Симулируя весь мир: знакомство с Victoria 3 и ее механиками
На самом деле, игра симулирует поведение лишь групп из тысяч человек.
Кстати, на сайте читать удобнее
Paradox Interactive работает над третьей частью глобальной стратегии Victoria. Теперь игроки побывают в XIX и XX веках: в их распоряжении сотня лет с 1836 по 1936 годы и практически любая страна в мире.
Это интересная эпоха: время расцвета науки, экономики, дипломатии — и одновременно время нескольких крупных, разрушительных войн. Все это игроки смогут увидеть своими глазами, если разберутся, как управлять государством.
Перед анонсом Victoria 3 руководитель разработки Мартин Анвард и ведущий дизайнер Микаэль Андерссон дали несколько интервью, рассказав о ключевых особенностях игры; мы пересказываем главное из этих материалов.
Про население
Задача игрока сводится к тому, чтобы оказывать влияние на население своей страны. В зависимости от этого влияния население меняется, а его изменение, в свою очередь, влияет на государство.
Инструментов для влияния масса: экономическая политика, идеология, технологии, дипломатия. В конце концов, можно устроить маленькую победоносную войну.
Игра симулирует поведение всех людей, живших на Земле в 1836 году — это примерно миллиард человек. Чтобы упростить процесс, их группируют по интересам, культурам, профессиям и так далее. В каждой такой группе несколько тысяч человек.
Группы не совсем монолитны. Например, некоторые капиталисты обожают эксплуатировать подчиненных, другие — приверженцы монархии, третьи глубоко религиозны. Все это стоит учитывать, продумывая экономическую политику. С другими группами та же история.
Про группы интересов
Удовлетворить все группы интересов невозможно, если наладить отношения с одной, то наверняка придется расстроить другую. Но можно подыскивать действия, которые благодаря идеологии придутся по вкусу сразу нескольким группам — например, монархистам. Наверняка они есть и среди капиталистов, и среди бедноты.
Влияние групп тоже зависит от населения, а значит, что в разных государствах будут влиятельны разные группы. К примеру, в консервативном аграрном обществе никого особо не интересуют вопросы производственных профсоюзов, и у лидеров таких профсоюзов, если они вообще существуют, влияние будет минимальным.
Влияя на население, можно оказывать влияние на группы интересов. Например, если не хочется возиться с политически активным населением, то стоит ограничить возможности для обучения — не особо образованных людей политика не волнует. Группы интересов, которые могли бы работать с образованным населением, лишатся поддержки.
Про экономику
В зависимости от государственного строя Victoria 3 может быть директ или индирект стратегией. Если у вас либеральная демократия, то в государстве будет множество частных предприятий, на которые можно влиять опосредованно. Если коммунизм, то предприятия принадлежат государству, ими можно управлять напрямую.
На самом деле, индивидуальных предприятий в игре нет: они группируются примерно так же, как это делается с населением. Игрок влияет не на судьбу конкретного завода или мастерской, а на множество похожих предприятий.
В Victoria 3 отдельно моделируются внутренний и внешний рынок стран. Для всех товаров, производящихся или продающихся страной, подсчитываются цены, зависящие от множества параметров: например, климата или месторождений. То есть выращивать в Германии апельсины не стоит. Дефицит или избыток товаров тоже учитывается и играет большое значение в межгосударственной торговле.
Игрок может влиять на цены товаров на местном и внешнем рынке, например, устанавливая пошлины на импорт или экспорт. Это можно использовать как средство давления: если страна-конкурент зарабатывает на стали, вы можете наводнить рынок дешевым железом и усложнить ей жизнь.
Государство могут заключать торговые соглашения, упрощая выходы на рынки друг друга, или создавать таможенные союзы. Накладывать эмбарго тоже можно.
Про бюрократию и государственные институты
От государственных институтов зависит то, как ваша страна работает «под капотом»: например, устройство ее системы образования. С их помощью можно регулировать доступ к школам, управлять принципами призыва на военную службу, полицией.
Институты могут ослаблять или усиливать группы интересов. К примеру, если читать учебные программы будут профессора-интеллектуалы, то образование станет эффективнее, но по стране могут начать гулять социалистические идеи.
Институты работают за счет очков бюрократии, это один из игровых ресурсов, зарабатываемых с помощью судов и других правительственных учреждений. Если хочется контролировать больше аспектов жизни страны, то потребуется больше очков бюрократии — зато это ослабит группы интересов, связанные с определенными институтами.
