Проволока без вазелина: как «Говард-утка» привел к появлению «Матрицы» и «Крадущегося тигра»
Великих «Разборок в стиле кунг-фу» без «Говарда» тоже могло и не быть.
Кстати, на сайте читать удобнее
Вышедший в 1986 году фильм «Говард-утка» считается одной из самых неудачных картин о персонажах Marvel. При бюджете с $37 миллионов он заработал на несколько сотен тысяч больше и провалился в прокате, сейчас «Говарда-утку» почти не вспоминают.
Однако значение этого фильма для киноиндустрии в целом оказалось чрезвычайно велико. Без «Говарда-утки», рассказывает Polygon, могло бы не быть ни «Матрицы», ни культовых гонконгских боевиков с безумными драками. Все дело в спецэффектах.
Графикой и спецэффектами «Говарда-утки» занималась студия Industrial Light & Magic. Как это часто бывает у ILM, проект стал площадкой для тестирования сразу нескольких инновационных технологий; особенно важна был одна из первых сцен фильма.
В самом начале картины есть сцена, когда Говард, сидящий в кресле, пролетает через несколько квартир своих соседей, пробивая стены. Для создания этой сцены использовались миниатюрные версии и самого Говарда, и всего окружения.
Сама по себе сцена не была особенно инновационной: куклу Говарда вместе с креслом просто тянули через ряд декораций при помощи проволоки, а камера следовала за ними. Самое интересное начало происходить на этапе пост-продакшна.
От специалистов Industrial Light & Magic требовалось скрыть проволоку, с помощью которой приводились в движение Говард и другие объекты или персонажи сцены. Обычно для этого использовались разные трюки, от покраски проволоки под фон до размытия фрагмента картинки при помощи вазелина.
Вазелин, серьезно?
Да. Трюк достаточно простой: на камеру надевался дополнительный фильтр, по которому в нужных местах размазывался вазелин — он частично прозрачный и создает эффект размытия.
Если правильно подобрать количество, то можно замылить только места, где появятся тросы. Этот трюк до сих пор изучают в киношколах — просто в образовательных целях.
Однако когда студия начала экспериментировать с традиционными способами скрытия проволоки, выяснилось, что они не работают. Ни многократная экспозиция, ни вазелин, ни другие трюки «Говарду не подходили» — из-за того, что Говард постоянно пролетал мимо очень разных объектов, проволока сильно бросалась в глаза.
Чтобы разобраться с проблемой, специалисты по пост-обработке обратились за советом к команде, занимавшейся компьютерной графикой. Она как раз закончила разработку приложения LayerPaint, позволявшего художникам рисовать растровую графику прямо поверх пленки.
С помощью одного из первых лазерных сканеров пленку фильма перенесли в память компьютера Pixar Image Computer, на котором работала LayerPaint. Приложение модифицировали так, чтобы оно последовательно загружало кадры, а затем художник Брюс Уоллес просто прошелся по всем кадрам сцены и зарисовал проволоку вручную.
Практически все артефакты пропали, полет Говарда через стены смотрелся очень достоверно. Решение, разработанное Industrial Light & Magic, моментально стало очень популярно среди кинематографистов: теперь актеров можно было вешать на рампы, снимать без гринскрина, а затем просто стирать подвесы.
За разработку LayerPaint Марк Лизер, главный программист приложения, в 1993 году получил премию «Оскар». Модифицированная версия технологии Industrial Light & Magic использовалась в «Назад в будущее», «Терминаторе 2» и массе других фильмов.
Подвесами пользовались не только американские, но и гонконгские кинематографисты. Местные режиссеры на протяжении десятилетий чрезвычайно активно применяли разнообразные подвесы, позволявшие актерам показывать головокружительные трюки.
Одним из признанных мастеров этого жанра был режиссер Юань Хэпин. Режиссер отказывался работать на Западе до тех пор, пока на него не вышел Барри Осборн, исполнительный продюсер нового фильма братьев Вачовски — «Матрицы».
Вачовски планировали снять чрезвычайно зрелищный и одновременно философский проект, способный удивить западного зрителя. Акцент было решено сделать на боевых сценах; именно для них режиссерам понадобился специалист по гонконгским фильмам с их невероятными трюками.
Убедить Хэпина поработать над фильмом удалось только после рассказа о том, насколько масштабными будут боевые сцены. Практически все драки в «Матрице» снимались на подвесах, стиравшихся с помощью продвинутой версии технологии Industrial Light & Magic.
Благодаря отсутствию необходимости маскировать подвесы во время съемок Юань Хэпин смог придумать боевые сцены, прежде невиданные не только в западном, но и в гонконгском кино.
Кроме того, использование новой технологии пост-продакшна позволило обезопасить съемки. На надежных подвесах могли висеть сами актеры, а не каскадеры. Прежде Хэпину приходилось использовать максимально тонкие и незаметные тонкие тросы, но теперь стереть можно было подвес любого размера.
Когда работа над «Матрицей» завершилась, Юань Хэпин уехал обратно в Гонконг и начал использовать ту же технологию уже в местных фильмах. Первая же такая картина, «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», получила несколько премий «Оскар».
Разнообразные подвесы и технологии, стирающие их, используются в кинопроизводстве до сих пор. В каком-то смысле не слишком удачный «Говард-утка» стал прародителем массы фильмов, от «Терминатора 2» и «Матрицы» до «Разборок в стиле кунг-фу» и картин киновселенной Marvel.
- Главную роль в фильме b сыграет робот, управляемый ИИ
- Арт-директор Battlefield V снял короткометражку про Австралию
- Хакеры взломали несколько разработчиков MMO и получили доступ к серверам игр
- SnowRunner: все гаражи на картах
- Жизнь Нео после синей таблетки показали с помощью нейросети и «Офисного пространства»
- Тестовые сцены «Мстителей»: странный Доктор Стрэндж и Проксима со щитом Капитана Америка