Наши любимые фильмы: Крепкий Орешек
Всем привет!
80-е-90-е годы, определённо, были одним из тех периодов, когда кинематограф (да и не только он) переживал большие взлёты. Мало того, что именно в этот период выходило очень большое количество фильмов, начиная от комедий и драм и заканчивая чем-то жестоким, вроде боевиков и ужастиков, большая часть того, что показывалось тогдашнему потребителю было по меньшей мере качественной продукцией, если уж не шедевром, хотя были и такие случаи. При чём, та большая часть того, что смотрел наш отечественный потребитель, было зарубежным, и, как ни странно,было намного качественнее нашей продукции. Конечно, никто не мог тогда говорить о дублированных и качественных переводах, поскольку тогда с пиратством были огромные проблемы (как, впрочем и сейчас), но именно так, зачастую, люди и смотрели эти фильмы и вполне наслаждались. А когда снимают что-то, что действительно может как-то зацепить зрителя, так это боевики. Да, тогда боевиков было много, и разнообразия в выборе было куда больше. Тут вам Шварцнеггер со своим Терминатором, Сталлоне со своим легендарным боксёром Рокки и настоящей боевой машиной Рэмбо, Жан-Клод Ван Дамм, Брюс Ли, Чак Норрис... и этот список можно продолжать до бесконечности. Не стоит говорить, что данная продукция пользовалась огромной популярностью, особенно среди молодёжи, чьи стены просто были исклеены постерами с их любимыми героями и кумирами, кому они поклонялись и сами стремились быть такими же, как, к примеру, Терминатор или тот же Рэмбо. Но есть, по крайней мере, один фильм, который нам нравился больше всего и которы мы смотрели возможно в детстве, а может и уже в подростковом возрасте. Один из лучших боевиков своего времени с Брюсом Уиллисом, чья роль полицейского была одной из лучших в его карьере, а сам фильм получил ряд положительных отзывов и более того заслужил статус культового боевика. Разумеется, я говорю о Die Hard - великом Крепком Орешке.
Снятый в конце 80-х, Die Hard был чуть ли не хитом того времени, был номинирован и удостоился многих наград. Начиная с хорошего сценария, отличного экшена, потрясающей визуальной части картины и заканчивая потрясающей режиссурой, великолепно подобранным актёрским составом и отличным звуковым сопровождением, Die Hard брал всем и отдавал сполна теми эмоциями, что мы переживали при просмотре. Снят фильм был по роману Родерика Торпа "Ничто не вечно", однако первоначально было задумано, что это станет своего рода продолжением другого культового боевика "Командо", ради чего проводились переговоры с самим Арнольдом Шварцнеггером. Однако не срослось: Арни отказался от участия, в результате чего пришлось найти ему достойную замену и переработать сюжет под персонажа, который одновременно был бы сборником всевозможных клише, но и одновременно запоминался зрителем, чтобы он стал символом тех времён, как это сделали те же Рэмбо и Терминатор. Так зародилась идея об Die Hard - истории обычного полицейского Джона Макклейна, который, рискуя жизнью, прорывался через град пуль, ряд испытаний, не раз висел на краю смерти и чуть не погибал. И всё это изложили в виде одного дня из его жизни, а именно канун Рождества. Конечно, что за прекрасный день, чтобы взять свой пистолет и пойти на войну с террористами. К чёрту Рождество, к чёрту Ёлка, подарки и прочие радости - у меня есть пушка и я пойду мочить террористов, попутно прорываясь через весь этот ад. Чёрт побери, но это было весьма оригинально.
