Лучшее  🚀
06.02.2020 в 13:35 Evernews

Санкции, VPN и прятки: как в Иране разрабатывают игры

Практически все инструменты разработки на территории страны недоступны.

Кстати, на сайте читать удобнее

Осенью 2019 года в Steam вышел очень удачный роуглайк Children of Morta, посвященный семье героев. У яркой игры с пиксельной графикой необычный разработчик: Children of Morta создана на территории Ирана.

Местной игровой индустрии приходится непросто. Иран много лет конфликтует с Соединенными Штатами, на страну наложены санкции, вводящие массу ограничений — из-за них американские компании практически не могут работать с иранскими.

Эти ограничения распространяются и на разработчиков игр. Редакция The Washington Post пообщалась с представителями иранской игровой индустрии и выяснила, как они создают игры, а мы выбрали из их рассказа самое интересное.

Про местную игровую индустрию

Иранскую игровую индустрию поддерживает как правительство — с помощью Фонда компьютерных игр Ирана, — так и сами представители индустрии. Регулярно проводятся семинары и геймджемы, в 2018 году организовали Тегеранскую конференцию разработчиков — в ней поучаствовало около 1500 человек.

Опрошенные изданием разработчики считают, что единственный способ подняться по карьерной лестнице — покинуть Иран. Из-за этого локальная игровая индустрия практически не развивается.

Почти все мои друзья из средней школы, потом пошедшие в университеты, уехали отсюда. Тут это серьезная проблемы.

Махди Бахрами, инди-разработчик

Про связь с внешним миром

Время от времени во всей стране отключают интернет — как правило, во время протестов. Отключения могут продолжаться несколько дней. В это время невозможно ни выпустить игру, ни пообщаться с партнерами.

Когда интернет работает, отсутствует доступ к GitHub, многим сервисам Google, включая YouTube, программным инструментам для разработки на консолях: доступ к ним либо запрещен правительством, либо закрыт извне из-за санкций.

Я не могу вспомнить приложение, к которому у нас есть свободный доступ. Его запретило либо наше правительство, либо международные санкции. И сейчас ситуация ухудшается.

Таха Расули, продюсер

Про санкции и ограничения

Из-за санкций разработчики не могут открыто сотрудничать со Steam, App Store и рядом других площадок. Чтобы выпускать свои игры, иранским студиям приходится скрывать национальную принадлежность или пользоваться услугами посредников.

Тестировать игры на консолях тоже невозможно — у разработчиков просто нет девкитов, получить их нельзя из-за тех же санкций.

Для обхода ограничений разработчики используют прокси и VPN — они разрешены. Эти же сервисы применяются для скрытия своего места жительства от западных партнеров. Выпуская игру в PlayStation Store, один из иранских разработчиков пользовался целой цепью VPN, чтобы Sony не смогла выяснить его местоположение.

Через VPN загружаются и инструменты разработки вроде движка Unity: его разработчики тоже отказалась работать с иранскими компаниями из-за санкций. Если к какому-то инструменту не удается получить доступ с помощью VPN, его просто пиратят.

По словам иранских разработчиков, было несколько случаев, когда местные игры убирали из App Store, Google Play и Steam.

Представьте, вы два года работаете над проектом и не знаете, могут ли его снять с продажи.

Махди Бахрами, инди-разработчик

При этом некоторые американские компании, возможно, и не обязаны ограничивать доступ к своим продуктам для жителей Ирана. Однако включить такое ограничение проще, чем разобраться в вопросе, и оно гарантированно снимает вероятность получения крупного штрафа от правительства США.

Про посредников

В соглашениях ряда площадок — например, Steam — прямо прописано, что партнеры компании не должны быть гражданином или резидентом страны, с которой запрещено сотрудничать. Иран есть в этом списке. Если местные разработчики хотят работать с такими магазинами «в белую», а не через VPN, им приходится искать посредников.

Как правило, для этого на помощь привлекают друзей, живущих за пределами Ирана: они продают игры вместо разработчиков. Но есть проблема — реальные создатели игры не могут признать свое авторство.

Обычно, используется именно такое решение. Как правило, [у разработчиков] есть кто-то за пределами Ирана — особенно если это полноценная компания, которая может заключать контракты и работать с издателями.

Ясаман Фаразан, разработчик

Про проблемы с властями

Время от времени на игры, разработанные в Иране, обращают внимание местные власти; как правило, это происходит из-за жалоб третьих лиц. Например, на авторов Children of Morta пожаловались в полицию нравов из-за нарушения исламских традиций.

Нет хиджабов, есть магия: у полиции нравов Ирана есть вопросы к авторам Children of Morta

Впрочем, в конце концов дело против студии Dead Mage было прекращено. По словам собеседников The Washington Post, такие ситуации происходят достаточно редко.

Про будущее

Иранские разработчики, с которыми побеседовали корреспонденты The Washington Post, не думают, что в ближайшее время ситуация изменится к лучшему. На самом деле, считают представители индустрии, ситуация только ухудшается.

Думаю, все может стать еще хуже. Сейчас, во всяком случае, я могу купить продуктов, прогуляться вместе с семьей и немного развлечься. Может, в какой-то момент у нас вырубят электричество или интернет. Постепенно все становится хуже.

Махди Бахрами, инди-разработчик
Читать далее