Падение Starbreeze: что случилось с авторами Payday и Overkill The Walking Dead
Как череда неразумных решений и инвестиций привела Starbreeze на грань закрытия.
Кстати, на сайте читать удобнее
Год назад Starbreeze и Overkill Software чувствовали себя отлично: компании наконец начали рассказывать о Overkill The Walking Dead, находившемся в разработке несколько лет. Фанатам нравилось: геймплея еще не было, но трейлеры впечатляли.
Сейчас все иначе. Overkill The Walking Dead с треском провалился, Starbreeze сменила генерального директора и проводит реструктуризацию, пытаясь отдать долги. Возможно, компания будет продана и закрыта. Журналисты Eurogamer попытались выяснить, что случилось со Starbreeze, а мы выбрали главное из их материала.
Проблемы Starbreeze начались в 2012 году, после выпуска шутера Syndicate, созданного по заказу EA. Еще до релиза игры ключевые сотрудники компании уволились и основали студию MachineGames. Из активных команд у Starbreeze осталось только группа, работавшая над Brothers: A Tale of Two Sons. Для завершения игры нужны были деньги.
В это же время проблемы возникли у Overkill Software, разработчиков первой части Payday: они искали финансирование для разработки сиквела. Overkill решили объединить усилия со Starbreeze и продать компанию. Вместе денег владельцы Overkill получили акции Starbreeze; они стоили дешево, поэтому акций пришлось отдать много.
Хотя вскоре после выхода Syndicate было объявлено, что Starbreeze приобрела Overkill Software, фактически все произошло наоборот: теперь компанию контролировали бывшие владельцы Overkill, ставшие крупнейшими акционерами Starbreeze.
Я понимают, что нужно было избежать банкротства, но в Overkill никогда не собирались по-настоящему использовать наши таланты. Идея была в том, чтобы добыть денег с помощью Starbreeze, а затем закрыть студию разработки. Вскоре так и произошло.
один из источников Eurogamer
Благодаря объединению ресурсов у Overkill появились деньги для разработки Payday 2. Игра стала успешной, стоимость акций Starbreeze росла, но руководство спорило: Ульф Андерссон, один из основателей Overkill, хотел заняться менее масштабными проектами, его брат Бо стремился к большему. Вскоре Ульф перестал появляться в офисе.
В конце концов Бо выкупил долю Ульфа в Starbreeze. После окончательного ухода из компании тот основал новую студию, 10 Chambers Interactive — сейчас она занимается разработкой шутера GTFO. Братья Андерссоны якобы не разговаривают до сих пор.
В 2014 году Starbreeze подписала с Skybound Entertainment контракт на разработку Overkill The Walking Dead — планировалось, что игра выйдет через два года. Бо Андерссон полагал, что игру можно будет поддерживать вечно, и она сможет стать аналогом Destiny во вселенной «Ходячих мертвецов».
Параллельно развивалось издательское направление: Starbreeze стала партнером авторов кооперативного хоррора Dead by Daylight, разошедшегося тиражом в 3 миллиона копий. Другие проекты были менее успешными: в частности, провалился Raid World War 2. За разработку игры отвечала студия, основанная старыми друзьями Бо Андерссона.
На этом этапе финансирование новых проектов Starbreeze и Overkills Software происходило в основном за счет продаж Payday 2 и его дополнений. В 2018 году Starbreeze согласилась продать права на издание Dead by Daylight самим разработчикам игры: так компания смогла заработать немного денег.
Это Payday 2: World War 2. Зачем мы вообще его делаем? Зачем конкурируем сами с собой? Почему бы не сделать дополнение для Payday 2 или что-нибудь в этом духе?
один из источников Eurogamer
Raid World War 2, в который вложили $8 миллионов, настолько не оправдал надежд компании, что Starbreeze пришлось прибегнуть к внешнему финансированию. Компания продала акции в общей сложности на $30 миллионов: с помощью этих денег планировалось довести до конца разработку Overkill The Walking Dead.
Одновременно компания пыталась работать на рынке виртуальной реальности. В 2015 году Starbreeze за $2 миллиона купила французскую фирму InfinitEye: планировалось, что она создаст высококлассную VR-гарнитуру.
