участия игрока.
При этом игроку есть чем заняться во внесюжетное время: тут вам и теннис, который, к слову, лучше, чем многие его симуляторы; гольф, и опять-таки затыкающий за пояс одноимённый симулятор Тайгера Вудса; ночные гонки, в лучших традициях первых форсажей; излюбленные стриптиз-бары; безумные прыжки с парашютом; экстремальные спуски на байках с горы Чилиад - занятий масса, и почти каждое доставит вам неимоверное удовольствие. Но если вы предпочитаете адреналину спокойное изучение мира - пожалуйста, отправляйтесь на встречу закату в шикарном болиде, включайте любимую радио-волну, и наслаждайтесь здешними пейзажами.
Вдоволь насытившись розовыми закатами, камера взмывает в небо, и опускается в каком-то захалустье, где самый безумный из этой троицы изгоняет «огнём и мечом» местную шелупонь в лице байкеров из Либерти-Сити, совершив диверсию в их лагере - у Тревора это в порядке вещей. Судорожно достаём телефон и «инстаграмимся», запечатлев непристойный жест и непристойную картину, что позади нашего героя. Возвращаемся в наш дом на колёсах, пропускаем по несколько грамм чертовски дерьмового пойла, и плюхаемся в кровать - тем временем, камера снова взмывает ввысь и на сей раз приземляется в шикарном особняке, где какая-то придурковатая дамочка занимается йогой с озабоченным тренером - непрерывное действо, во что отличает пятую часть от своих предшественников.
Такой ритм держится на протяжении всей сюжетной линии, и игра даже не думает сбивать темп: вот Майкл и Франклин грабят ювелирный магазин, а после дела залегают на дно, и буквально в этот же момент мы переходим к Тревору - и так постоянно, причём происходит это и во время миссий, где мы можем переключаться с одного персонажа на другого, но увы, только по указке сценариста - простора для креативности не так много, как хотелось бы. Один спускается по зданию на тросе, другой прикрывает первого с крыши противоположного здания через снайперский прицел, а третий на вертолёте, завис в воздухе неподалёку, в ожидании возможной эвакуации. При этом даже будучи под контролем ИИ, остальные герои ведут себя достаточно живо и очень редко тупят, от чего удовольствие от прохождения подобных миссий увеличивается в разы.
В особо крупных мероприятиях участвует свора другие личностей, которые выполняют роль помощников в ограблении - хакер, стрелки и водитель. Как я уже говорил ранее, ограбления происходит в несколько этапов: планировка, добыча необходимого и финальный этап. От качества нанятых наёмников зависит успех операции, и чем лучше, скажем, хакер, тем больше времени будет для того, чтобы обчистить витрины, но и долю он получит соответствующую навыкам. Более слабые напарники зачастую погибают ещё на месте преступления - плохой стрелок или водитель. Эмоций масса. Единственное, что разочаровывает - количество ограблений. На всю сюжетку приходится около 5-6 подобных миссий - что для игры такого масштаба, разумеется, очень мало.
Несмотря на дефицит таких масштабных миссий, другие если и уступают ограблениям, то совсем чуть-чуть. Всё благодаря постановке и сценарию - составляющие, в которых Rockstar нет равных в принципе. Каждая, пускай и незначительная миссия а-ля отвези то, а привези другое - маленький шедевр, с потрясающей кат-сценой, в которой герои обязательно выдадут какое-нибудь крылатое выражение: будь то выяснение «ниггерских» отношений между Франклином и Ламаром; саркастические монологи Майкла на приёме у психотерапевта; или уж совсем безумные речи Тревора - гениально прописанные персонажи, за которыми интересно и хочется наблюдать постоянно.
Каждый из нашей троицы обладает уникальными способностями: Франклин лучше всех водит автомобиль и во время езды умеет замедлять время, Майкл имеет в арсенале тот же буллет-тайм, но во время стрельбы, как у старины Макса, а Тревор может впадать в состояние берсерка, получая наименьший урон, нанося наибольший; личным транспортом: у Франклина белый маслкар, подозрительно похожий на Ford Mustang, у Тревора непонятный и вечно грязный пикап, который больше похож на машину его собственного производства, а у Майкла дорогой седан, чем-то напоминающий Audi; собственным жильём: Франклин живёт неподалёку от Грув Стрит, в доме своей тётушки, Тревор осел в доме на колёсах, в округе Блейн, и только Майкл имеет шикарный особняк, с бассейном и теннисным кортом.
В Лос-Сантосе полным-полно различной недвижимости, которая закреплена к покупке определённым персонажем: начиная от прилавок с лечебной марихуаной, заканчивая вертолётными площадками. Наконец-таки вернулся тюнинг автомобилей: поставить спойлер, бампера, неон, новые колёса, броню ? Проще простого. Вместе с этим появилась возможность апгрейда оружия: улучшенный прицел, обойма, фонарь, глушитель ? Ради бога.
Можно почувствовать себя брокером, зайти в интернет и приобрести пару акций какой-нибудь компании, затем поднять им цену - убить главного конкурента, дабы озолотить себя. Смартфон наконец-таки стал приносить пользу: помимо прочтения почты, с него можно выйти в интернет, чтобы приобрести какую-нибудь «игрушку», сделать селфи, и наконец, просто позвонить друзьям и договориться о совместном времяпрепровождении.
Не обошлось и без огромного количества различных пасхалок, отсылок и прочих «стёбов»: смартфоны главных героев это пародии на iOS, Android и Windows Phone; cоциальная сеть Lifeinvader точная копия Facebook; в одной из миссий в киностудии Вайнвуда, главный герой оденет смокинг и угонит со съёмочной площадки знаменитый автомобиль Бонда Пирса Броснана - Aston Martin DB5, примечательно, что он сохранил все свои «фишки», такие как: пулемёт и кресло катапультирования - поклонники Бондианы оценят.
В начале моего рассказа, я говорил о том, что GTA стала взрослее. И это так. Её эволюция видна невооружённым глазом: в прошлых играх серии, с первых минут хотелось лишь одного - сеять хаос. Убивать, давить, взрывать, поджигать, а задумываться о тонкостях сюжета, о его логике и смысле - до этого попросту не было никакого дела. Здесь же - хочется жить. Не спеша изучить город и его окрестности, познакомиться с парочкой странных пенсионеров, лазающих по мусорным бакам, или угнать гидроцикл, и отправиться на встречу закату - эта игра уникальна.
Плюсы:
- Дивный открытый мир, полный деталей и возможностей.
- Шикарный сюжет и главные герои.
- Потрясающая атмосфера ограблений.
- Великолепный саундтрек.
- Умопомрачительные закаты.
Минусы:
- -
10 «Нигга !» из 10
- Финансовый отчет Take-Two: продано 31 миллион копий Civilization и 54 миллиона - GTA 5, Mafia 3 и GTA 5 совершенно разные
- «Безудержное веселье»: рецензия на Grand Theft Auto Online
- ̶Б̶о̶г̶ ̶-̶ ̶о̶д̶и̶н̶.̶ ̶И̶ ̶о̶н̶ ̶н̶е̶ ̶О̶д̶и̶н̶!̶ Один - Бог. И не один!
- Might & Magic Heroes III HD: про ожидания и переиздание «старой доброй»
- Долгожданная GTA 5 на PC и магическая оптимизация
- Долой капризы. Находи во всем свои плюсы.