«Давайте не поедем в Россию»: как художники Rockstar съездили за референсами в Египет
И, кажется, поставили под угрозу некое онкологическое исследование.
Кстати, на сайте читать удобнее
Порядка десяти лет назад Rockstar Games работала над Agent, шпионским триллером в сеттинге холодной войны. С разработкой игры тоже связана как минимум одна шпионская история — ее рассказывает Game Informer.
В Agent игроки должны были посетить несколько стран, в частности, Египет. Для сбора референсов группа сотрудников Rockstar San Diego отправилась в Каир и попала в серьезный переплет: в какой-то момент, вспоминают собеседники Game Informer, все опасались, что разработчики окажутся в тюрьме.
Никогда не забуду, как кто-то из посольства [США в Египте] сказал мне буквально следующее: «Ребята, вы тупые? Как вы вообще пришли к мысли, что это хорошая идея?»
Луис Джильотти, руководитель разработки Agent
Вообще, рассказывают Джильотти и старший художник по окружению Джо Санабриа, отправить разработчиков в Каир решили не от хорошей жизни. Первоначально в качестве референсов хотели использовать фотографии высокого разрешения и спутниковые снимки, но ничего подходящего просто не нашлось.
В Rockstar решили, что проще всего съездить на место и самим отснять все, что нужно: это сэкономило бы время. Отправка группы сотрудников в Египет, вспоминает Санабриа, было достаточно затратным делом, но ускорение разработки все окупало.
Послать в Египет решили четырех человек, в помощь им нашли водителей, выступавших в роли переводчиков и проводников. Уже тогда было известно, что иностранцы, фотографирующие правительственные здания или чиновников, сталкиваются с проблемами, но разработчики решили — рискнуть стоит.
Мы думали примерно так: «Ну да, это проблема. Но мы просто не будем снимать правительственные здания, и все будет нормально. Весь остальной город снимать можно, найдем чем заняться».
Джо Санабриа
Прибыв в Каир, разработчики разделились на две группы и начали колесить или просто ходить по городу, делая тысячи снимков. Довольно скоро сотрудникам Rockstar пришлось встретиться с полицейскими.
Как-то раз я делал снимки неподалеку от главной улицы, вдруг набежали сотрудники их тайной полиции и начали на меня орать. Я понятия не имел, что они говорят. Наш парень объяснил: полицейские хотят, чтобы мы засветили пленку и немедленно убрались.
Но у нас-то были цифровые камеры, так что я говорю: «Слушайте, пленки нет, камера цифровая». А они мне: «Вообще плевать, вытаскивай пленку».
Джо Санабриа
В конце концов Джо сумел объясниться с полицейскими и просто удалил фотографию с камеры. Его коллегам повезло меньше: во время одной из встреч с полицейскими кому-то из разработчиков для убедительности сунули ствол под ребро.
Затем, вспоминает Санабриа, положение группы стало быстро ухудшаться. Сперва полицейские выяснили, что за местные жители помогают сотрудникам Rockstar, а затем допросили одного из водителей, сотрудничавших с разработчиками.
Нашего водителя не пытали, но его задержали посреди ночи и поспрашивали, кто мы такие и чем вообще занимаемся. Вскоре после этого допроса нам сказали: «Вы, ребята, больше не можете покидать свои номера».
Джо Санабриа
Именно в этот момент руководитель разработки Agent Луис Джильотти связался с посольством США в Египте и узнал о себе много нового. Просидев несколько дней в своих номерах, разработчики решили покинуть Египет.
Первым, отдельно от всей команды, в США улетал ведущий художник Даррелл Галлахер. Местные власти задержали его рейс, а самого Галлахера забрали на допрос — художника попросили показать, что на его ноутбуке.
Они задержали вылет и сказали: «Слушайте, у нас есть наводка, что вы, парни, снимаете у нас в стране порнографию. Нам надо посмотреть, что за снимки вы делали. Показывайте ноутбук».
В этот момент мы поняли, что могут быть проблемы. Конечно, ничего незаконного мы не засняли, но было сделано порядка 12 тысяч снимков.
Джо Санабриа
Если бы на одном из снимков случайно оказалось что-то незаконное, то у разработчиков могли возникнуть серьезные проблемы. Попытавшись прояснить ситуацию с посольством, Луис Джильотти выяснил, что все еще хуже, чем думали в Rockstar.
Я такой: «Слушай, да ты не понимаешь, мы просто делаем видеоигры. Просто пытаемся добыть текстуры для нашей крутой игровой демки».
А парень [из посольства] отвечает: «Ну, мне жаль, но если ваших ребят арестуют, то у них серьезные проблемы. Если на один из этих ноутбуков скачали хотя бы одну отдаленно грязную картинку, дело может пахнуть смертной казнью».
Луис Джильотти
В конце концов Галлахера выпустили из страны, а остальные члены команды поняли, что нужно подстраховаться. Уже отснятые материалы записали на DVD и отправили в США через FedEx, а ноутбуки почистили, удалив все даже отдаленно компрометирующие снимки: остались только пирамиды да музеи.
С чисткой, вспоминает Санабриа, возник забавный казус. Арт-директор Чарльз Морроу взял в поездку не собственный ноутбук, а отцовский; его отец, гинеколог, специализирующийся на онкологии, хранил на жестком диске массу достаточно своеобразных снимков.
Чарльз говорил: «Я не могу все это удалить, это же работа моего отца». И одновременно волновался: мол, вдруг все это примут за порнографию?
Джо Санабриа
В конце концов все обошлось. Храбрившиеся разработчики добрались до аэропорта, погрузились на свой рейс и отбыли из Египта, так и не встретившись с сотрудниками местной полиции.
Все 45 человек в офисе были как на иголках, и тут звонит телефон. Я беру трубку, а там один из моих арт-лидов говорит: «Мы сделали это. Мы на взлетной полосе, взлетаем». Все зааплодировали.
Луис Джильотти
Разработчики, вернувшиеся в США транзитом через Англию, так и не узнали, почему египетские власти решили не проявлять к ним интерес. Следующим пунктом назначения для охотников за референсами должна была стать Россия.
Планировалось, вспоминает Луис Джильотти, отправиться в Санкт-Петербург. После египетского опыта разработчики резко передумали.
Мы подумали: «А давайте не поедем в Россию, чтобы еще раз не напороться на то же самое?»
Луис Джильотти
Спустя годы, рассказывая эту историю, Джильотти удивляется легкомысленности команды. Луис объясняет желание рискнуть стремлением разработчиков сделать игру максимально правдоподобной.
Египетские референсы, похоже, использовались при создании локации в восточном стиле, скриншоты которой утекли в 2015 году. Аутентичность этих кадров не подтверждалась, но и не опровергалась.
Правдоподобность, впрочем, не пригодилась. Спустя несколько лет разработку Agent свернули, полноценно игру так никогда и не анонсировали.