Лучшее  🚀
05.08.2021 в 20:00 Evernews

Обзор Black Book: из Перми с любовью

Или как колдунья и демонический кот в поход за любимым ходили.

Кстати, на сайте читать удобнее

Давно дело было, еще до революции. На дворе вторая половина XIX века, перед нами бескрайние леса Пермской губернии. Красные комиссары остаются чем-то из области фантастики, зато в объективной реальности существуют черти, суседки и прочие суеверия.

Где-то в Чердынском уезде дед Егор воспитывает сиротку Василису, обучая её колдовским наукам. Но сама она к такой судьбе не готова. Вот с любимым помиловаться, да свадебку сыграть – совсем другое дело.

Никто не помнит, как так вышло, но возлюбленный Васькин наложил на себя руки. Тут адова наука и пригодилась-то. Решила Василиса силу колдовскую у деда принять, да жениха своего из пекла вызволить.

Примерно так начинается Black Book, мистическая ролевая игра от пермской студии Morteshka.

Чтобы вернуть любимого, колдунье придется отправиться в пеший тур по минималистично, но приятно нарисованным окрестностям Урала, попутно сражаясь с разнообразной нечистью и открывая печати Черной Книги.

По преданию тот, кто откроет все печати, сможет загадать одно желание. Вытащить жениха-самоубийцу из адского пламени и отправить его прямиком под венец? You wish is my command, как говорил персонаж Робина Уильямса из «Аладдина».

Отметим вскользь, что полагаться на предания многотысячелетней давности — слегка сомнительная затея. Но Василису можно понять: дед Егор говорит очень уверенно, на все про все есть только 40 дней, надо спешить.

Поэтому книжку в руки, пестерь с чертями за спину и отправляемся в путь.

Сразу к сути: у Morteshka все получилось. За относительно небольшие деньги — на Kickstarter, к примеру, собрали $163496 — студия смогла создать игру, которую а) хочется проходить и перепроходить; б) хочется порекомендовать друзьям. Кстати, рекомендуем.

Незатейливая картинка смотрится крайне уместно (но иногда кажется, что у Василисы нет носа). Немного напрягает отсутствие мимики в диалогах, зато озвучка — мое почтение.

Актеры подобраны очень удачно, авторы диалогов и исторические консультанты проделали огромную работу: общение Василисы с нечистью, спутниками и деревенскими жителями дивно обогатит ваш лексикон.

Сочетание озвучки, графики и диалогов сплетает очень уютную атмосферу. Хотя в игре в общем-то происходят страшные вещи — в какой-то момент, например, можно отправить старушку в пекло, — местное зло какое-то почти домашнее и одновременно интересное.

В диалоги стоит вчитываться, сказки-былички — вдумчиво изучать. В них регулярно попадается что-то полезное. Разговорами, впрочем, решаются не все проблемы — иногда надо и поколдовать.

Здесь Black Book выкладывает на стол козырного туза: карточная боевая система, придуманная геймдизайнерами Morteshka, может отдаленно напоминать «Гвинт», но на деле куда глубже и любопытнее.

Сражения, наверное, один из самых удачных аспектов игры. Во-первых, древо прокачки и обилие заклинаний-карт сами по себе позволяют собирать очень разных Василис.

Вдобавок в распоряжении нашей героини есть целый ворох полезных трав (конечно, если вы не ленились их собирать или покупать) и артефактов разной степени могущественности.

Во-вторых, разработчики ловко жонглируют механиками, то и дело подкидывая противников, ради которых приходится пересобирать колоду и придумывать новые тактики. А ведь есть еще бои-головоломки и битвы с другими колдунами, дающими Василисе фору по части сил...

Может прозвучать странновато, но в чем-то подход разработчиков напоминает Bloodborne. Да, Василиса постепенно становится сильнее, но в Black Book можно и нужно воевать не числом атакующих карт в руке, а умением самого игрока.

Потренируетесь, наберетесь опыта, и во втором прохождении — а вам захочется пройти игру во второй раз — противники, вызывавшие трепет, будут отправляться на встречу с создателем быстро и технично.

Еще одна удачная находка Morteshka – местная система грехов. Вообще у Василисы странные отношения с небесами: с одной стороны, она вроде бы колдунья, пропащая душа; с другой — надеется избежать посмертия в адском пламени и попасть в более приятное место.

Грехи прилетают Василисе и за собственные действия, и благодаря чертям, которых она подбирает во время своих приключений. Их кстати можно отправлять на задания в лучших традициях Assassin's Creed.

По желанию Василисы черти могут терзать невинных людей, принося в награду грехи, деньги и полезные травки. Либо сидеть смирно и терзать взамен саму колдунью, вешая на неё достаточно неприятные дебаффы.

Проще всего проходить игру за Василису-грешницу, но разработчики уверяют: количество грехов влияет на появление в диалогах некоторых реплик и концовки. Плюс — это мы знаем точно — с чистой совестью финальный уровень пройти будет гораздо легче.

Местный сюжет - еще один аргумент в пользу перепрохождения игры. Во-первых, он хорош сам по себе: сценаристы рассказали отличную историю, не забыв plot twist ближе к последнему акту и вписав в игру необычный финальный уровень. Во-вторых, есть несколько любопытных развилок, добавляющих глубину истории и личности Василисы. А еще у нашей героини есть спутники.

Вместе с новоиспеченной колдуньей путешествует целый отряд, который состоит из очень колоритных персонажей. В какой-то момент, к примеру, можно подобрать демонического кота, очень уважающего бражку.

Или говорящую голову, некогда принадлежавшую знакомому деда Егора — колдун решил обмануть смерть, но немного просчитался и теперь сторожит дом своей более могущественной коллеги.

Спутники обожают поболтать, могут участвовать в боях и прокачиваться, становясь немного полезнее; колдующий кот, висящий в воздухе, выглядит довольно забавно.

Но собрать всю команду за одно прохождение не так-то просто: пройти мимо развилки, где можно получить спутника, довольно легко, а сама игра никак не намекает, что вы всего в двух шагах от нового напарника.

В финале игры спутников тоже не забывают. Правда, сама концовка с рассказом о судьбе Василисы и ее знакомых устроена достаточно просто: короткий ролик и несколько слайдов в стиле последних частей Fallout. Суть она раскрывает, но деталей могло быть и побольше.

В целом Black Book производит очень приятное впечатление. Затертая фраза «сделано с любовью» описывает игру почти идеально: за тридцать часов в предрелизном билде мы сталкивались с техническими проблемами пару раз, а сделанных для галочки мест не видели вовсе.

Интуиция подсказывает, что мы еще встретимся с пермским фольклором в изложении Morteshka. Этой теме посвящены обе игры молодой студии, а судя по качеству Black Book, команда планирует надолго остаться в игровой индустрии. Желаем удачи и ждем новых встреч.

Black Book выходит 10 августа на PC, PlayStation 4 и Xbox One.