Что у нас с сюжетом? По сути, как я уже и говорил, на дворе зима, все готовятся к Рождеству: кто-то работает, кто-то решил побольше провести времени со своей семьёй или где-нибудь около камина, а Нью-Йоркский полицейский Джон Макклейн летит для этого в Лос-Анджелес, чтобы встретиться с женой и детьми, которые живут отдельно. И тут такая драма: будучи полицейским, для Джона важна работа, поэтому он мало уделяет внимания тому, что у него есть семья, есть жена, дети, а он даже не может уделить им хоть достаточное внимание - полицейский долг превыше всего. И вот же ирония судьбы: в тот же самый момент, здание, где находятся Макклейн и его семья, врываются наёмники во главе с харизматичным и жестоким Гансом Грубером, которого сыграл Алан Рикман, который захватывает здание и собирается получить свой "рождественский подарок" - 640 миллионов долларов. К тому же, фактически, терроризм является лишь прикрытием, пока они грабят хранилище, поэтому все становятся заложниками... кроме нашего Макклейна - какие мы догадливые. Разумеется, Макклейн не хочет всё так оставлять, и вызывает копов, которые, тем не менее, особо так не собираются улаживать это дело, в следствие чего Джон разбирается сам, по одиночке убирая преступников и в конце концов добравшись и до Ганса... упс, спойлеры. Да, я думаю, что вы и так знаете, чем всё закончится: добро побеждает, злых террористов убивают, а Джон едет праздновать праздник - Merry Christmas & happy New Year, bastards.
Разбирая актёрскую игру, давайте уделим внимание, собственно, герою и злодею - тем парням, которые в конце концов схлестнутся в одной битве... в которой выиграет наш герой, а злодей получит люлей. Брюс Уиллис в роли Джона Макклейна бесподобен (ещё бы - тогда актёр работал замечательно почти на все 100%). Опять же упомяну, что по большему счёту перед нами сборка всевозможных клише, что не просто показывают - про это открыто говорят и сами герои, хоть тот же Ганс. он - олицетворение многих образов, будь это хоть Рэмбо, Маршал Диллон или Джон Уэйн, хотя есть и прообразы, на которых также частично он и основан, хоть тот же Джо Леланд из "Ничто не Вечно", Фрэнк Мэлоун из "58 минут" и даже легендарный Гарри Каллахан, он же "Грязный Гарри". В общем, уже можно сказать, что его образ многогранен и представляет из себя всё то, что мы видели до этого. Но это будет несправедливо, поэтому дополним картину. Да, перед нами машина для убийств, которая переживала кучу серьёзных ранений, был на волоске от смерти кучу раз, перебил столько террористов в одиночку, чему не позавидует тот же Рэмбо, но вполне могут позавидовать простые люди. И хотя мы можем говорить, что он неубиваем и готов на всё, чтобы добиться своего, однако перед нами вполне живой человек без каких-либо сверхспособностей и далеко не Терминатор. Он может погибнуть, он может чувствовать боль и страдания, но он находит силы двигаться дальше и тем самым выживать. Да, в этот образ вложили очень много, как те же его разговоры с собой или чувство вины перед родственниками или теми, кого он не спас, его собственные фирменные фразочки в духе Дюка Нюкема из сами знаете какой игры, типа "Я замочил вашего человека - теперь у меня есть автомат" или самая известная фраза всей серии "Япи-Ки-Яй, ублюдок!" (в одной из вариаций, "Йо-хо-хо, ублюдок!", что некорректно, поскольку так кричат пираты, а Макклейн изображает из себя Джона Уэйна, который, в свою очередь, был ковбоем). И это делает героя в какой-то степени индивидуальным: это не те образы, что были до этого и это вполне самостоятельный персонаж, который рискует жизнью, но добивается своего, который висел на волоске от смерти кучу раз, но каким-то образом умудрялся выживать, хотя опять же напомню - ОН НЕ ТЕРМИНАТОР! Это делает его одним из тех персонажей, которые были олицетворением тех времён,символом тех боевиков, которые мы смотрели и просто хорошим и проработанным персонажем, которого нам подарил Брюс Уиллис и который для нас стал кумиром, наравне с Терминатором и Рэмбо (ну и прочими героями).
