Незаслуженно забытые игры: American McGee's Alice
"— На что мне сумасшедшие? — сказала Алиса.
— Ничего не поделаешь, — возразил Кот. — Все мы здесь не
в своём уме — и ты, и я.
— Откуда вы знаете, что я не в своём уме? — спросила Алиса.
— Конечно, не в своём, — ответил Кот. — Иначе как бы ты здесь оказалась?'
Я не знаю, что и в каких количествах курил Америкэн МакГи во время создания этой замечательной игры, но его творение буквально балансирует на грани безумия и гениальности. Может быть, когда-то современники известного английского писателя, математика и философа Льюиса Кэрролла задумывались над тем же вопросом на счет его личности и тщательно анализировали некоторые самые популярные его творения, но, на удивление, американцу МакГи удалось в чем-то переплюнуть своего предшественника и вдохновителя. Как вы уже поняли, сюжет American McGee's Alice основывается, но не копирует, именно на одних из самых витиеватых и интересных сказок в мире - 'Алиса в стране чудес' и 'Алиса в Зазеркалье'.
Иногда отражение в зеркале более реально, чем сам объект…
Игра является альтернативным продолжением необычных приключений, описанных в книгах Л. Кэролла. Мысли о том, что вас ждет добрая и милая сказка, исчезают со скоростью близкой к скорости света, когда вы впервые видите обложку игры и вступительный видеоролик. Как раз таки из этого вступления мы узнаем, что в 1863 году, через год после событий, описанных в сказках, главная героиня, Алиса, просыпается от запаха дыма и гари, причиной которых являлся пожар в её доме. К сожалению, языки пламени настолько быстро поглощали дом, что для родителей Алисы не было уже возможности выбраться из этого ада, но девочке всё-таки удается спастись. Произошедшее 'наградило' маленькую Алису серьезными ожогами и тяжелой психологической травмой, которая привела её на порог психиатрической лечебницы Рутледж. Минуло 9 лет, восемнадцатилетняя Алиса проводит безрадостные дни в белой обшарпанной палате, находясь в некоторой апатии, состоянии пограничной с комой. Где-то глубоко в сердце она по-прежнему винит себя в смерти родителей (в моменты осознанности, она пыталась порезать себе вены и ранить санитаров). Возможно, таково бы было её состояние до конца жизни, если бы не некоторые события после… Ночь. Алиса сжимает в руке своего любимого, потрепанного жизнью, обгорелого кролика. Кажется, что маленькая игрушка, так же как и Алиса, ни на что не реагирует, но внезапно кролик начинает проявлять признаки жизни. Ожившая игрушка умоляет девушку помочь, и Алиса, ведомая кроликом, "падает" все глубже и глубже в свое подсознательное, чтобы снова попытаться понять: "насколько же глубока кроличья нора…"
'— Но у меня есть только разум.
— Тогда у тебя нет ничего — разум тут бесполезен. Всё вверх тормашками.'
Так же как и Алиса, Страна Чудес неизбежно изменилась. Мрачная, гнетущая, психоделическая атмосфера охватила этот мир. Детские игрушки стали изощрёнными орудиями убийств, некогда бывшие друзья оказываются врагами, другие же попросту умирают по ходу сюжета от происков некоторых персонажей, обитатели страдают под гнетом Червонной королевы или просто сходят с ума. Кажется, что и ты вот-вот сойдешь с ума от происходящего на экране: сюрреалистический антураж, безумный сюжет, летающие шахматные доски и двери, перевёрнутые зеркала, искривленные пространства, гротескные персонажи, тревожно тикающие часы, механизмы, белые палаты для душевно больных, лабиринты, ожившие злобные грибы … и описать все это безумное великолепие практически невозможно. Если вы сейчас находитесь в поисках опиатов или хотите знатно обкурится, то просто включите эту игру. Но заранее хочу предупредить, я не даю никаких гарантий за ваше душевное состояние после.
Описать жанр American McGee's Alice так же вызывает затруднения… это некое смешение или, если можно так сказать, квинтэссенция из шутера от третьего лица, экшна и приключения с примесью галлюциногенных препаратов, приправленная шизофренией.
'Отгадай загадку: когда молоток для крокета похож на электрошокер? Ответ очевиден — когда тебе угодно…'
В какой ещё игре у вас будет возможность побывать немного сумасшедшей девушкой с безукоризненными навыками мясника, использующую молоток для крокета как электрошокер а музыкальную шкатулку как весьма опасную бомбу замедленного действия? Несмотря на явную кровожадность Алисы, возникшую из-за её глубочайшей ненависти к самой себе, главная героиня все же сохранила черты милой и довольно проницательной девушки. Что-то внутри неё сломалось, разлетелось на осколки, как разбитое зеркало, заставляя её сущность прибывать в некотором состоянии двуликого Януса, что делает героиню ещё интереснее и заставляет ей все же сопереживать. Что касается остальных персонажей, то они так же претерпевают изменения. Чеширский Кот стал более брутальным и суровым, но все так же помогает Алисе своими остроумными советами, которые иногда прячутся за мудреными загадками. Курящий Шалтай-Болтай, Гусеница с кальяном, механизированный Бармаглот и ещё более безумный Шляпник, скрупулёзно отсчитывающий время – с этими и другими не менее харизматичными существами приятно познакомится снова, но и не менее приятное знакомство происходит с совершенно новыми для это вселенной персонажами. Но в этом враждебном мире Алисе большую часть времени придется полагаться на саму себя, как физически, так и прибегать к своим умственным способностям, чтобы решать замысловатые головоломки.
'Когда чудеса становятся бредом, разум превращается в безумие.'
Отдельной похвалы заслужила замечательная мистическая музыка от бывшего учатника рок-группы Nine Inch Nails, Криса Вренны. Тикающие часы, тревожные ноты, таинственные звуки, гипнотизирующий голос – неизбежные спутники саундтреков к American McGee's Alice, ещё глубже погружающих нас в уже и так бесподобную мрачную сказку, прибавляя несколько недостающих ноток к галлюциногенной готической атмосфере.
Игра совершенно не пугает, она завораживает, удивляет, одурманивает. Да, на ней есть густые запекшиеся капли крови, но их разбавляет удивительная концовка, после которой получаешь дозу облегчения и катарсиса. Если вы прониклись всем выше написанным и ещё ни разу не погружались в безумный мир Алисы Америкэна МакГи, то: вперед, за белым кроликом!
Спасибо за внимание.