Acer вложила в этот проект $9 миллионов, сама Starbreeze потратила еще $10 миллионов на создание тематического VR-парка в Дубае. Компания подписала соглашение с IMAX и инвестировала $8 миллионов в создание VR-проектов по мотивам известных фильмов. Ничего особенно успешного создать не удалось. Проект IMAX VR сейчас закрыт.
Требовалась куча проектов для VR-центров, так что мы просто хватали всех подряд разработчиков игр для VR, не особо тщательно их проверяя. По большому счету, они просто разбрасывались деньгами впустую.
один из собеседников Eurogamer
Еще одним неудачным вложением был движок Valhalla, купленный за $8 миллионов. Предполагалось, что на нем будут разрабатываться все игры Starbreeze; на самом деле Valhalla был чисто графическим движком, использовать его для полноценной разработки было практически невозможно.
Одним из проектов, в котором попытались внедрить Valhalla, стал Overkill The Walking Dead. Разработчик, занимавшийся интеграцией, называет технологию «куском дерьма»; команде было ясно, что игра не выйдет в 2016 году. Спустя год в Starbreeze признали проблему и отказались от Valhalla: игру решили делать на Unreal Engine.
Руководство полагало, что команда сумеет всего за год полностью переделать игру на новом движке и подготовить ее к выпуску. Это было невозможно: большая часть разработчиков была просто не знакома с Unreal Engine. Для разработки Overkill The Walking Dead использовались демонстрационные проекты из библиотеки движка.
Разработчики рассказывают, что для Overkill The Walking Dead постоянно придумывали новые идеи — как правило, это происходило после того, как на выходных геймдизайнеры играли в какую-то из новых игр. В команде полагают, что у продюсеров просто не было опыта управления таким крупным проектом.
В большинстве случаев причиной появления того или иного предложения была игра, в которую они играли на выходных. Можно было услышать что-то в духе: «эй, а можно сделать штуку как в Far Cry?». Мы начинали ее делать, а спустя пару недель слышали: «а можно как в Assassin's Creed?».
один из сотрудников Overkill Software
В 2018 году разработка Overkill The Walking Dead стала сопровождаться кранчами: руководство поняло, что игра снова не успевает в срок. Команда работала сверхурочно на протяжении нескольких месяцев, разработчикам оставили один выходной в неделю.
Игру все-таки доделали: Overkill The Walking Dead вышла 6 ноября 2018 года. С точки зрения самих разработчиков это была альфа, в лучшем случае бета-версия, чудом собранная за полтора года. С точки зрения игроков это был полный провал — проект практически никому не понравился.
Продажи нового проекта едва ли достигли 100 тысяч копий из необходимых 5 миллионов. Игра не генерировал средств, достаточных для продолжения рекламной кампании. Стоимость акций Starbreeze начала быстро снижаться. Бо Андерссон был уволен с поста главного исполнительного директора Starbreeze.
В письме, отправленном бывшим коллегам после увольнения, Андерссон рассказывал, что за последние 2-3 года работал по 100 часов в неделю, развелся с женой и потерял право опеки над детьми. В проблемах проекта Бо винил разработчиков, не желавших вкладывать слишком много сил в разработку игры.
Он на самом деле обвинял [в провале Overkill The Walking Dead] всех, кроме себя самого. Просто нелепо писать подобные вещи.
один из сотрудников Overkill Software
Вскоре после увольнения Бо Андерссон был задержан шведской полицией по обвинению в инсайдерской торговле: он продал акции Starbreeze незадолго до того, как их стоимость упала вдвое из-за публикации негативного финансового отчета.
Через некоторое время Бо отпустили; шведская пресса сообщает, что акции были заложены банку и продавались без участия Андерссона.
Собеседники Eurogamer утверждают, что обычные разработчики не знали, насколько пошатнулось финансовое состояние Starbreeze и как сильно компания зависит от успеха Overkill The Walking Dead. Сейчас долги Starbreeze оцениваются в $44 миллиона.
Ходят слухи, что компанию может купить издатель THQ Nordic.