Политика в кино. Интервью с выпускником факультета мировой политки.
BIG BROTHER IS WATCHING YOU!!!
"Власть — не средство; она — цель. Диктатуру учреждают не для того, чтобы охранять революцию; революцию совершают для того, чтобы установить диктатуру. Цель репрессий — репрессии. Цель пытки — пытка. Цель власти — власть."
Джордж Оруэлл, «1984».
Последний фильм о политике, который вы посмотрели, и чем он вам запомнился?
'Призрак' Романа Поланского. Сквозь весь фильм проходит нить тонкой иронии, проявляющаяся либо в остроумнейших диалогах, либо в продуманных до математической точности событиях сюжета. Несмотря на явный элемент сатиры, убедительность отображения горькой политической действительности поражает. Потрясающе качественный фильм.
В кино политика предстает исключительно грязным делом. И все же вы решили ей заняться. Не верите фильмам или надеетесь изменить мир к лучшему?
Как сказал Альбер Камю, "каждое поколение уверено, что именно оно призвано переделать мир. Мое, однако, уже знает, что ему этот мир не переделать'. 'Изменить мир' представляется довольно наивной целью для человека, выросшего на постсоветском пространстве - на руинах целой цивилизации, в измерении обветшавших и умерших идеалов. В фильмах о политике, на мой взгляд, важны вовсе не мотивирующие на немедленное вмешательство посылы – а анализ общественных отношений по поводу власти как таковой. Противоречивость человеческой природы – наиболее интересная для меня тема в искусстве и науке; а что может обладать большим демонстрационным потенциалом в плане противоречий человеческого разума, чем соотношение нравственности и борьбы за власть? Это-то меня и интересует в политике; поэтому, полагаю, я и решил заняться ее изучением.
Есть ли фильм, который вы считаете обязательным к просмотру всем будущим политикам, а может, и уже состоявшимся?
Да, такой фильм есть, и это определенно 'Великий диктатор' Чарли Чаплина. Эмоциональная речь, которую главный герой вдохновенно произносит в конце фильма – это наиболее искренний и убедительный удар по властолюбию и жестокости, который я когда-либо слышал. Если фильмы о политике и стремятся 'изменить мир', то у 'Диктатора', благодаря гению сэра Чарльза Чаплина, получилось наиболее близко подойти к этой высокой цели.
Считаете ли вы, что в фильмах о политике обычно сгущают краски?
Да. Но гротеск свойственен искусству; есть ли интерес смотреть фильм, в котором дотошно воспроизведена реальность во всей своей серости? А вот кино с яркими, выпуклыми образами и четко обозначенными сторонами конфликта воспринимается куда легче и увлекательнее. Особенно в такой сложной сфере, как политика.
Как вы думаете, почему в Голливуде о политике активно снимают и драмы, и комедии, и триллеры, а в России эту тему практически не трогают?
По большому счету – рано. Политическая индифферентность, свойственная населению России и многократно усиленная трагичными событиями 90-х, еще слишком высока, чтобы завлечь массы в кинотеатры тематикой политических баталий, пусть и качественно исполненной. Но это не навсегда; думаю, пройдет 15 лет, и эта кинематографическая ниша будет наконец-то занята в российском кино.
В заключение о "русской идее":
"Русская мысль, русские искания конца XIX и начала XX в. свидетельствуют о существовании русской идеи, которая соответствует характеру и призванию русского народа". Каким бы не был подход к пониманию Русской идеи, кто бы не взялся за попытку ее нахождения и осознания, определенно ясно лишь одно – духовный поиск русского человека своего места в мире, начатый со знаменитой концепции Москвы – Третьего Рима, далек от своего логического завершения. Достижения российских философов начала прошлого века не только не забыты, но еще и более актуализируются. Находясь под воздействием массовой культуры Запада, народ России как никогда раньше обращается к поиску национального самосознания, ведь в современном мире, в котором властвует неуверенность в завтрашнем дне, становится очень важно найти для себя какую-либо точку опоры, и именно развитие Русской идеи, возможно, способно ее дать.
Мини-список кинофильмов о политике :
«Призрак». Режиссер: Роман Полански
«Великий диктатор». Режиссер: Чарльз Чаплин
«Голод». Режиссер: Стив Маккуин
«Персеполис». Режиссеры: Винсент Паронно, Маржан Сатрапи
«Последний король Шотландии». Режиссер: Кевин МакДональд
«Бразилия». Режиссер: Терри Гиллиам
«Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу». Режиссер: Стэнли Кубрик
«Фрост против Никсона». Режиссер: Рон Ховард
«Доброй ночи и удачи». Режиссер: Джордж Клуни
«Гуд бай, Ленин!». Режиссер: Вольфганг Беккер
Интервью с выпускником факультета МП МГУ (подпись: "Аноним") провела Erwin Planck.
Всем спасибо за внимание.