"Рейнджер + Эльф = ?". Рецензия на Middle-earth: Shadow of Mordor
В последнее время на игровой рынок поступает множество различных слешеров, например, переиздание культовой серии Devil May Cry и продолжение Castlevania: Lords of Shadow. В это же время конвейер по производству убийц, следующим своему собственному кредо, уже давно налажен; приключения "летучей мыши" со своими электронными примочками продолжаются, а ведьмак скоро выберется на дикую охоту. По сути, все эти игры сильно отличаются друг друга, и тяжело представить себе проект, который бы объединил в себе их особенности. Однако такой проект существует и разработан студией Monolith Productions - игра Middle-earth: Shadow of Mordor, победившая во множестве номинациях и ставшей "Игрой года" у нескольких игровых порталов.
Осторожно: рецензия может содержать СПОЙЛЕРЫ!
Действие игры разворачивается во временном промежутке между трилогиями "Хоббит" и "Властелин Колец", спустя два тысячелетия после поражения Темного Властелина. Не до конца поверженный Саурон готовится к своему возвращению, в чем ему помогают его приспешники. Главный герой Талион - рейнджер, стоящий на защите земель Мордора, вместе со своей семьей гибнет от рук Черных Полководцев Саурона с одной лишь целью - совершить ритуал по призыву из мира призраков духа Келебримбора, таинственного эльфа из Второй Эпохи, по приказу Темного Владыки. Но ритуал пошел не так, и дух эльфа возвращает Талиона к жизни, сливаясь с ним и наделяя его способностями. Неотделимые друг от друга, они объединяются с одной общей целью - отомстить обидчикам и раскрыть личность эльфа-кузнеца.
Во время своих приключений герой пройдет по еще не выжженому Мордору, заполненными непокорными племенами уруков (орки, коренные жители Мордора и облегченные версии урук-хаев) и разным зверьем, повстречает уже знакомые нам лица (например, Голлум) и коснется истории создания Колец Власти.
-> На пути Талиона встанут не только полководцы Саурона, но и неисчисляемая орда уруков
Игра является самостоятельной и ее сюжетная составляющая может предложить интересный взгляд на жизнь Средиземья с момента окончания битвы Пяти Воинств. Уруки разрозненны по племенам, у них есть своя иерархия и единственными, пред кем они преклоняются, являются Башня Саурона, Молот Саурона и Черная Рука, их лидер - те самые полководцы, убившие Талиона и его семью. С возвращением орков в земли Мордора люди пытались дать отпор, который не принес результатов - множество из них стали рабами, а "изгои", потомки преступников, отправленных на строительств Черных Врат, и морские рейдеры ждут своего часа для восстания. Вроде бы, все есть для завязки неплохого и оригинального сюжета! Завязка есть, а развязки нет. Сюжет увлекает вплоть до середины, однако после преследует чувство дежавю: "Это уже было, но в другом виде". Каждая битва с боссом по своему уникальна, однако они очень короткие и от них попросту не получаешь ожидаемого эффекта. Сценарий будто писали два разных человека. Тоже самое хочется сказать и о побочных заданиях - они способны продлить игру и неплохо с этим справляются, но опять же, создается впечатление, что каждый тип делали отдельные группы разработчиков (подробнее далее в рецензии). Тем не менее, даже с этими минусами сюжет подается очень хорошо, в достаточно темных тонах на протяжении всей игры - своеобразная аллегория: смерть семьи в начале и (спойлер!) извержение Ородруина. Также в игре присутствует энциклопедия, которую будет пополняться различной информацией и будет интересна не только фанатам толкиновской вселенной, но и обычным игрокам!
Мир в игре представлен двумя регионами Мордора, каждый из которых можно описать одним словом: первый - грязь, второй - зелень. Перемещение между регионами происходит как в скоро выходящем The Witcher 3, то есть посредством загрузочных экранов. Доступ ко второму региону открывается не сразу, а ближе к середине, так что если вам надоело бегать по грязным канавам - вам сюда. Детализация в игре выполнена на качественном уровне: при ливне видно, как с героя стекают капли или то, как на нем остается грязь после очередной битвы с уруками. Говоря об орках, разработчики представили настолько много вариаций их внешнего вида, что не счесть, а при повышении в ранге они облачаются в новую броню, что делает игру еще разнообразнее. Визуальный ряд также бесподобен и показывает Мордор с еще более мрачной стороны, чем было показано у Питера Джексона! Возвращаясь к внешности, герой также не обделен хорошей прорисовкой и мимикой лица.
-> Красиво, но таких мест мало и вау-эффект пропадает в момент стычки с врагом, которого полно на карте, а потом снова появляется
Однако у игры по части графики есть один недостаток - мир выглядит немного пустым: в своих приключениях вы вряд ли увидите захватывающие дух пейзажи и большое количество грандиозных построек. Вместо этого во всем Мордоре будут одни развалины, небольшие пещеры да практически одинаковые форты уруков. Но все же в игре главное не графика, а геймплей.