Теперь о господи боже Гансе Грубере - терпеть не могу этого парня. Нет, Алан Рикман - хороший актёр, на счету которого ряд хороших ролей, но в этом фильме мы видим, какой он же засранец... и в то же время харизматичный персонаж. Рикман показал, насколько можно ненавидеть этого парня. Одновременно и харизматичный, и жестокий, Ганс представляет из себя образ большинства злодеев тех времён: обозлённый своими обидами, он хочет мести... и, разумеется, лёгкой наживы, ради которой и идёт грабить здание. С первых минут, он показывает нам вполне дипломатичного человека, способного манипулировать людьми, даже когда те не представляют себе, что перед ними жестокий, беспощадный и стремящийся получить своё злодей. Никогда не забуду первую встречу Макклейна с Груббером: оба не подозревают, что перед ними тот, кто только что разговаривал с ним и которого он хочет отправить на тот свет, оба в смятении. В своё время, это было одной из гениальных сцен как в фильме, так и вообще (для полной реальности, это сделали вообще без репетиций, и МАТЬ ЖЕ ВАШУ, это было гениально). Тем не менее, всё заканчивается плохо для Ганса: все помнят концовку, где он падает с огромной высоту и разбивается насмерть, что было, с одной стороны, крайне жестоко для такого злодея, но и в то же время это было потрясающе благодаря качеству съёмки данной сцены и конечно же благодаря общей постановке. Тем не менее, несмотря на такой финал для такого злодея, мне кажется, что из всех злодеев из пенталогии, именно Ганс Грубер был вполне убедительным и потрясающим злодеем. Мы его ненавидели, мы понимали, что такому персонажу нельзя симпатизировать, но и в то же время поражались, насколько гениально Рикман сыграл данного злодея. Харизматичный, жестокий и стремящийся получить то, что он заслуживает, Ганс Грубер - один из величайших плохишей, которых только видел мир и по-настоящему гениальный персонаж. Слава Алану Рикману! Великий актёр - великий злодей.
Для боевика, у фильма есть всё: харизматичный герой - есть, великолепные перестрелки - тоже есть, огромные взрывы - также есть, кровь, расчленёнка, жестокость - не в полной мере, но фильм и этим изобилует. Если прихватить попкорн во время просмотра и купить пивка или чего-то газированного, вроде той же Колы, вы будете получать удовольствие вдвойне. Даже если у вас этого нет, фильм всё равно будет держать вас в напряжении и заставлять кричать от восторга, поскольку экшен-составляющая, я не вру, самая лучшая в данном фильме. Всё поставлено замечательно, перестрелки также впечатляют, учитывая то, сколько свинца было потрачено на весь фильм. Взрывы потрясающий, эффекты на высоте - при просмотре, то и дело, кричишь: ВАААУ, или что-то в данном духе, и это радует, поскольку этим боевики и нравятся большинству нашего русского народа, которому подавай хлеба и зрелищ - всё да сразу. Конечно, начало фильма может быть непривычным для такого фильма, поскольку начинают стрелять только спустя где-то десять, а то и больше минут, поэтому этого придётся немного подождать, что с какой-то стороны разочарует тех, кому хочется крови, мясца, кишков, расчленёнки с самых первых минут и до конца фильма, а с другой как-то снижает градус того, что будет творится потом. Затянуто? Возможно, но вполне нормально для такого фильма, где перестрелок и взрывов огромная куча, что большего уже не надо - всё и так идеально.
Звуковое сопровождение также радует: ту вам и классическая рождественская музыка (да, фильм был рождественский - с этим я опоздал где-то месяца на два), что тоже как-то странно для такого фильма. но таким образом это делает из боевика вполне такую годную рождественскую историю, где нету ёлки и подарков, зато есть просто огромное количество оружия, взрывов и кровавых побоищ. Согласитесь, когда фильм заканчивается и все плохие парни умирают, меньше всего вы ожидаете, что запоёт Дин Мартин, который будет исполнять свою "Let it snow".
Оригинально? Определённо, да.
Ну а в целом, что можно сказать о данном произведении? Во-первых, Die Hard - один из необычных проектов и отличается от всего того, что мы смотрели до этого. Хоть это и обычный боевик, в котором всё есть для настоящих ценителей жанра, начиная хорошим сюжетом и актёрским составом, заканчивая эффектными перестрелками и взрывами, кровью и жестокостью, в целом, это не те боевики, что мы смотрели до этого.
Определённо, над фильмом трудились, и старались из-за всех сил сделать его хорошим и качественным, что в итоге у них и получилось. Это отличный фильм, который стоит посмотреть даже из простого интереса: зацепит - значит можно пересмотреть ещё раз, не зацепит... не знаю - таких людей мало. Тем не менее, я рад за то, что вы уделили этому внимание. Подписывайтесь, советуйте фильмы, высказывайте своё мнение! На этом всё - спасибо и пока!