Когда мощность не главное: как провалилась PlayStation 3
Консоль была так хороша, что с ее процессором не могут тягаться и современные CPU.
Кстати, на сайте читать удобнее
Игровое подразделение Sony попало в десятку два раза подряд: первое поколение PlayStation разошлось тиражом в 100 миллионов экземпляров, PlayStation 2 купили больше 158 миллионов раз. Но с третьим поколением у компании вышла промашка.
Намерения, вспоминает основатель Insomniac Games Тед Прайс, были благие. Кэн Кутараги, руководитель Sony Computer Entertainment, смотрел в будущее и видел там необходимость параллельных вычислений — причем не только в играх.
Кутараги был уверен, что компании нужно нечто принципиально новое. По заказу Sony в IBM разработали процессор Cell, отличавшийся невероятной производительностью и способный очень хорошо распараллеливать вычисления.
Даже современные процессоры, самые быстрые чипы Intel из тех, что вы можете купить, и близко не подобрались к Cell. К сожалению, добиться от этого процессора такой производительности было невероятно трудно.
Думаю, Cell попросту опередил свое время: принципы взаимодействия с ним напоминали то, как сейчас устроена работа с GPU. Но работать с ним было слишком сложно.
Это определенно был взгляд в будущее, однако устройство вышло чрезмерно мощным и не слишком удобным для разработки.
Михил ван дер Леу, технический директор Guerrilla Games
В теории архитектура Cell была великолепна. На практике для получения максимальной производительности надо было приложить массу усилий. Процессор был очень производительный и очень нежный. Помню, как я работал с ним во время создания Gran Turismo для PlayStation 3 — было непросто.
Кадзунори Ямаути, Polyphony Digital
Во время первой презентации PlayStation 3 Кутараги рассказывал о том, что консоль будет поражать воображение. Год спустя выяснилось, что цена будущего высока: Sony была вынуждена сделать две версии консоли, по $500 и $600.
Когда стало ясно, что с ценой консоли будут проблемы, в Sony попытались снизить стоимость устройства. Оказалось, что сделать это почти невозможно — все упиралось в два ключевых элемента консоли.
Архитектура у PlayStation 3 получилась очень своеобразная. Программистам приходилось тратить месяцы просто на то, чтобы вывести на телевизор кусочек картинки.
Конечно, процессор Cell был монструозным чипом с невероятной производительностью, но мы быстро поняли, что для большинства разработчиков важна не столько пиковая мощность, сколько простота.
Шухей Йошида, бывший президент Sony Worldwide Studios
Процессор Cell, который заказывала только Sony, при производстве достаточно небольшими партиями стоил дорого; Sony хотела использовать его не только в PlayStation 3, но до этого дело так и не дошло.
Кроме того, в консоли применялся Blu-ray привод, на тот момент тоже только выходивший на рынок и обходившийся чрезвычайно дорого. Благодаря PlayStation 3 удалось задавить формат HD DVD, но Sony заплатила за это высокую цену.
Впрочем, в компании все же попытались сделать прототип, который мог стоить более вменяемые деньги. Прототип показали Кэну Кутараги — и тот очень ясно дал понять, что это устройство никогда не пойдет в серию.
Господин Кутараги настойчиво требовал от нас снизить стоимость консоли. Сделать это было непросто: в PlayStation 3 использовался целый ряд наиболее продвинутых технологий.
Как-то раз я решил сделать очень дешевый и просто выглядящий прототип, удовлетворяющий требованиям по стоимости, и показал его мистеру Кутараги. Как только он увидел дешевый прототип, то тут же бросил его об пол и разбил на куски.
Масаясу Ито, исполнительный вице-президент инженерного подразделения SIE
Словом, PlayStation 3 вышла именно такой, как ее видел Кутараги: продвинутое устройство, способное отрисовывать множество полигонов, работать медиаплеером и быть составной частью суперкомпьютера. Была только одна проблема — нулевая конкурентоспособность.
Консоль, вышедшая через год после Xbox 360 — как мы теперь знаем, запуск отложили из-за Blu-ray привода — стоила на $200 дороже устройства конкурентов. На этом работа Кутараги в игровом подразделении Sony фактически закончилась.
Через несколько недель после выпуска PlayStation 3 он вроде бы ушел на повышение, став председателем совета директоров Sony. Спустя несколько месяцев Кутараги внезапно ушел в отставку, оставив за собой только пост почетного председателя.
Созданием PlayStation 4 руководил уже Марк Черни. На этот раз никаких кастомных и невероятно быстрых чипов не проектировалось: консоль сделали простой и максимально близкой к обычному PC. Разработчики и игроки простоту оценили — продажи консоли уже обошли первое и третье поколение PlayStation.
- Sony выложила не ту прошивку для PlayStation 3: проблемы возникли и у реальных консолей, и у эмулятора
- Эмулятор PlayStation 3 научился хоть как-то запускать все игры, вышедшие на консоли
- В Dying Light стартовал средневековый кроссовер с Chivalry: тут появились доспехи и мечи
- Dr DisRespect станет героем собственного сериала
- Как из PlayStation 3 собирали суперкомпьютеры, а PlayStation 4 все испортила
- PlayStation 3 задержалась на год из-за лазера стоимостью в 5 центов