Говоря о геймплейной составляющей, в первую очередь хочется отметить жизнь в Мордоре: уруки прочесывают местность, сидят у костра, устраивают перепалки или смотрят за рабами; звери охотятся, птицы летают и так далее. Во всей этой системе герой выступает в качестве не большой частицы, которая развивается на протяжении времени посредством получения новых навыков. В игре два дерева навыков, которые даже в конце игры не заставят вас скучать. Одни вы покупаете за специальную валюту, другие за очки, которых два вида: очки опыта и очки власти. Если с первым все ясно, то суть вторых стоит прояснить. Эти очки вы получаете за прохождение сюжетных заданий и различных заданий уруков: пир, охота, дуэль уруков или казнь, а также убийство вождей. Как я уже успел упомянуть о рангах, в игре уруки делятся на три ранга: обычные уруки-солдаты, капитаны и вожди; а также несколько классов: солдаты, лучники, охотники, щитоносцы, берсеркеры, а также черви - источники информации, самого необходимого ресурса в игре. Кроме первого и последнего, к каждому нужен свой подход и все вместе наряду с капитаном или вождем (а то и несколькими капитанами вместе с вождем) могут представлять серьезную опасность.
-> Резать уруков направо и налево еще никогда еще не доставляло такое удовольствие!
Благодаря новой системе Возмездия (Nemesis system) уруки имеют личности (системы сильных и слабых сторон), каждая уникальная по-своему. Например один может бояться карагоров (почти как варги) и предательства приспешников, но в тоже время может рассвирепеть при виде гулей или от возгорания + каждый может быть как восприимчивым, так и невосприимчивым к какому или каким нибудь видам атаки (пример: убийство с расстояния или скрытное убийство). Также если вы не убили урука-капитана или урука-вождя (он вас убил; вы сбежали; он сбежал), то он запомнит вашу встречу, а при вашем убийстве над ним появится метка возмездия - все это изменит диалог и поведение врага при новой встрече.
Возвращаясь к навыкам, одним из самых интересных является подчинение - возможность брать под контроль уруков. Используя эту способность, вы можете приказать капитану убить другого капитана, втереться в доверие к вождю и стать его телохранителем, после чего либо убить его, вызвав на дуэль, либо убить на задании по убийству вождя, используя контроль. Иными словами пространства для воображения много! Также в игре используется интерактивное окружение - вы можете сбрасывать ульи, распугивающие уруков, разбивать некоторые стены, приманивать карагоров, взрывать костры (это тоже возможно) и тому подобное. Реализована смена суток.
-> Благодаря навыку подчинения вся армия уруков, контролирующая ту или иную территорию, может войти под ваш контроль
Возвращаясь к побочным заданиям, по большей части они интересны и могут испытать игрока. Однако, в то время как одни задания ("легенды", уже название подталкивает к прохождению) по-настоящему интересны другие представляет из себя однообразное спасение рабов, где даже дополнительные испытания мало помогают разнообразить очередную вылазку.
-> Добивания зрелищны и красивы!
Как я уже успел упомянуть, игра сочетает в себе механики Batman: Arkham и Assassin's Creed: от первой - боевка, от второй - стелс и паркур. Даже не смотря на знакомые элементы боевая система вышла замечательной, и способна затмить "Темного рыцаря"! Однако об акробатике такого не скажешь: волшебным образом Талион вышел слишком прыгучим и способен забираться на препятствия в два счета, а также он унаследовал проблемы "ассассина", то есть часто промахивается и хватается не за те выступы, а то и вовсе не может забраться.
Музыкальное сопровождение написано Гарри Шиманом (Bioshock Infinite, Dante's Inferno) совместно с Нейтоном Григом (франшиза F.E.A.R.). Музыка в игре поставлена на высоком уровне, однако вам вряд ли запомнится какая-то мелодия из-за сильной привязки к сюжету и вашим действиям в Мордоре. Играл в английскую версию игры, поэтому отталкиваюсь от нее. Диалоги озвучены великолепно, звуки атмосферны! Другого не скажешь, ведь и к этому проекту свою руку приложил замечательный актер озвучивания Трой Бейкер! Все это в сумме помогает легко и с любопытством погрузится во вселенную Толкина даже тем, кто до этого не слышал о нем и его произведениях.
Новая игра про следопыта и его призрака-напарника получилась не ординарной и среди других проектов по Толкиновской вселенной она явно выделяется, причем в лучшую сторону. Геймплейная и музыкальная составляющие дают возможность почувствовать себя "Арагорном в броне гондорского рейнджера", а неплохо сложенный сюжет знакомит с доколе невиданным Мордором наряду с новыми и интересными героями. Также хочется упомянуть чудесный Фото-режим (проходил на PS4 и это лучший из увиденных мною на данный момент), и необычные достижения, которые явно усиливают стремление к их получению! В итоге, даже не смотря на некоторые недочеты в сюжете и в графике, а также немного глуповатый ИИ (только в случае с одним или двумя уруками), игра вышла почти шедевром и это явно лучшая игра по вселенной за последние десять лет. Да, она не идеальна, но она полностью оправдывает свое звание "Игра года". А итог таков - Рейнджер + Эльф = Отличная игра!
Сюжет - 8/10
Графика - 8/10
Геймплей - 9/10
Звук - 8/10
Итог: 8,5
P.S. Первая рецензия, жду вашей критики :D