Росомаха дешевле Фокса: как Marvel и DC платят создателям культовых героев
Лучшая тактика — засветиться, а затем уйти на вольные хлеба.
Кстати, на сайте читать удобнее
Фильмы и сериалы киновселенной Marvel приносят Disney миллиарды долларов, обеспечивая топ-менеджерам корпорации хорошие зарплаты, а инвесторам — хорошие дивиденды. Однако, пишет The Hollywood Reporter, создатели персонажей и комиксов, по мотивам которых снимают фильмы, не получают почти ничего.
Авторы, чьи работы лежат в основе проектов Marvel, достаточно давно высказывают недовольство политикой Disney. В последние годы их недовольство растет — видимо, вместе с ростом выручки киновселенной.
Я заработал на создании персонажа даже меньше, чем на побочных проектах с [профсоюзом] SAG.
Эд Брубейкер, один из авторов Зимнего Солдата
Вышедший в 2018 году фильм «Черная Пантера» собрал в прокате больше $1.2 миллиарда — отличный результат для фильмов Marvel. Этот результат не очень обрадовал сценариста Та-Нехаси Коутса, создавшего множество комиксов о персонаже.
Мне бы хотелось, чтобы Marvel оптимальнее подходила к выплате компенсаций авторам, сделавшим Черную Пантеру Черной Пантерой.
Та-Нехаси Коутс
Для индустрии комиксов, отмечает The Hollywood Reporter, такое положение дел очень характерно. Как правило, создатели персонажей передают права на них за смешные деньги: например, Джерри Сигел и Джо Шустер расстались с правами на Супермена за $130. Дело было в 1938 году, с учетом инфляции это приблизительно $2350 современных денег.
Сейчас сценаристы, сотрудничающие с Marvel и DC, подписывают контракты, гарантирующие передачу компаниям права как на персонажей, так и на связанные с ними сюжетные линии. По словам источника THR, у обеих компаний не существует конкретной политики, где было бы прописано вознаграждение за адаптацию сюжетных линий комиксов для фильмов.
Сами сценаристы утверждают, что DC в среднем платит за адаптации больше, чем Marvel. В качестве примера THR приводит Джима Старлина: он рассказывал, что получил за адаптацию второстепенного персонажа для «Бэтмена против Супермена» больше, чем за Таноса, Дракса и Гамору для «Стражей Галактики».
Примечательно, что недовольство Старлина, высказанное публично, привело к пересмотру его контракта на Таноса. Благодаря этому гонорар за последние части «Мстителей» вполне устроил Старлина; конкретные цифры он не называл.
Контракты сформулированы таким образом, что если Disney захочет, она может быть более щедрой. Там прямо написано, что компания имеет право менять условия в сторону улучшения.
Джим Старлин
В то же время Marvel и Disney не обязаны идти навстречу авторам. Как правило, объясняет THR один из сценаристов Marvel, такие выплаты рассматриваются не как плата за работу, а как благодарность — чтобы не портить отношения со сценаристами.
Это деньги для затыкания рта.
анонимный сценарист Marvel
Примечательно, что с актерами Marvel поступает иначе. Если видно, что фильм или сериал пользуется повышенной популярностью, то контракт на сиквел может быть пересмотрен в сторону увеличения, даже если для этого нет юридических причин. Просто для того, чтобы актер был доволен.
DC и Marvel по-разному относятся и к выплатам за использование образов персонажей в мерчендайзе. Например, при создании трилогии «Темный рыцарь» Кристофера Нолана и ее сопутствующих товаров компенсации получили десятки людей, работы которых лежали в основе проектов.
В частности, сценарист Лен Уэйн рассказывал, что на Люциусе Фоксе из «Темного рыцаря» заработал больше, чем на девяти фильмах про Людей Икс, где появляется Росомаха — Уэйн был одним из создателей персонажа.
Выплатами компенсаций за трилогию «Темного рыцаря» занимался издатель DC Пол Левитц. Он вспоминает, что подходил к вопросу очень серьезно.
Перед тем, как выйти на площадку и принять позу, Кристиан Бейл любил смотреть на работы Тима Сейла. Не особо представляю, как можно это оценить.
Но когда речь идет о таком успешном фильме, как «Темный рыцарь» или «Бэтмен: Начало», можно предположить, что какая-то ценность все же есть. И вам стоит как-то за нее отблагодарить.
Пол Левитц
С финансовой точки зрения, отмечают в THR, среди сценаристов наилучшей считается следующая стратегия: сперва поработать на DC или Marvel, создавая личный бренд, затем уйти на вольные хлеба и сотрудничать с издателями, позволяющими сохранить права на персонажей за собой.
Таким образом поступил, например, Тодд Макфарлейн, один из создателей Венома. Sony до сих пор присылает ему чеки за использование персонажа, но сейчас все внимание Макфарлейна сосредоточено на Спауне — герое, который принадлежит лично ему. Кроме того, Тодд руководит своим издательством.
Обычно создателям [персонажей] платят крохи. Первый человек, решивший увеличить количество крох в три раза, прослывет гением. В его направлении немедленно устремится целая толпа сценаристов.
Тодд Макфарлейн
У особенно успешных сценаристов возникает еще одна проблема: приходится отслеживать, что студии не забывают указать на их авторство. Например, недавно так произошло с Роем Томасом, создателем Хранителей Времени — в какой-то момент Рой обнаружил, что не упоминается в титрах «Локи».
На этот случай у Роя есть контакты двух сотрудников Marvel, решающих все вопросы. В финальном эпизоде «Локи» все исправили: Томас появился в титрах как создатель Хранителей Времени.
Многие люди стремятся получить деньги. А я думаю так: разве вам не хотелось бы, чтобы ваше имя осталось там навсегда?
Джон Чимино, менеджер Роя Томаса
Иногда стремление считаться создателем персонажа приводит к печальным последствиям. К примеру, рассказывает THR, соавтор одного из ключевых персонажей DC долго интриговал, чтобы по документам быть единственным создателем героя.
На некоторое время ему это удалось. Коллега предприимчивого соавтора узнал об «атаке» только через несколько лет благодаря сотруднику Warner Bros., заметившему ошибку в титрах одного из фильмов. Теперь два соавтора сильно недолюбливают друг друга.
- Между «Революцией» и «Воскрешением»: как появилась и умерла The Matrix Online
- Ubisoft готовит шутер во вселенной Тома Клэнси: первые геймплейные кадры
- Прощание с «Локи»: режиссер Кейт Херрон вспоминает работу над первым сезоном
- Другой Гимли: кто на самом деле играл гнома во «Властелине колец»
- От Китона до «Форсажа»: как за 100 лет изменились съемки автомобильных погонь