Контролировать все невозможно: очки бюрократии уменьшаются в зависимости от численности населения и количества недовольных лидеров групп интересов. В результате можно поддерживать работу только нескольких государственных институтов.
Про престиж
Маленькое государство — не обязательно слабое. Положение государства на мировой арене зависит от его престижа, зарабатываемой несколькими способами: например, военной мощью или объемом ВВП.
Для роста престижа не обязательно собирать армию. Можно, к примеру, поменять государственный строй: империя престижнее, чем герцогство. Или вложиться в науку, совершая передовые открытия.
Социальная политика тоже важна, но мы не знаем, как именно — разработчики просто говорят, что такое влияние есть.
Про дипломатию и войну
Дипломатия в игре гораздо важнее войн — в Victoria 3 можно достичь почти любой цели дипломатическим путем. Но при желании, конечно, можно и повоевать.
Дипломатия работает примерно так же, как в Victoria 2: Heart of Darkness. Ее основа это дипломатические игры: партнеры могут выставлять друг другу кучу требований и условий, но просто наобещать и не сдержать данное слово будет непросто — ИИ анализирует отношения между государствами и прикидывает реалистичность обещаний.
Во время переговоров есть масса возможностей. Например, если более сильное государство требует отдать вашу провинцию, то можно попытаться найти государство-защитника, готовое за вас вписаться. Но ему тоже наверняка что-нибудь от вас потребуется. Если удастся найти защитника, то государство-агрессор тоже может что-то предпринять, усилив свою переговорную позицию.
Европейские войны не поощряются — если сражаться на континенте, то ваше государство быстро потеряет популярность на мировой арене. Просто так взять и завоевать весь мир не получится, жители захваченных государств будут стараться вернуть себе независимость.
Про колонии
Воевать куда проще в колониях: устроить европейскую войну не так-то просто и приятно, а вот где-нибудь в Африке великие державы могут регулярно отщипывать друг у друга кусочки территории.
К визитам в колонии придется готовиться. Например, для освоения некоторых мест потребуются специальные технологии — допустим, чтобы справиться с малярией.
Освоение колоний это проблема. Во-первых, надо как-то убедить жителей метрополии, что некоторым из них стоит переселиться в колонии и поучаствовать в их освоении. Во-вторых, может получиться так, что коренные жители колоний будут не рады пришельцам — с ними придется что-то решать.
Про науку
Есть три типа технологий: производственные, общественные и военные. Исследование устроено довольно просто: игрок может выбрать интересующую его технологию, а затем инвестировать в университеты, чтобы ускорить процесс.
Исследовать технологии нужно не всегда: если ваше государство активно общается с соседями, то технологи могут просто «просачиваться» к вам. Но это не всегда хорошо: государство-автократ вряд ли обрадуется, если его жители узнать о существовании прав человека.
Чтобы бороться с ненужными технологиями, можно вводить цензуру, создавая своеобразный буфер между жителями вашей страны и вредной информацией, пытающейся в ней распространиться.
Про смену власти
Влиятельные группы интересов стремятся к власти: например, могут потребовать политических возможностей или избраться в парламент, если он у вас есть. Если такую группу подавлять, то она может стать радикальнее и поднять восстание.
Такие восстания могут привести к гражданской войне, когда одна часть страны сражается с другой, пытаясь захватить власть и перекроить политику государства, ориентируясь на собственные интересы.
Революция это еще не конец: даже если восстание окажется не мирным, игрок может просто продолжить играть за победивших революционеров, развивая государство дальше.
Про мелкие детали
По продолжительности одна сессия примерно такая же, как в Crusader Kings 3. Один день в Victoria 3 состоит из нескольких тиков, на это пришлось пойти из-за большого количества происходящих событий и возможностей — очень уж напряженная эпоха.
Сложность игры меняется в зависимости от выбора государства: рулить маленькой отдаленной страной куда проще, чем империей с множеством колоний. Возможно, разработчики добавят отдельный режим низкой сложности — например, чтобы можно было не переживать, что в ваше маленькое государство нагрянет великая держава.
Дату выхода Victoria 3 разработчики не называют, на релизное окно тоже не намекают. Похоже, игра появится не раньше 2022 года.
- Тактические маги и тысячи тиранидов: главные анонсы PC Gaming Show
- Утек ранний геймплей Victoria 3
- Инсайдер: AMD перейдет на LGA-сокеты
- По следам Рика: кадры с площадки «Ходячие мертвецы: Мир за пределами»
- Главные анонсы PDXCON: Victoria 3, Crusader Kings 3, Empire of Sin и другие игры
- Утечка: в разработке Victoria 3