Лучшее  🚀
01.12.2022 в 17:17 Cyber Morning Star

Кодзима про аниме и тяжесть успеха: главное из третьего выпуска подкаста Brain Structure

В гостях у Хидео японский кинорежиссёр Мамору Осии.

Кстати, на сайте читать удобнее

Мы продолжаем знакомиться с подкастом сценариста и геймдизайнера Хидео Кодзимы. В третьем выпуске Кодзима вместе со своим давним другом, режиссером Мамору Осии, решил говорить о вдохновении и аниме.

Кто такой Мамору Осии?

В 1983 он снял адаптацию манги «Несносные пришельцы: Только ты», но широкой публике Мамору знаком по экранизации манги «Призрак в доспехах» (1995). Сиквел «Призрак в доспехах 2: Невинность» (2004) оказался настолько популярен, что стал первым японским аниме, номинированном в Каннах.

Как Кодзима придумал Metal Gear и Снейка: главное из первого выпуска подкаста Brain Structure
Кодзима, Джордан Пил и пришельцы: главное из второго выпуска подкаста Brain Structure

Знакомство Хидео и Мамору

В начале 90-х Мамору позвонил Хидео и предложил приехать в Америку, чтобы немного пострелять в компании Джеймса Кэмерона. Следующая встреча состоялась в 2016, когда Хидео размышлял о том, чтобы добавить модель режиссёра в Death Stranding. Мамору тогда болел и приехать не смог.

Сам Хидео фанатеет от творчества режиссёра еще со времён «Несносных пришельцев» и видеокассет. К примеру, он вспоминает «Mystery Article File 538» (1987), аниме про детектива, расследующего таинственные исчезновения самолётов.

Кодзима был поражён уровнем визуала — по телевизору такое вряд ли бы показали, — и акцентом на саспенсе.

Вдохновение

Хидео купил книгу Осии «Methods. From Layouts of Patlabors 2 the Movie», когда работал над приключенческими играми и раздумывал над тем, как перемещать камеру. По его словам, Мамору первым начал по-настоящему изучать вопросы сторителлинга и компоновки сцен в аниме.

А ещё многие в то время предвзято относились к аниме и считали его сомнительным занятием. По мнению Хидео, именно Мамору создал новый культурный образ этого течения и вдохновил весь остальной мир. В пример он приводит фильм «Робокоп 2» (1990) и работы сестёр Вачовски.

Аниме и игры

Мамору полагает, что аниме и игры следуют по схожему пути. Только если аниме развивалось в течение 80 лет, то игры уложились в 30. Изменились технологии, индустрия и даже подход к созданию игр. И дальше будет только лучше и быстрее.

Осии восхищается работами Кодзимы, отмечая пристальное внимание к деталям и способам самовыражения. К примеру, он был приятно удивлён тому, какими получились Metal Gear Solid 5 The Phantom Pain и Death Stranding.

А ещё Мамору считает, что у создателей аниме и игр одинаковые проблемы. Например, бюджет — нехватка денег зачастую заставляет придумывать что-то новое. К примеру, в некоторых сценах аниме Осии отсутствует анимация, и чтобы это не сильно бросалось в глаза, надо было тщательнее продумывать композицию и звуковые эффекты.

Ещё одна проблема: как при помощи своих работ выразить свои мысли и своё собственное «я».

Различия темпераментов

У каждого в команде разработчиков свой темперамент. Ребята, работающие со звуками, любят экспериментировать и пробовать что-то новое. Художники чаще всего интроверты и не любят работать в команде. К каждому нужно найти подход. Кому-то пригрозить, кому-то польстить, на кого-то разозлиться.

Дождь и детали

Хидео не перестаёт восхищаться педантичностью, которую Осии проявляет в своих работах. Например, дождь: в реальной жизни мы чувствуем его кожей, видим глазами и определяем по запаху, а в аниме, фильмах и играх всё куда сложней.

К примеру, чтобы показать дождь, Мамору использует звук капель, бьющих по крыше. Со звуками работать проще всего, их запись стоит не так много денег; анимация — другое дело, это долгий и дорогой процесс.

Тяжесть успеха

Мамору и Хидео считают, что быть слишком успешным вредно. Когда разработчик или режиссёр достигают невероятных высот, на их плечи ложится огромная ответственность.

Общество подталкивает таких людей становиться всё более и более успешными. Повышать планку качества, соответствовать развивающимся технологиям, выдерживать конкуренцию. Продюсеры твердят о том, что надо удержать преданную аудиторию и при этом привлечь новую. Это очень тяжело.

Намного проще, если все ожидают от тебя чего-то среднего и ты в ответ выдаёшь тоже что-то среднее. Ведь если пытаться соответствовать всем стандартам, то начинаешь терять свободу.

Осии приводит в пример Джеймса Кэмерона. Он снял один хит, а потом превзошёл сам себя и снял фильм ещё лучше. Сначала «Титаник» (1997), потом «Аватар» (2009). Джеймс не просто режиссёр, но и самый настоящий голливудский бизнесмен.

А вот Хидео, наоборот, вспоминает Хаяо Миядзаки, который не снял ни одного сиквела.

Сиквелы

Кодзима всегда хотел, чтобы в серии Metal Gear было несколько игр. Зная, что фанаты по всему миру ждут очередную игру, создание продолжения стало для него смыслом жизни. Словно у атлетов и космонавтов, которые раз за разом стремятся к новым вершинам и обрастают фанатской базой.

А вот и запись подкаста на английском языке.

Читать далее