Почему «Матрица» это транс-история: объясняет Лилли Вачовски
Ярким примером такого нарратива должна была стать Свитч, но не случилось.
Кстати, на сайте читать удобнее
В июньском интервью The Hollywood Reporter режиссер и сценарист Лана Вачовски призналась, что на трилогию «Матрица» повлияла ее невозможность раскрыть свою ориентацию и гнев на крупные корпорации. Как оказалось, примерно в таком же ключе фильмы воспринимает Лилли, сестра Ланы.
Специально для Netflix Лилли рассказала о транс-составляющей сюжета «Матрицы» и влиянии, которое фильмы оказали как на нее саму, так и на фанатов со всего мира — как транссексуальных, так и нет. По словам Вачовски, она очень довольна, что среди всех нарративов, которые есть в «Матрице», сейчас активно обсуждается именно транс-нарратив.
Я в восторге, что эти фильмы оказались так важны для транс-людей, и рада, что они приходят ко мне и говорят: «Знаете, эти фильмы спасли мне жизнь».
Мне кажется, дело в том, что мы говорим о трансформации в научно-фантастической вселенной, где все построено на воображении и вещи, кажущиеся совершенно невозможными, становятся очень даже возможны. Думаю, именно поэтому эти фильмы находят такой отклик [среди транс-людей].
Лилли Вачовски
Транс-нарратив, объясняет Вачовски, был в «Матрице» с самого начала, но его надо было заметить. В те времена, считает Лилли, корпоративный мир не был готов говорить на такие темы, приходилось высказываться осторожнее. Некоторые из задумок в фильм так и не попали.
В «Матрице» были моменты, явно указывающие на желание трансформации. Например, у нас имелся персонаж по имени Свитч: в реальном мире он должен был стать мужчиной, а в Матрице — женщиной.
Не знаю, насколько сильно трансовость сидела у меня в мозгу, когда я писала эту историю, но источник у них явно один и тот же. Мы с Ланой всегда жили в мире грез, мире, где слова не нужны: думаю, именно поэтому меня всегда тянуло к научной фантастике, фентези и Dungeons & Dragons.
Лилли Вачовски
Богатое воображение, считает Лилли, сделало их с сестрой лучше как режиссеров — сестры могли легко обкатывать идеи прямо у себя в голове. Так или иначе, самый главный этап в жизни «Матрицы» начался только после выпуска.
Мне кажется, любое произведение искусства, которое вы выпускаете в мир, постепенно эволюционирует: этот процесс стартует, когда вы завершаете работу над проектом и вокруг него начинается общественная дискуссия.
Благодаря этому можно заниматься искусством нелинейно, мы всегда можем поговорить [о проекте] в совершенно новом ключе, увидеть его в новом свете.
Лилли Вачовски
- «Я гибкая, но ленивая»: как Сальма Хайек не стала Тринити в «Матрице»
- Киану Ривз был не в курсе, что «Матрица» это транс-история
- Grand Yakuza Solid: сцены из игр воссоздали в реальном Токио
- Horizon Zero Dawn: подборка гайдов к выходу на PC
- «Хотелось выкопать Кубрика и убить его»: оператор «Матрицы» вспоминает съемки сиквелов
- Лана Вачовски: «Матрица» во многом стала такой из-за невозможности раскрыть ориентацию