Лучшее  🚀
05.03.2019 в 18:00 Evernews

Не только колбаса и водка: как появилась польская игровая индустрия

Где-то в закромах у Барака Обамы лежит коллекционное издание The Witcher 2.

Кстати, на сайте читать удобнее

Польша вышла из состава советского блока только в самом конце восьмидесятых годов: страна пропустила все первые десятилетия развития игровой индустрии. Жители Польши не слышали о Марио, NES, GameBoy или других консолях — у них были только аркадные автоматы с пинболом и некоторыми другими играми, переезжавшие из города в город.

Тем не менее, за следующие три десятка лет польская игровая индустрия пережила взрывной рост: сейчас игры, разработанные местными студиями, известны во всем мире. Корреспондент Game Informer Мэтт Берц съездил в Польшу, пообщался с руководителями нескольких студий и рассказал, как появилась польская игровая индустрия.

Как все начиналось

Первым персональным устройством на местном игровом рынке стал ZX Spectrum. Основатель CD Projekt Марчин Ивински вспоминает, что для загрузки игр можно было использовать любой кассетный плеер: владельцы Spectrum постоянно менялись играми, кроме того, их передавали прямо по радио — оставалось только записать.

В первые годы игровой рынок пост-советской Польши развивался в основном благодаря пиратству: лицензионных копий просто не было. Играми торговали или обменивались на уличных рынках, здесь действовали будущие основатели CD Projekt, Techland и People Can Fly. После вступления в силу законов об авторском праве они легализовались.

Марчин Ивински полагает, что был одним из первых жителей Польши, купивших CD-ROM — тогда они стоили очень дорого; вместе с ним он приобрел несколько хитовых игр того времени: The 7th Guest, Mad Dog McCree, Indiana Jones. Приятель Марчина, Михал Кичински, предложил заняться реализацией игр.

Документальный фильм о "Ведьмаке", часть первая: история CD Projekt
Документальный фильм о CD Projekt, часть вторая: воспоминания о первых "Ведьмаках"

У Ивински была обширная сеть контактов с жителями западных стран: он был активным пользователем BBS, досок объявлений. Марчин начал закупать игры у небольшого американского оптовика: они приходили на протяжении недели, а на выходных Михал занимался продажами. Рынок процветал, но все игры были на английском.

Партнеры основали CD Projekt: компанию, которая должна была заниматься дистрибуцией игр и локализацией на польский язык. Издатели не верили в успех, CD Projekt делали первые проекты на свой страх и рист. Это были Ace Ventura и Pink Panther, их локализованные версии хорошо продавались и компания решила договориться с Interplay.

Издатель готовился выпустить ролевую игру Baldur's Gate. В Interplay не захотели рисковать и предложили CD Projekt действовать, если те возьмут на себя ответственность за возможный провал. Над локализацией работали 20 актеров озвучания и 10 переводчиков, в комплекте с изданием была карта мира и мануал в твердом переплете.

В первый день релиза было отгружено 18 тысяч копий Baldur's Gate на польском языке — очень много по меркам местного рынка. За два года продажи превысили 50 тысяч копий. Ни в Interplay, ни в CD Projekt не ожидали такого успеха.

Первые игры

Пока CD Projekt осваивала издательское дело, группа польских разработчиков пыталась создавать игры самостоятельно. Адриан Хмеляж и Гжегож Меховский основали студию Metropolis Software, инвестировав в нее деньги, заработанные на продаже компьютеров. Первой игрой компании стал квест Tajemnica Statuetki.

В игре использовались фотографии, сделанные Хмеляжем во время отдыха в Сен-Тропе. Хотя на польском рынке проект продавался хорошо, большую часть копий разработчикам пришлось реализовывать самостоятельно: дистрибьюторы закупали Tajemnica Statuetki не очень активно.

