Лучшее  🚀
13.05.2021 в 22:22 Evernews

Хранители: как создавался советский «Властелин колец»

Весь двухсерийный телеспектакль сняли за неделю.

Кстати, на сайте читать удобнее

В 1991 году на санкт-петербургском телевидении вышел двухсерийный телеспектакль по мотивам «Властелина колец». Он считался утраченным, но весной 2021 года запись спектакля опубликовал петербургский «Пятый канал». Спектаклем заинтересовались и российские, и иностранные фанаты Толкина.

Советский спектакль не идет ни в какое сравнение с фильмами Питера Джексона: у спектакля своеобразные спецэффекты, его создатели явно не всегда понимали суть персонажей. Но по-своему «Хранители» очень милы.

Журналисты Variety смогли отыскать нескольких актеров, сыгравших в «Хранителях», и попросили их рассказать историю создания спектакля. С изданием поговорили Георгий Штиль (Бильбо Бэггинс), Евгений Соляков (Боромир) и Сергей Шелгунов (Мериадок Брендибак).

На Западе узнали про советский «Властелин колец» — и очень довольны

Спектакль, вспоминает Штиль, снимали в условиях тотального дефицита. У команды почти не было бюджета, отсутствовали костюмы и время.

Меня приятно удивило то, как много мы смогли добиться с такими ограниченными ресурсами.

Георгий Штиль

Съемочная группа, объясняет Сергей Шелгунов, пользовалась всем, что им мог предоставить государственный канал. Времена были непростые, поэтому возможностей было не слишком много.

Задники, дешевый пластиковый реквизит, грим, парики — брали все, что удавалось отыскать бесплатно.

Сергей Шелгунов

Эффект размытия, присутствующий практически во всех сценах, придумала режиссер Наталья Серебрякова. Таким образом, вспоминает Шелгунов, режиссер пыталась придать телеспектаклю более загадочную атмосферу. Сам эффект был создан очень просто.

Наташа поставила на передний план несколько свечей и пыталась снимать через них: так и появилось что-то вроде размытия.

Весь фильм это на сто процентов результат борьбы, которую она вела три десятка лет назад, работая без каких-либо денег. Если честно, уже то, что он выглядит вот так, это огромная победа.

Сергей Шелгунов

Благодаря Серебряковой в телеспектакле появились уличные сцены и передовые для своего времени эффекты. В частности, вспоминает Шелгунов, на площадке «Хранителей» он в первый и последний раз сел на лошадь.

Три десятка лет спустя я все еще помню, как был холодно. Очень холодно.

Сергей Шелгунов

Весь проект отсняли за неделю, потратив на него девять съемочных часов. Сроки были сжатыми: государственное телевидение дало съемочной группе трехчасовые окна, во время которых можно было использовать оборудование и площадку; затем все требовалось освободить и вернуть другим командам.

Сами актеры фактически снимались в «Хранителях» в свободное время. Почти весь актерский состав телеспектакля трудился в петербургских театрах, съемки велись в перерывах между утренними репетициями и вечерними спектаклями.

На проекте актеры почти ничего не заработали. Сейчас они прикидывают, что получили либо четверть зарплаты в театре, либо меньше.

Перед съемками, вспоминает Шелгунов, актеры примерно час тратили на репетицию сцен. Затем переходили к съемкам, причем спектакль снимали сразу большими сценами, без пересъемок.

Работали примерно так: «Ладно, снимаем день рождения Бильбо. У нас тут гулянка, все пьют, ты говоришь, одна камера тут, вторая там, мотор!»

Сергей Шелгунов

К сюжету тоже относились достаточно просто. Леголаса, вспоминают актеры, играла женщина просто потому, что почему бы и нет, а Балрога вырезали, скорее всего, из-за сложности съемок: на площадке пришлось бы собрать кучу людей.

Впрочем, вольное отношение к сюжету объяснимо тем, что создатели «Хранителей» не вполне понимали, с чем имеют дело. До 1982 года, когда вышел сокращенный перевод «Братства кольца», Толкин просто не издавался в Советском Союзе.

С книгами знакомились подпольно, благодаря самиздатовским переводам. Шелгунов вспоминает, что когда в 1977 году в его театре решили ставить спектакль по мотивам «Хоббита», там не особо представляли, кто такой Голлум.

Режиссер решил, что он должен просто выглядеть странно. Мы не знали, какого Голлум пола, так что сделали его чем-то средним между мальчиком и девочкой, взяв понемногу от обоих.

Сергей Шелгунов

У Евгения Солякова, игравшего в «Хранителях» Боромира, были похожие проблемы с пониманием персонажа. Только сейчас Евгений понял, что его сомнительного героя стоило играть немного иначе.

Думаю, я не выложился на полную катушку. Надо было очень спокойно играть сцену, где я пытаюсь объяснить, зачем мне кольцо: жаль, что получилось так эмоционально.

Евгений Соляков

Георгий Штиль вспоминает, что видел фильм Джексона — и ему понравилось. Но у советской версии, считает актер, все-таки есть свои преимущества.

У нашей версии есть профессиональные балерины, куча песен и поэм. В иностранном фильме всего этого нет.

Георгий Штиль
Читать далее