Как из PlayStation 3 собирали суперкомпьютеры, а PlayStation 4 все испортила
Собирать что-то из PlayStation 4 нет смысла — «это обычный старый PC».
Кстати, на сайте читать удобнее
На этой неделе Sony празднует 25-летие первой PlayStation: она разошлась тиражом в 100 миллионов экземпляров и дала старт самой успешной линейке консолей в истории. Возможно, вы не помните, но консоли Sony внесли существенный вклад не только в игровую индустрию, но и в науку.
С точки зрения продаж PlayStation 3 стала худшей из всего семейства стационарных консолей Sony: это было дорогое устройство с мощным, но нестандартным и необычным процессором, под который трудно разрабатывать игры. Однако с точки зрения ученых консоль стала прорывом.
На самом деле первые эксперименты с использованием PlayStation для научных вычислений проводились еще со вторым поколением консоли. Когда в 2002 году Sony позволила запускать на консоли Linux, группа ученых из Национального центра суперкомпьютерных приложений собрала кластер из 60-70 PlayStation 2.
Система, вспоминает Крейг Штеффен, один из исследователей Центра, кое-как работала, но чуда не произошло. У консолей почему-то постоянно наблюдались проблемы с памятью и разработчики не могли ничего с ними сделать. Проект тихо закрыли.
На какой бы машине вы ни запускали [тестовый код], каждый раз ядро [операционной системы] начинало работать нестабильно и приходилось перезагружаться. Вот такой облом.
Крейг Штеффен
На несколько лет об использовании PlayStation для научных вычислений забыли. Ситуация изменилась после выпуска PlayStation 3 и появления возможности запускать на этой консоли Linux и собственный код.
Возможно, первые эксперименты с PlayStation 3 стали проводить ученые из университета UMass Dartmouth. Гурав Кханна вместе со своей командой исследовал черные дыры, но для моделирования им нужны были большие вычислительные мощности. Заполучить суперкомпьютерное время было непросто, и тут родилась идея.
Один из членов команды, вспоминает Кханна, оказался фанатом игр и упомянул возможности процессора Cell, использовавшегося в PlayStation 3. Очень похожий чип применялся в суперкомпьютерах, которые тогда строила IBM.
Консоли стоили сравнительно дешево и исследователи начали строить свой суперкомпьютер, скупая PlayStation 3. За несколько месяцев Кханна с командой написали код и отладили код, который мог моделировать нужные процессы на обычных консолях.
Сперва ученые работали с кластером из восьми консолей, в конце концов кастомный суперкомпьютер состоял из 176 PlayStation 3, объединенных в единую сеть. По производительности система была сопоставима с традиционными суперкомпьютерами, но стоила гораздо дешевле.
Аналогичные проекты стартовали и в других лабораториях. Спустя несколько лет после экспериментов Кханны, в 2009 году, исследователи из американских ВВС решили построить на базе PlayStation 3 полноценный суперкомпьютер; его назвали Condor Cluster.
У ученых возникла неожиданная проблема. Тогда Sony как раз выпустила на рынок PlayStation 3 Slim, производительность которой оказалась ниже, чем у обычной консоли. Представителям ВВС пришлось выйти на Sony и попросить продать старые консоли, все еще остававшиеся на складах и в магазинах.
Получившийся кластер объединял больше 1700 PlayStation 3, для соединения консолей пришлось проложить 8 километров проводов. Для своего времени суперкомпьютер был очень быстр: по производительности он занимал 35 или 36 место в мире.
Condor Cluster оказался дешевле обычных суперкомпьютеров, но это было временное решение. Суперкомпьютерная индустрия все время развивается, железо становится быстрее, а PlayStation 3 стояла на месте и постепенно устаревала.
После провала PlayStation 3 в Sony провели серьезную работу над ошибками. PlayStation 4 была дешевле, практичнее и проще предшественницы; к сожалению, для ученых, заинтересованных в вычислительной мощности, она не представляла интереса.
Не было никакого смысла экспериментировать с PlayStation 4. Это обычный старый PC, ничего нового в PlayStation 4 нет.
Гурав Кханна
Суперкомпьютер университета UMass Dartmouth, построенный командой Кханна на базе PlayStation 3, до сих пор работает. Правда, его вычислительная мощность уменьшилась: некоторые консоли вышли из строя или были переданы другим ученым.
Сам Кханна по-прежнему занимается астрофизикой и вычислениями. Он экспериментирует, например, с Nvidia Shield: по оценке ученого, на его задачах это устройство примерно в 50 раз эффективнее, чем PlayStation 3.