За следующее десятилетие Metropolis Software выпустила чуть больше десятка игр, наиболее известными из них стали Gorky 17 и Teenagent. В 2008 году компания была куплена холдингом CD Projekt.

В то же самое время Павел Мархевка искал новых сотрудников для Techland — компания, начинавшая как дистрибьютор программного обеспечения, тоже стремилась попробовать свои силы в разработке. Программистов и дизайнеров Мархевка нанимал в необычном месте: на фондовой бирже.

Первый мировой успех

Польские студии, достигавшие успеха на местном рынке, не могли двигаться дальше: их проекты не интересовали глобальных издателей. Марчин Ивински вспоминает, что три года не могли найти издателя для первого The Witcher, у студии Techland была похожая проблема.

Все изменилось в 2004 году, вместе с выходом Painkiller, мясного шутера People Can Fly — новой студии Адриана Хмеляжа, основанной после ухода из Metropolis. Painkiller сумел заинтересовать канадского издателя DreamCatcher Interactive, тот не прогадал: игра получила высокие оценки критиков и дала старт одноименной франшизе.

В том же году Techland презентовала на E3 шутер Lawman, позже переименованный в Call of Juarez. Игрой заинтересовались в Ubisoft, французский издатель согласился выпустить проект на американском рынке. Call of Juarez тоже показал хорошие результаты: он позволил Ubisoft запустить франшизу и создал Techland репутацию.

Первая презентация The Witcher тоже состоялась на E3 и тоже в 2004 году. CD Projekt удалось попасть на выставку благодаря BioWare: игра использовала движок Aurora, лицензированный у этой компании, и BioWare позволили продемонстрировать The Witcher на своем стенде. Игра смогла привлечь внимание крупного издателя, Atari.

Бурное развитие

После успеха CD Projekt, Techland и People Can Fly польская игровая индустрия начала быстро развиваться. Опытные сотрудники трех компаний покидали их и создавали собственные компании, тоже достигавшие успеха. Сейчас польские разработчики известны не только благодаря Call of Juarez или The Witcher.

Dead Island, Anomaly Warzone Earth, Bulletstorm, Dying Light, Layers of Fear, The Vanishing of Ethan Carter, This War of Mine, Superhot, Observer — все эти игры или франшизы созданы польскими компаниями. Основатель Techland Павел Мархевка считает, что разработчики смогли добиться успеха из-за богатого воображения.

В юности, вспоминает Павел, у польских детей, позже занявшихся разработкой видеоигр, было не так уж много игрушек: скорее всего они бы оторвали у дерева ветку и представили, что это базука. Возможно, свою роль сыграла горячая жажда добиться успеха и хороший уровень инженерного образования.

Кроме того, разработчикам неожиданно помогла экономическая политика: после присоединения к Евросоюзу власти Польши отказались переходить на евро. Стоимость жизни и уровень зарплат в Польше ниже, чем в западных странах, но игры, разработанные польскими студиями, продаются за доллары и евро.

Не только колбаса и водка

Польское правительство знает, что местная игровая индустрия известна на весь мир, и старается поддерживать ее с помощью разнообразных грантов. Когда в 2011 году в Польшу приехал президент США Барак Обама, премьер-министр Дональд Туск подарил ему коллекционное издание The Witcher 2. Марчин Ивински был очень доволен.

Сейчас местные компании занимаются не только разработкой игр. 11 bit studios, создатели Frostpunk и This War of Mine, запустили издательское подразделение, CD Projekt владеет магазином GOG.com. Адриан Хмеляж считает, что сейчас в Польше проще всего найти именно работу, связанную с игровой индустрией.

В прошлом, когда у людей спрашивали, чем известна Польша, те могли ответить — колбасой и водкой. Сейчас все иначе.

Мне кажется, Польша была такой лет десять или пятнадцать тому назад. Прямо сейчас Польша известна благодаря своим играм, и это потрясающее чувство.

Марчин Ивински, CD Projekt RED
Читать далее